Право международной торговли
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
«Утверждаю»
Зав. кафедрой
___________ /А.Б. Мезяев/
Протокол заседания
кафедры № 1
от «29» августа 2016 г.
Рабочая программа дисциплины
Наименование дисциплины Право международных договоров
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки: Гражданско-правовой и международно-правовой
Составители: ___________
к.ю.н., доцент Мотрохин Е.Ю.
Казань
Содержание
1. Цели и задачи учебной дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Модульно-тематический план и пояснительная записка с указанием этапов формирования компетенций
4.2 Содержание дисциплины по темам (разделам)
4.3 Планы практических и семинарских занятий
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Приложение 1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Приложение 2. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Право международных договоров - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.
Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права. Она связана со всеми его отраслями и институтами. В теории и практике используется также такое понятие, как международное договорное право, которым обозначают нормы, созданные договорами, в отличие от обычных норм. Известно также выражение "международное договорное право, например, России", которым обозначается совокупность договоров определенного государства. Объем такого права становится все более значительным. Россия является участницей свыше 10 тыс. договоров.
Цель дисциплины является сформировать у студента комплекс знаний, умений и навыков, которые позволяют ему регулировать правовые отношения в сфере порядка разработки, заключения, исполнения и прекращения международных договоров.
Задачи дисциплины:
- выработать у студентов навыки работы с источниками права международных договоров;
- изучить методы регулирования международной торговли таможенно-тарифными и нетарифными мерами;
- научить студента заключать международные договоры;
- выработать умение разрешать международные торговые споры.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору гражданско-правового и международно-правового профиля учебного плана подготовки бакалавра по направлению 40.03.01«Юриспруденция» и находится во взаимосвязи с дисциплинами согласно схеме:
обеспечивающие учебные дисциплины
Теория государства и права
Международное право
Право международных договоров |
Обеспечиваемые учебные дисциплины
ОК-5 «Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе»
ПК-2 «Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры»
ПК-6 «Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства»
После освоения дисциплины студент должен получить следующие образовательные результаты
Декомпозиция компетенций
Компетенции | Основные признаки сформированности компетенций |
ОК-5 | - знать понятие, виды и форму международных договоров; - знать порядок применения и толкования международных договоров; - уметь оперировать юридическими понятиями и категориями права международных договоров, такими как парафирование, аутентичность, ратификация; - владеть навыками реализации норм международного договора; - - владеть навыками работы с международными договорами. |
ПК -2 | - знать порядок заключения и прекращения международных договоров; - уметь анализировать, толковать и правильно применять нормы международных договоров; - владеть юридической терминологией в области права международных договоров; - владеть навыками анализа норм международного договора |
ПК-6 | - знать источники права международных договоров; - уметь разграничивать самоисполнимые от несамоисполнимых международных договоров; - уметь самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять нормы международного договора. |
Этапы формирования выбранных компетенций (или их частей - ЗУНов) можно проследить по Пояснительной записке и модульно-тематическому плану дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
4.1. Модульно-тематический план и пояснительная записка
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа)
Форма контроля - зачёт.
Модульно-тематический план для студентов очной/заочной формы обучения
Наименование модулей | Количество ауд. часов | Самостоят. работа | Всего часов | Форми-руемые компе- тенции | |
Лекц. | Прак. | ||||
Модуль 1: «Основные понятия, источники права международных договоров. Заключение международных договоров» | |||||
Тема 1: Понятие и источники права международных договоров. Виды международных договоров | 2* | 4/2* | 4/10 | 10/12 | ПК-2 ЗУ ПК-5 ЗУ |
Тема 2: Заключение международных договоров | 2/16 | 10/16 | |||
Тема 3: Действительность и недействительность международных договоров | 6/4* | 2/16 | 11/20 | ||
Модуль 2: «Действие международных договоров, их прекращение и приостановление» | |||||
Тема 4: Действие международных договоров | 4/2* | 4/16 | 16/18 | ПК-2 ЗУН ПК-5 ЗУН | |
Тема 5: Прекращение и приостановление действия международного договора | 2/16 | 12/16 | |||
ИТОГО | 15/2* | 30/6* | 14/64 |
* Данная тема изучается с элементами интерактивных методов обучения.
Пояснительная записка
Тема 1
Тема 2
Заключение международных договоров
Стадии заключения. Полномочия на заключение международных договоров. Подписание международных договоров. Ратификация, утверждение, присоединение. Депозитарий. Вступление договора в силу. Опубликование и регистрация договоров. Форма договоров. Оговорки и заявления к международным договорам. Заявления к международным договорам.
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Международного договора
Понятие и способы прекращения действия международного договора. Основания прекращения договоров. Приостановление действия международного договора. Процедуры прекращения и приостановления действия международных договоров: международные процедуры; внутригосударственные процедуры
Планы семинарских занятий
Методические указания
Семинарские занятия – одна из важнейших форм аудиторных занятий со студентами, обеспечивающая наиболее активное участие студентов в учебном процессе и требующая от них углубленной самостоятельной работы.
Семинарские занятия имеют целью не только закрепление лекционного и учебного материала, но и самостоятельное изучение дополнительных источников, опубликованных ко времени проведения этих занятий.
При подготовке к семинару по каждой теме студент должен использовать указанную обязательную литературу. Дополнительная литература выбирается студентом самостоятельно и по своему усмотрению.
В планах к семинарским занятиям формулируются основные вопросы по определенным темам.
Вопросы, которые сформулированы в планах занятий по соответствующей теме, коллективно обсуждаются на семинарах. В случае необходимости, преподаватель в ходе занятия может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия.
Заключение международных договоров
1. Стадии заключения международных договоров.
2. Полномочия на заключение международных договоров.
3. Подготовка и принятие текста международного договора.
4. Подписание международных договоров.
5. Установление аутентичности текста международного договора.
6. Способы выражения согласия на обязательность договора.
7. Функции депозитария.
8. Оговорки как одностороннее заявления, сделанное государством или международной организацией.
9. Заявления к международным договорам.
10. Вступление договора в силу.
11. Опубликование и регистрация договоров.
12. Форма договоров.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список литературы
Основная
1. Международное право [Электронный ресурс]: учебник/ Б.М. Ашавский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2016.— 848 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52110.
2. Тункин Г.И. Теория международного права [Электронный ресурс]/ Тункин Г.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2016.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49190.
Дополнительная
1. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Том 1. Общие вопросы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Талалаев А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало, 2011.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4046.
2. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Том 2. Действие и применение договоров. Договоры с участием международных организаций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Талалаев А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 504 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4045.
3. Международное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ К.К. Гасанов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52500.
4. Международное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/ Ю.В. Трунцевский [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 455 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52501.
Интернет-ресурсы
Справочная правовая система "Консультант Плюс" - www.cons-plus.ru
Справочная правовая система "Гарант" - www.garant.ru
Электронная библиотека УВО «Университет управления «ТИСБИ»» http://www.iprbookshop.ru/
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки для реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: практические занятия, групповые обсуждения/дискуссии, выполнения заданий в малых группах в течение занятия, кейсы, самостоятельная работа (групповая/индивидуальная), презентации.
Все занятия построены на практико-ориентированном методе.
В процессе изучения активно используются мультимедийные аудитории, оснащенные компьютерами с выходом в интернет, проектором, интерактивной доской, ЖК видеопанелью, звукоусиливающей аппаратурой, документ-камерой, а также типовым пакетом системного и офисного ПО.
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Для оценки компетентности рекомендуется использовать рейтинговую оценку знаний, умений и навыков студента по окончанию изучения каждого Модуля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесс. Итоговая оценка (в баллах) складывается из баллов, набранных по каждому Модулю (семестровая оценка) и баллов, набранных, непосредственно на экзамене (зачете).
Расчет набранных баллов по дисциплине осуществляется в следующей последовательности:
,
где М – количество баллов по модулю; n – количество модулей
, где К - количество баллов на экзамене (зачете);
, где П – поощрительные баллы (от 1 до 5).
Уровень освоения компетенций | Количество баллов |
компетенции не сформированы | до 59 баллов |
компетенции сформированы | от 60 до 100 баллов |
Уровень сформированности компетенций и их основные признаки оцениваются по следующим таблицам:
Приложение 1
Методические рекомендации для обучающихся по изучению дисциплины
Студентам на первом занятии необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, где прописаны цели, задачи и трудоемкость дисциплины.
Затем необходимо ознакомиться с порядком изучения дисциплины, т.е. модульно-тематическим планом и пояснительной запиской с указанием этапов формирования заявленных компетенций.
И, наконец, ознакомиться с порядком оценивания результатов обучения, для чего необходимо изучить следующие документы: Положение о модульно-рейтинговой системе оценивания и Принципы оценки уровня знаний, умений и навыков (характеристика ответа).
Студент должен внимательно изучить перечень основной (дополнительной) литературы и взять необходимые учебники в библиотеке.
Программа семинарских занятий студентов предполагается проведение их в следующих формах:
1.Коллективное обсуждение рассматриваемых вопросов;
2.Демонстрация слайдов презентаций (прослушивание докладов), в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции по перечню вопросов, которые предварительно готовит преподаватель. Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, инициативу и другие личностные качества.
При изучении данного курса преподавателем используются интерактивные методы обучения, что помогает эффективнее сформировать заявленные компетенции. При проведении занятий с помощью интерактивных технологий группа разбивается на три малые группы. Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество, коммуникабельность, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Самостоятельная работа студента, рассчитанная на непродолжительное время, проводится в форме малой группы. Эта работа контролирует усвоение основного теоретического материала индивидуально каждым студентом. Проведение тестирования теоретического и практического материала по каждой теме позволяет осуществить срез знаний по усвоению пройденного материала.
Приложение 2
Фонд оценочных средств
для проведения текущей и промежуточной аттестации
по дисциплине
«Право международных договоров»
направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
Содержание
1. Паспорт фонда оценочных средств
2. Наполнение фонда оценочных средств по формам контроля
2.1 Фонд оценочных средств и шкала оценивания для текущего контроля.
2.1.1 Выступление на семинаре
2.1.2 Контрольная работа
2.1.3 Реферат
2.1.4 Деловая игра
2.2 Фонд оценочных средств и шкала оценивания для промежуточного контроля.
2.2.1 Фонд оценочных средств для проверки знаний и умений (вопросы к зачету)
2.2.2 Фонд оценочных средств для проверки сформированности навыков (задачи к зачету)
Выступление на семинаре
Выступление на семинаре является формой контроля для оценки уровня освоения компетенций, применяемой на семинарских занятиях. Выступление на семинаре может проводиться с использованием форм устного опроса, обсуждения докладов, эссе, выполненных индивидуальных заданий и проблемных вопросов. Выступление на семинаре, таким образом, включает обязательную для всех студентов оценку текущего контроля знаний в виде устного опроса, а также выступление студентов по проблемным вопросам.
Примерные вопросы к семинарским занятиям
Вопросы к семинарам включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом сути защита прав человека и его явлений.
Вопросы на проверку знаний
1. Каково содержание понятия права международных договоров?
2. Какие виды международных договоров вы знаете?
3. Каковы источники права международных договоров?
4. Что такое договорная правоспособность в международном праве?
5. Кто может быть стороной в международном договоре?
6. Что понимается под формой и структурой договора?
7. Каковы стадии заключения международных договоров?
8. Что такое полномочия в международном договорном процессе?
9. В чем заключается содержание договорной инициативы?
10. Каково содержание переговоров по согласованию текста договора?
11. Каково содержание принятия текста международного договора?
12. Что такое оговорка и заявление к международному договору?
13. Что такое язык договора?
14. В чем заключаются особенности подписания международного договора?
15. Каким образом договоры вступают в силу?
16. Что включает в себя регистрация и публикация международных договоров?
17. Каковы функции депозитария?
18. В чем сущность имплементации (осуществления) международных договоров?
19. Что такое действие международного договора?
20. Каковы виды и способы толкования международного договора?
21. Какие существуют условия действительности и недействительности международного договора?
Контрольная работа
Контрольная работа используется для текущего контроля умений и навыков студентов. В целях освоения компетенции для написания контрольной работы студенты изучают необходимый теоретический материал по теме, а так же отрабатывают навыки применения знаний в области дисциплины.
Методические указания
Написание контрольной работы по любой избранной теме поможет студенту более подробно изучить курс учебной дисциплины и подготовиться к зачету.
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно.
При написании контрольной работы необходимо руководствоваться нормативными актами, материалами судебной практики, а также источниками специальной литературы. Кроме того, в контрольной работе допустимо использовать и иные источники, самостоятельно подобранные студентом. Если к моменту выполнения контрольной работы приняты новые нормативные акты, регулирующие отношения в коммерческой области, то их использование в работе является обязательным.
Требования к оформлению
Структурно контрольная работа должна обязательно включать надлежащим образом оформленный титульный лист, оглавление (содержание), список сокращений (при их действительном использовании), развернутый ответ на поставленный теоретический вопрос, содержащий собственные выводы студента по поставленной проблеме, а также список фактически использованных в работе нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Контрольную работу необходимо аккуратно выполнить и правильно оформить. Контрольная работа должна быть, как правило, отпечатана или, возможно, написана вручную. Работа может быть размещена на листах формата А 4 либо в простой ученической тетради. В последнем случае должна быть использована тетрадь в клеточку, почерк должен быть разборчивым, а текст размещен через строчку.
Титульный лист должен содержать информацию о студенте и теме избранной работы. На втором листе указывается план работы, а затем излагается сама работа. Объем работы от 10 печатных листов, но никак не более 15-ти листов. При большем объеме преподаватель вправе потребовать сократить работу до указанных пределов.
В случае каких-либо затруднений при выполнении контрольной работы студент может обратиться за консультацией к соответствующему преподавателю.
Варианты контрольной работы
Вариант № 1
1. Международный договор: понятие, виды, стороны договора.
2. Задача
Во время ежегодной встречи глав правительств азиатских государств премьер-министры Японии и Тайваня выступили с совместным заявлением, что ни одно из правительств (ни Японии, ни Тайваня) не будет применять торговых санкций против другой стороны в течение двух лет.
Можно ли рассматривать такое заявление в качестве международного договора?
Вариант № 2
1. Заключение международных договоров. Форма и структура международного договора. Толкование договоров.
2. Задача
Прокомментируйте ст. 4 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
Поясните, какие международные договоры Российской Федерации, затрагивающие полномочия субъекта Федерации, выделяются в законе? Проведите сравнительный анализ указанного закона и Закона Тюменской области «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации» 1996 г.
Вариант № 3
1. Действие и применение международных договоров. Прекращение действия международных договоров.
2. Задача
Государства А, В и С заключили договор о создании организации, финансируемой в равной мере всеми участниками. Государство С сделало оговорку следующего содержания: «Государство С обязуется в случае недостаточного финансирования деятельности организации со стороны государств А и В восполнять недостающую сумму из своего бюджета».
Допустима ли такая оговорка?
Результат выполнения контрольной работы студентом оценивается в баллах. Оценка письменного ответа студента по результатам контрольной работы производится по 100 балльной системе. Если задания решены полностью и ответ верный, то за каждое задание ставится по 50 баллов.
Реферат
Реферат является одним из этапов в формировании компетенций обучающегося. Реферат как форма оценочного средства предполагает краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Его задачами являются формирование умений самостоятельной работы студентов с источниками литературы, их систематизация, развитие навыков логического мышления, углубление теоретических знаний по проблеме исследования.
Написание реферата – важная форма самостоятельной работы студентов, которая способствует углубленному изучению соответствующей темы. Она должна быть написана на основе изучения рекомендованной научной и учебной литературы, международных договоров, нормативных актов РФ и практики их применения. При этом необходимо показать знания последних изменений в законодательстве, а также материалов научных дискуссий по вопросам темы. Содержание избранной темы надо раскрывать полностью, осветив каждый из вопросов плана. Работа должна быть написана стандартным шрифтом № 14 (межстрочный интервал 1,5: границы поля: верхняя – 2 см., нижняя – 2 см, левая – 3 см, правая – 1,5 см); сдана в установленный срок. Каждый вопрос плана следует выделить в тексте. При цитировании необходимо делать сноску на источник (с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и страницы). Работе предшествует план, завершают ее список фактически использованной литературы, а также подпись студента и дата выполнения. Реферат должен носить творческий характер, поэтому не допускается механическое переписывание текста из учебной литературы и других источников. По всем вопросам, возникшим при написании работы, студент может обращаться за консультацией к преподавателям кафедры.
Примерная тематика рефератов
1. Международный договор в системе источников международного права.
2. Международное нормотворчество.
3. Становление международного договора как источника международного права.
4. Сравнительная характеристика международного договора и международного обычая как источников международного права.
5. Воздействие международного договора на развитие международно-правового обычая.
6. Международный договор и общие принципы права.
7. Международный договор и решения международных организаций и конференций.
8. Международный договор и вспомогательные средства для определения содержания норм международного права.
9. Роль международного договора для обеспечения международного правопорядка.
10. Международный договор и его роль в решении глобальных проблем.
11. Право международных договоров и его источники.
12. Кодификация права международных договоров: история и современность.
13. Специальные принципы права международных договоров.
14. Принцип добросовестного исполнения международных договоров в международном и внутригосударственном праве.
15. Правопреемство относительно международных договоров.
16. Структура и содержание Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
17. Структура и содержание Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
18. Структура и содержание Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров 1978 г.
19. Понятие международного договора в современной доктрине и практике.
20. Наименование и структура международных договоров.
21. Классификация международных договоров.
22. Стороны в договорах. Право на участие в договорах.
23. Государство как субъект международных договоров. Нормы внутреннего права о договорной правоспособности государств.
24. Договорная правосубъектность международных организаций.
25. Содержание термина «заключение международного договора» в международном праве.
26. Порядок и стадии заключения международных договоров.
27. Представительство государств при заключении международного договора.
28. Двусторонние переговоры, международные организации, международные конференции.
29. Ратификация международных договоров, ратификационные грамоты.
30. Депозитарий и его функции.
31. Вступление в силу международного договора.
32. Регистрация и опубликование договора.
33. Действие международного договора в пространстве и во времени.
34. Исполнение международных договоров. Принцип нерушимости договоров.
35. Оговорки к международным договорам, режим оговорок.
36. Условия недействительности международных договоров.
37. Аннулирование и прекращение действия.
38. Виды и способы толкования международных договоров.
39. Правообеспечительное нормотворчество. Конкретизация.
40. Международный контроль за соблюдением международных договоров.
41. Классификация государств относительно места международного договора в национальной правовой системе.
42. Порядок заключения и исполнения международных договоров по праву Франции.
43. Порядок заключения и исполнения международных договоров по праву Германии.
44. Порядок заключения и исполнения международных договоров по праву Великобритании.
45. Порядок заключения и исполнения международных договоров по праву Российской Федерации.
46. Порядок заключения и исполнения международных договоров по праву Швейцарии.
47. Международный договор в праве США.
48. Процедура заключения международных договоров США.
49. Денонсация действующих международных договоров США.
50. Статус международных договоров в праве Европейского Союза.
51. Компетенция государственных органов РФ в области заключения международных договоров.
52. Правопреемство РФ в отношении международных договоров СССР.
53. Участие РФ в многосторонних международных договорах.
54. Участие РФ в международных договорах регионального характера.
55. Участие РФ в двусторонних договорах.
56. Виды международных договоров РФ.
57. Этапы заключения международных договоров РФ. Требования к предложению о заключении международных договоров РФ.
58. Уполномоченные на заключение международных договоров РФ и их полномочия.
59. Ратификация международных договоров РФ.
60. Утверждение международных договоров РФ, не требующих ратификации.
61. Порядок заключения, исполнения и денонсации договоров РФ межведомственного характера.
62. Исполнение международных договоров РФ.
63. Действие международных договоров РФ на ее территории.
64. Денонсация международных договоров РФ.
Критерии оценивания
Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению. Новизна текста определяет, прежде всего, самостоятельностью в постановке проблемы, формулированием нового аспекта известной проблемы, наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений.
Одним из критериев оценки работы является анализ использованной литературы. Определяется, привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Степень раскрытия сущности вопроса – наиболее важный критерий оценки работы студента над рефератом. В данном случае определяется: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) обоснованность способов и методов работы с материалом, способность его систематизировать и структурировать; г) полнота и глубина знаний по теме; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Также учитывается соблюдение требований к оформлению: насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; оценка грамотности и культуры изложения; владение терминологией; соблюдение требований к объёму реферата.
Критерии оценивания | Баллы |
В реферате обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению. | 90-100 |
Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. | 80-89 |
В работе имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы. | 66-79 |
Реферат представлен, но тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. | 60-65 |
Деловая игра
СценариЙ
проведения интерактивного занятия «Деловая игра»
по теме
«Действительность и недействительность международных договоров»
Деловая игра в форме дебатов на тему «Международные договоры непризнанных государств». В ходе деловой игры выявляются точки зрения студентов на предлагаемые ситуации из международной практики.
Цель– формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов.
Время проведения:4 часа.
Методика проведения дискуссии:
1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают, какую точку зрения они буду отстаивать, или распределяются по группам по жребию.
2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах (10–15 минут), общее время на выступление группы в дебатах (15 минут). Представители групп выступают поочередно, каждая группа имеет право на три выступления.
3. Во время подготовки студенты распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другие наглядные пособия. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.
4. Ведущий начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
5. В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.
Преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.
Очень важно в конце деловой игры сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.
Планируемые результаты:
- достижение определенной степени согласия участников деловой игры относительно дискутируемого тезиса
- формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством
- достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников деловой игры.
СценариЙ
СценариЙ
проведения интерактивного занятия
Задача
7 октября 2010 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Маркин против России».
Константин Маркин – офицер Вооруженных сил, отсудил при разводе троих детей. В 2005 г. Маркин обратился к командованию части с просьбой предоставить ему отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Командир в просьбе отказал, поскольку по закону «О статусе военнослужащих» это право предоставляется только женщинам. Маркин обратился в гарнизонный, а потом и в окружной суд, но ему было отказано в его требовании. Он подал жалобу в Конституционный суд РФ, утверждая, что действующие нормативные акты, не позволяющие ему три года посвятить воспитанию ребенка, являются дискриминационными по отношению к военнослужащим-мужчинам и потому неконституционными.
Конституционный суд не принял к рассмотрению жалобу Маркина, сославшись в своем Определении от 15 января 2009 г. на специфику прохождения военной службы и предъявляемым к военнослужащим особым требованиям. Военнослужащий-мужчина может занять равное положение с женщиной только в том случае, если уволиться из армии. Тогда Маркин обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который удовлетворил его жалобу, признав за РФ нарушение ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека 1950 г. (запрет дискриминации).
ЕСПЧ счел, что в отношении Маркина была допущена дискриминация по половому признаку в сочетании с нар