В пространстве, во времени и по кругу лиц.
Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя:
а) момент вступления акта в законную силу;
б) период в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;
в) момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;
г) направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).
В России нормативно-правовые акты вступают в силу:
- с момента указанного в тексте акта (календарной даты – УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия – Конституция РФ, момента подписания, момента опубликования);
- в случае если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то с какого момента он вступает в юридическую силу, то этот момент определяется по общему принципу. В РФ законы и другие нормативно-правовые актывысших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые актыПрезидента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате:
- истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны обладающий юридической силой федерального закона утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);
- объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 г;
- признание нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда. В отличие от вышеперечисленных обстоятельств обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом лица пострадавшие в следствие применения к ним этого акта имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.
По направленности действия во времени нормативно-правовые акты как правило являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы. Вместе с тем достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно-правового акта «обратную силу закона». «Обратная сила закона» – это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина. Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено». Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).
Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется, главным образом, территорией, в пределах государственных границ (фактической территорией). При этом действие нормативно-правовых актов может распространяться как на всю территорию государства, так и на ее определенную часть.
Однако, как уже отмечалось (Тема 2), режимы фактической территории не единственны, нормативно-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняющихся праву данного государства (юрисдикционная территория).
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующие в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лицозначает определение круга субъектов в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.
Круг лиц подпадающих под правовое воздействие того или иного нормативно-правового акта определяется правовым статусом соответствующих субъектов. Таким образом, основным критерием, положенным в основу классификации нормативно-правовых актов выступает правовой статус субъектов. В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов как:
1) характер политико-правовой связи субъекта с государством. По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты действующие в отношении всех лиц находящихся на территории государства (Конституция РФ); акты действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон о выборах Президента РФ); акты действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства)
2) профессиональное положение. По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты действующие в отношении субъектов обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т.д.
3) социальное положение. В соответствии с данным критерием действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов обладающих особым социальным социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.
4) домицилий (место жительства). По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты действующие в отношении лиц постоянно проживающих на данной территории; лиц временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).
Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор как наличие у субъекта права юридического иммунитета.
В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от негативных последствий совершаемых поступков.
Видами юридического иммунитета являются: абсолютный, дипломатический, профессиональный, функциональный. Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх естественно не несет юридической ответственности за их последствия. Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах. Обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При совершении правонарушения не совместимого с режимом законности данного государства дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию. Должностным иммунитетом обладают лица занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты представительных органов государственной власти, судьи). Наличие должностного иммунитета предполагает освобождение его носителя от административной ответственности. При совершении преступления лицо может быть лишено иммунитета в соответствие с установленной законом процедурой. К примеру, в ст. 93 Конституции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности (и, следовательно, лишен должностного иммунитета – прим. авт.)…на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Функциональным иммунитет наделяются лица в процессе осуществления какой либо специфической функции. Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия воющих сторон.