Основные стадии процесса применения права
Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных (в большей или меньшей степени) действий правоприменителя.
Принято выделять три стадии применения права:
1. Установление фактических обстоятельств. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. В целях процессуальной экономии правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.
Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Для установления объективной истины по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.
Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. Доказательствами являются фактические данные, под которыми принято понимать сведения о фактах (а не сами факты). На основе этих сведений правоприменительный орган (чаще всего суд) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.
В случае, когда правоприменительная деятельность начинается не по собственной инициативе субъекта правоприменения, то установлению фактических обстоятельств дела правоприменителем предшествует аналогичная деятельность иных субъектов. Вне зависимости от того, носила ли эта предварительная деятельность официальный или неофициальный характер, правоприменительный орган обязан убедиться, что налицо ситуация, предусмотренная правовой нормой и требующая от правоприменителя совершения определенных действий. Могут быть предусмотрены законом и такие ситуации, когда субъекты применения правовых норм освобождаются от собирания доказательств (ст. ст. 56, 149, 150 ГПК РФ).
Конечной целью первой стадии процесса применения права является достижение объективной истины, т.е. соответствия знаний о фактических обстоятельствах объективной действительности .
2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам (установление юридической основы дела). После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Строго говоря, выбор нормы производится еще на стадии установления фактической основы дела, а на рассматриваемом этапе происходит окончательный выбор нормы и определение круга нормативных правовых актов, в которых она содержится.
Определив круг нормативных правовых актов и конкретных статей, в которых содержится правовая норма, требующая применения, необходимо установить подлинность (достоверность) ее с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. 3десь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям вышестоящих нормативных правовых актов.
Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:
- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;
- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;
- распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.
При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:
Во-первых, если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма, закрепленная в нормативном правовом акте вышестоящего органа.
Во-вторых, при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, закрепленная в нормативном правовом акте, принятом позднее.
В задачу компетентного органа на данной стадии входит толкование применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.
3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Она зависит от множества юридических, политических, психологических и других факторов. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы предопределяют содержание издаваемого компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение. В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура формирования убеждения правоприменителя и его выражения лицами, участвующими в этом процессе. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим — открытым, по третьим — единолично должностным лицом посредством подписания правоприменительного акта. После этого решение объявляется заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается - начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом . Отдельные ученые включают в стадию принятия решения такой этап как исполнение решения. Следует, однако, заметить, что, исходя из самого понятия применения норм права следует, что применяются нормы права, а исполняться должна на применяемая норма, а акт применения права.
Процесс применения права во многих случаях характеризуется сходством исходных фактических обстоятельств и юридической основы дела. В силу этого, зачастую акт применения права становится шаблоном для принятия какого-либо правоприменительного решения. А.П.Рожнов такую ситуацию понимает как прецедент применения правовой нормы – «выработанное в юридической практике стандартизированное правило понимания и применения определенных норм права, состоящее в а) стандартизированном массовидном применении нормы по однородной категории дел в контексте единожды ранее состоявшегося ее принципиального истолкования; или б) постепенно унифицировавшееся применение нормы при разрешении однородной категории дел без официального ее толкования в индивидуальном акте применения права по конкретному делу; или в) выработка по однородной категории дел требований к минимально допустимой совокупности доказательств, их доброкачественности и достаточности для суждения о наличии или отсутствии юридически значимых для разрешения дела обстоятельств, а в конечном счете - для юридической квалификации фактической основы правоприменительного дела» . Одним из факторов, воздействующих на типичность правоприменения, является сила корпоративного мнения, проявляющаяся в конформистском поведении правоприменителя.
Естественно, принятие правоприменительного решения является разновидностью принятия решения вообще и в основном закономерности распространения конформизма в обществе могут быть учтены здесь в большей или меньшей степени. Как должно быть учтено и то, что зависимость правоприменителя от корпоративного мнения или корпоративного ожидания напрямую зависит, помимо других факторов, от компетентности, профессионализма и высоких морально-волевых качеств субъекта правоприменения.
Зависимость современного правоприменителя от явно высказываемого или ожидаемого корпоративного мнения можно представить в виде следования:
- общей схеме правоприменительного решения (характерно для единоначального правоприменителя; например, судье сложно отступить от проторенной судебной практикой дорожке и принять, разумеется, в рамках закона, другое решение;
- мнению непосредственного руководителя (солидарное голосование фракции в парламенте и т.п.);
- большинству коллективного правоприменительного органа (голосование обособленного члена жюри в суде присяжных) .