Понятие и структура государственного механизма.
Рассматривая государство как специфическую социально-политическую организацию, возникающую на определенном этапе общественного развития в целях защиты членов сообщества, обеспечения условий, способствующих стабильному, поступательному развитию цивилизации, необходимо обратить внимание на то, что государственная деятельность носит не стихийный, а целенаправленный характер. При этом различные направления государственной деятельности (функции государства) реализуются многочисленными государственными и негосударственными органами, в совокупности образующими государственный механизм. Механизм государства олицетворяет государство в целом, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства. Понятие «государственный механизм» тесно связано с категорией «государственный аппарат (аппарат государственной власти)». В отечественной юридической науке эти понятия, как правило, отождествляются (Матузов Н.И., Малько А.В.). Вместе с тем эту точку зрения вряд ли можно признать оправданной. В процессе реализации функций государства принимают участие различные государственные организации, в том числе и такие, которые не обладают собственно властными полномочиями.
В связи с эти представляется целесообразным выделить следующие элементы механизма государства:
1) Аппарат государственной власти.
2) Государственные предприятия и учреждения.
3) Материальные придатки государства, выступающие своего рода инструментарием в процессе государственного функционирования (например, армия и соответствующие подразделения полиции (милиции), таможенной службы, налоговой полиции и т.д. предназначенные для реализации государственно-властных предписаний).
Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.
Государственный аппарат.
Государственный аппарат представляет собой систему органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм); установление системы юридических гарантий обеспечивающих эффективную реализацию правовых предписаний; осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка; осуществление правосудия.
Рассмотрение государственного аппарата в качестве обособленной части государственного механизма, предполагает наличие у него специфических качеств – признаков.
Признаки государственного аппарата:
1) формируется по воле государства с целью реализации государственных функций;
2) от имени государства осуществляет законотворческую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по отправлению правосудия;
3) обладает монополией на государственное принуждение;
4) включает органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
5) в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не должны заниматься иными видам возмездной деятельности).
Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов государственной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило избираются депутаты законодательных собраний и главы государств - президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.
Назначение, в отличие от выборов, осуществляется не всеми дееспособными гражданами, а строго определенными субъектами. Например, Президент России может в индивидуальном порядке решить вопрос о назначении министра обороны, министра внутренних дел, а в исключительных случаях и Председателя Правительства. Если решение принимается коллегиальным органом, то в отношении кандидата на должность проводится голосование. Например, назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Назначение не предполагает альтернативы. Если представленный кандидат не утверждается на должность, то, либо представляется новая кандидатура, либо обсуждение и голосование по поводу той же кандидатуры проводится еще раз. Например, Президент России выносит на обсуждение Государственной Думы кандидатуру возможного Председателя Правительства. В случае если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Президент может в течение недели представить Думе нового кандидата либо предложить провести повторное голосование по ранее выдвинутой кандидатуре.
Основными принципами функционирования государственного аппарата являются законность, демократизм, централизм, профессионализм и т.д.
Государственные органы.
Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:
1) формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации требований института власти;
2) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);
3) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
4) В основу формирования, функционирования и взаимодействия государственных органов положена совокупность специальных принципов.
В качестве принципов формирования, функционирования и взаимодействия органов государства, прежде всего, следует выделить такие как:
Принцип единства и разделения государственной власти. Данный принцип предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».
Принцип координации и субординации. Этот принцип подразумевает как вертикальное (субординационное) взаимодействие между государственными органами, основанное на иерархическом (ступенчатом) построении и подчиненности одного государственного органа другому, и горизонтальное взаимодействие между государственными органами, т.е. отношения построенные на основании общности интересов. Горизонтальное структурирование государственного аппарата осуществляется в соответствии с выполняемыми разными государственными органами конкретных функций и задач в определенных сферах.
Принцип централизации и децентрализации подразумевает с одной стороны сосредоточение и единство государственной власти, что вытекает из государственного суверенитета. С другой стороны, такая жесткая концентрация власти в едином центре сковывает процессы государственного функционирования, так как предполагает длительную передачу управленческих решений по вертикали. В этой связи возникает необходимость предоставления определенной автономии государственным органам в принятии управленческих решений на местах, что предопределяется как лучшей ориентацией в конкретно-сложившейся обстановке, так и оперативностью в разрешении конкретных задач.
Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.
Классификация государственных органов может быть осуществлена на основании следующих критериев:
1. По юридической силе:
- федеральные органы государственной власти;
- государственные органы субъектов.
2. По порядку образования:
- представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);
- производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).
3. По характеру осуществляемых полномочий:
- институт главы государства (президент, монарх);
- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);
- органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);
- правоохранительные органы (органы внутренних дел, таможенные органы, налоговая полиция).
- судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);
- контрольно-надзорные органы (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека)
4. По времени действия:
- постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);
- временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).
Место и роль органов внутренних дел (ОВД)