Политехнический институт (филиал)
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ТАГАНРОГЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИ (филиал) ДГТУ в г. Таганроге
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Для выполнения
Практических заданий
По дисциплине ОП.02 «Конституционное право»__________________________________
(шифр дисциплины по учебному плану, название)
По специальности _40.02.01Право и организация социального обеспечения_______________
(код, название без кавычек)
Студента (ФИО)
__________________________________________________
Гр. ______________
Таганрог
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий по дисциплине «Конституционное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения разработаны в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой учебного курса.
Практические занятия являются непременным элементом теоретической и профессиональной практической подготовки современного специалиста, направленные на обобщение, систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний, формирование у студентов практических навыков и умений, развитие самостоятельности, ответственности за принятые решения, аналитических способностей и творческой активности обучающихся.
В результате проведение практических занятий студент должен:
уметь:
- работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;
- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым отношениям;
- применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.
знать:
- основные теоретические понятия и положения конституционного права;
- содержание Конституции Российской Федерации;
- особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации;
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- избирательную систему Российской Федерации;
- систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
Общие методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий.
В соответствии с ФГОС СПО по дисциплине «Конституционное право» учебным планом предусмотрено 99 часов аудиторных занятий, в том числе 23 часа отведено на практические занятия. Продолжительность занятия - не менее двух академических часов по соответствующим темам учебного курса.
Структура проведения практического занятия предполагает наличие следующих элементов:
-вводная часть - преподавателем излагается тема практического занятия, его цели и основная задача;
-проверка знаний студентов на предмет их теоретической готовности к выполнению заданий практического занятия;
-подведение итогов занятия, анализ полученных результатов.
Содержание заданий практических занятий отличается разнообразием, имеет различный уровень сложности.
С целью наиболее эффективного использования времени, отведенного на практическое занятие, предусмотрены дополнительные задания для более подготовленных студентов. Эти же задания могут быть рекомендованы в качестве домашних заданий.
Оценки за выполненные практические занятия выставляются по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
ВНИМАНИЕ!!!
Вариант выполнения практических заданий выполняется по вариантам, каждый вариант определяется по начальной букве фамилии обучающегося.
1 вариант – А-К буквы алфавита
2 вариант – Л-Я буквы алфавита
Например, Иванов И.И., начальная буква фамилии «И» - это 1 вариант.
Перечень тем практических занятий по дисциплине
«Конституционное право»
№ п/п | Задание для практического занятия | Наименование практического занятия | Кол-во часов |
1. | Источники конституционного права. Система конституционного права | Практическое занятие № 1 | |
2. | Понятие основ конституционного строя России Решение предложенных заданий | Практическое занятие № 2 | |
3. | Избирательное право и право на участие в референдуме Решение предложенных тестовых заданий | Практическое занятие № 3 | |
4. | Гражданство Российской Федерации Выполнение предложенного задания | Практическое занятие № 4 | |
5. | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 5 | |
6. | Федеративное устройство Российской Федерации Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 6 | |
7. | Президент РФ -решение задач на практическое применение законодательства; - решение контрольных упражнений. | Практическое занятие № 7 | |
8. | Федеральные органы исполнительной власти Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 8 | |
9. | Нормы конституционного права Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 9 | |
10. | Конституционно-правовые правоотношения Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 10 | |
11. | Органы государственной власти Решение предложенных заданий и ситуаций | Практическое занятие № 11 | |
12. | Нормы Конституции РФ Решение предложенных тестовых заданий | Практическое занятие № 12 | |
Итого за год | 23ч. |
Практическое занятие№1
Практическое занятие№2
Часть 2
Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности Б) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации В) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации Г) управляет федеральным имуществом Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику Ж) принимает Федеральные законы | 1) Президент 2) Правительство 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Законы регулируют жизнь общества, устанавливая рамки дозволенного поведения.
(Б) Слишком большое число законов так же вредно для общества, как и их недостаток.
(В) В любом государстве действуют правоохранительные органы, основными задачами которых является защита прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
А | Б | В |
Вариант 2
1. Статья 13 Конституции РФ закрепляет:
a) Идеологическое и политическое многообразие
b) Ценность прав и свобод человека и гражданина
c) Принцип светского государства
Сколько городов Федерального значения входит в Российскую Федерацию:?
a) 3
b) 4
c) 2
d) Другой вариант ответа
8. Что относится к полномочиям Совета Федерации?
1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
2) управление федеральной собственностью
3) разработка и исполнение бюджета страны
4) определение основных направлений внутренней политики
9. Президент Российской Федерации
1) избирается всенародным голосованием
2) назначается сроком на 5 лет
3) избирается Государственной Думой
4) утверждается Федеральным Собранием
10. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации?
1) определение основных направлений внутренней политики
2) разработка и принятие законов
3) управление федеральной собственностью
4) разработка и исполнение бюджета РФ
11. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата
12. Конституция страны как Основной Закон государства отличается тем, что
1) она принимается президентом
2) ее положениям не должны противоречить все остальные нормативные акты
3) она принимается парламентом страны
4) ее положения не могут быть пересмотрены
13. Депутаты Государственной Думы РФ являются представителями власти
1) исполнительной
2) муниципальной
3) законодательной
4) судебной
14. Согласно Конституции, основным источником власти в Российской Федерации является
1) Федеральное собрание Российской Федерации
2) Президент Российской Федерации
3) народ Российской Федерации
4) Председатель Правительства РФ
15. Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Это означает, что
1) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви
4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
Часть 2
1. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите номера черт сходства и черт отличия.
1) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
2) Определение статуса и защита государственной границы.
3) Вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта.
4) Утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей.
Черты сходства | Черты отличия | ||
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Нынешняя Конституция нашей страны была принята на общегосударственном референдуме.
(Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране.
(В) Одна из глав Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А | Б | В |
Практическое занятие№3
В участковую избирательную комиссию в день голосования обратился гражданин, который сообщил, что он сможет проголосовать только вечером и на другом участке и поэтому хотел бы получить открепительное удостоверение. Обязана ли участковая комиссия выдать его?
1) нет, причина не является уважительной;
2) нет, открепительные удостоверения не выдаются в день голосования;
3) нет, открепительные удостоверения, имевшиеся в участковой избирательной комиссии, уже погашены до начала голосования;
4) да, обязана.
Практическое занятие№4
Практическое занятие№5
Право в отличие от морали
А) является видом социальных норм
Б) регулирует поведение людей
В) поддерживается силой государства
Г) обращено ко всему обществу
9. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?
А) административное право В) гражданское право
Б) трудовое право Г) налоговое право
Практическое занятие№6
Практическое занятие№7
Тема: «Президент РФ»
(решение задач на практическое применение законодательства;
решение контрольных упражнений)
План:
1.Повторение основных вопросов темы.
2.Работа над заданием.
3.Анализ практической работы.
4.Работа по исправлению ошибок, недочетов.
Цель занятия:
Закрепление лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам правоохранительных и судебных органов, развитие у студентов навыков логического мышления в данной области знаний; развитие умения работать с учебной и научной литературой, нормативными материалами. Практическое занятие способствует более глубокому изучению содержания правоохранительных и судебных органов, повышению уровня правовой культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятия обрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.
Методические рекомендации:
Перед практическим занятием студентам следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, внесенными на повторение, досконально изучить лекционный материал, предполагаемую учебную, научную и методическую литературу, необходимые нормативно-правовые акты. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой. Особое внимание нужно уделить первоисточникам (монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, средствам массовой информации).
Студент должен не только воспроизводить сумму полученных знаний, по заданной теме, но и творчески переосмыслять существующие в современности подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Основные вопросы темы:
Вариант1
Статус Президента РФ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Президент РФ избирается:
1) на 4 года жителями РФ;
2) на 4 года гражданами РФ;
3) на 6 лет жителями РФ;
4) на 6 лет гражданами РФ.
6. Президент РФ:
1) разрабатывает федеральные законы;
2) утверждает федеральные законы;
3) подписывает и обнародует федеральные законы;
4) одобряет федеральные законы.
7. Президент РФ:
1) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
2) принимает решение об отставке Правительства РФ;
3) решает вопрос о доверии Правительству и принимает решение об его отставке;
4) вопрос о доверии Правительству и его отставке не входит в компетенцию Президента РФ.
8. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно выполняет:
1) Председатель Госдумы;
2) Председатель Совета Федерации;
3) Председатель Правительства;
4) Министр иностранных дел.
Статус Президента РФ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. B случае отрешения Президента от должности решение принимается:
1) специальной комиссией, образованной Госдумой;
2) 1/3 голосов Совета Федерации;
3) 2/3 голосов от общего числа членов каждой из палат;
4) 3/4 голосов от общего числа членов каждой из палат.
6. Для процедуры отрешения Президента РФ от должности необходимо:
1) обвинение, выдвинутое Советом Федерации;
2) обвинение, выдвинутое Госдумой;
3) обвинение, выдвинутое Правительством РФ;
4) обвинение, выдвинутое Верховным судом РФ.
7. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию:
1) в течение тридцати дней;
2) в течение семи дней;
3) в течение четырнадцати дней;
4) в течение десяти дней.
8. В случае досрочной отставки Президента РФ выборы нового Президента должны состояться:
1) в течение 6 месяцев со дня отставки;
2) в срок не менее 3 месяцев со дня принятия отставки;
3) не позднее 4 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента;
4) не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.
Практическое занятие№8
Часть 1.
Практическое занятие№9
Практическое занятие№10
Практическое занятие№11
Практическое занятие№12
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»