Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на: государственной целостности; единстве системы государственной власти; разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; равноправии; самоопределении народов. В этом ряду следует выделять еще один принцип — национально-территориального устройства. А ст. 69 Конституции содержит принцип свободного развития коренных малочисленных народов.
Принцип государственной целостности означает, что Россия является единым государством, а не простым соединением ее отдельных частей. Территория каждого из 89 субъектов Федерации находится в составе Федерации, являясь ее неразрывной частью. Это исключает возможность расчленения территории Федерации. Последняя обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Целостность территории — важный фактор нормального функционирования государства, единства экономического пространства, системы государственной власти. Она является условием равного правового статуса всех граждан страны независимо от места их проживания.
На этот счет имеется четко выраженная правовая позиция Конституционного Суда РФ в его постановлении от 31 июля 1995 г. Принцип территориальной целостности соответствует общепризнанным нормам международного права. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности других государств.
Принцип единства системы государственной власти — логическое следствие того, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Данный принцип гарантирует целостность государства, слаженность в деятельности всех государственных органов. В стране не может быть отдельно государственной власти Федерации и государственной власти ее субъектов. Государственная власть едина — различны органы, ее осуществляющие. В соответствии с принципом разделения властей на федеральном уровне государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы.
Каждый из них реализует свои полномочия, но вместе они образуют единую систему федеральной власти.
Такой же подход установлен и в субъектах Федерации, где, как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г., при организации системы органов государственной власти необходимо исходить в основном из имеющейся на федеральном уровне схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной властей.
Единство системы государственной власти обеспечивается:
· федеральными законами об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федераций;
· конституционным разграничением предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72, 73, 76);
· единством системы органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в пределах предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов вытекает из конституционного разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти разного уровня осуществляется согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ посредством Конституции РФ, Федеративным и иными договорами.
Разграничению подлежат предметы совместного ведения. При разграничении в конечном итоге за федеральными органами власти сохраняется достаточный объем полномочий для защиты интересов многонационального народа страны. Федерация при любых условиях должна обеспечивать единство правового пространства страны.
Равноправие в государственном устройстве как принцип государственного устройства означает равноправие, во-первых, народов, а во-вторых, субъектов Федерации.
Равноправие народов обусловлено многонациональностью российского народа (более 100 народов и народностей). Однако вряд ли все из них можно считать народами в смысле ст. 5 Конституции. Видимо, в этой статье речь идет о равноправии коренных для России народов.
Все они независимо от своей численности равноправны. Кроме того, в ст. 69 Конституции дополнительно гарантируются права коренных малочисленных народов. Равноправие народов означает равенство их прав и условий для жизнедеятельности и развития. В числе прав народов — право на самоопределение, равные возможности для использования земли и других природных ресурсов, право на сохранение и развитие родного языка, на получение поддержки со стороны государства. Равноправие субъектов Федерации означает их равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами власти, взаимодействуя с этими органами непосредственно. Все субъекты на равных входят в состав Федерации, формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, направляя в него двух своих представителей. Они равноправны в отношении установления атрибутов своей государственной власти: все имеют конституцию или устав, собственные органы государственной власти, символы государственности; имеют одинаковую конституционную компетенцию, закрепленную в ст. 72, 73 Конституции РФ.
Вместе с тем равноправие не исключает и некоторых различий. Субъекты имеют разные организационно-правовые формы (республика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Республики именуются государствами, имеют конституции, право на установление государственного языка и др. Однако различия статуса проистекают из национального, языкового, тому подобного своеобразия и не колеблют равноправия субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти.
Самоопределение народов является не только конституционным, но и принципом международного права. Такое качество придают ему Устав ООН, Международные пакты о правах человека. Все народы имеют право на самоопределение, т.е. право на свободное установление политического статуса и на свободное обеспечение экономического, социального и культурного развития. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. провозглашается право на самоопределение в избранных народом национально-государственных и национально-культурных формах.
Право на самоопределение вытекает из суверенности наций и народностей, представляющей собой внутренне присущее каждому народу свойство на самостоятельное существование, решение вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами.
Право на самоопределение не означает обязательно права народа, проживающего в суверенном государстве, на одностороннее территориально-государственное обособление от него. В Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. говорится, что право на самоопределение не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению целостности или политического единства суверенных, независимых государств.
Таким образом, право народов на самоопределение не выше принципа территориальной целостности государств. Однако, если государство проводит политику систематической расовой, национальной, религиозной дискриминации проживающих на его территории народов, то право на самоопределение, вплоть до государственного обособления дискриминируемых народов, мировым сообществом может не отрицаться
Право на самоопределение осуществляется в формах не только национально-государственных, но и национально-административного самоуправления (национальные районы, села, поселки) и национально-культурной автономии (негосударственные национальные объединения разного типа).
Территориальный и национально-территориальный принципы Построения Российской Федерации. Одни субъекты Федерации (57) образованы по территориальному принципу. К этой группе относятся края (6), области (49), города федерального значения (2). Другие субъекты образованы по национально-территориальному принципу (32) и представляют собой ту или иную форму национальной государственности: республики (21), автономная область (1), автономные округа (10). Национально-территориальные субъекты в отличие от территориальных субъектов не только вместе с Федерацией обеспечивают самоопределение многонационального сообщества россиян, но и служат государственной формой самостоятельности титульных для них народов (народов, давших имя соответствующим субъектам Федерации).
Билет № 10