Часть 3. теория государства.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебное пособие
Санкт-Петербург
УДК 340.1
ББК 67.О
Т33
План 2012, поз. 34
Авторы:
Арсентьева Анна Геннадиевна (глава 3 раздела 2)
Ишмухаметов Хамит Салимович (главы 1, 2 раздела 2)
Карчевская Наталья Ивановна (глава 2 раздела 3,)
Кузьмин Андрей Владимирович (введение; главы 2, 4 раздела 1; § 1, 2 главы 3 раздела 1; глава 5 раздела 1 (§ 3, 4 ‑ в соавторстве с А.Ю.Сагайдак), § 2 главы 1 раздела 3 (в соавторстве с О.В.Семеновой); заключение)
Нижник Надежда Степановна (глава 6 раздела 1; глава 4 раздела 3)
Сагайдак Альбина Юрьевна (§ 3 главы 3 раздела 1; § 3, 4 главы 5 раздела 1 (в соавторстве с А.В.Кузьминым)
Семенова Ольга Владимировна (глава 1 раздела 3 (§ 2 – в соавторстве с А.В.Кузьминым)
Федоринова Елена Анатольевна (глава 1 раздела 1)
Талянин Валерий Викторович (глава 3 раздела 3)
Т33 Теория государства и права:Учебное пособие. Часть 3 / ред. А.В.Кузьмин. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.− 377 с.
В учебном пособии в доступной форме рассматриваются общие вопросы теории права, предусмотренные программой учебного курса по теории государства и права. Представленная авторская трактовка излагаемых вопросов позволяет эффективно систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также подготовить развернутые ответы на вопросы зачетов и экзаменов.
Предназначено для курсантов и слушателей Санкт-Петербургского университета МВД России.
УДК 340.1
ББК 67.О
Рецензенты:
Оганесян С.М.,доктор юридических наук, доцент
(Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики);
Ходукин Д.В.,кандидат юридических наук, доцент
(Читинский Государственный Университет)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | |
ЧАСТЬ 3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА | |
Раздел 1. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. | |
Глава 1. Норма права. | |
§ 1. Понятие и признаки нормы права | |
§ 2. Структура нормы права | |
§ 3. Классификация норм права | |
§ 4. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта | |
Контрольные вопросы к главе 1 | |
Рекомендуемая литература к главе 1 | |
Глава 2. Система права. Понятие и элементы. | |
§ 1. Понятие и структура системы права | |
§ 2. Общая характеристика основных отраслей российского права. | |
Контрольные вопросы к главе 2 | |
Рекомендуемая литература к главе 2 | |
Глава 3. Источники права | |
§ 1. Полисемичность категории «источник права». | |
§ 2. Система формально-юридических источников права. | |
§ 3. Пределы действия нормативных правовых актов | |
Контрольные вопросы к главе 3 | |
Рекомендуемая литература к главе 3 | |
Глава 4 Система законодательства. | |
§ 1. Понятие и принципы правотворчества | |
§ 2. Стадии правотворчества. | |
§3. Виды правотворчества | |
§ 4. Понятие систематизации права. | |
§ 5. Понятие и виды инкорпорации. | |
§ 6. Понятие и виды кодификации | |
§ 7. Понятие и структура системы законодательства. | |
§ 8. Соотношение системы законодательства и системы права. | |
Контрольные вопросы к главе 4 | |
Рекомендуемая литература к главе 4 | |
Глава 5. Правореализационная деятельность. | |
§ 1. Понятие и формы реализации права | |
§ 2. Основные стадии процесса применения права | |
§ 3. Понятие и виды актов применения права | |
§ 4. Применение права по аналогии | |
§ 5. Понятие, стадии, способы, виды толкования права. | |
§ 6. Акты толкования права. | |
Контрольные вопросы к главе 5 | |
Рекомендуемая литература к главе 5 | |
Глава 6. Правовые системы современности. | |
§ 1. Понятие правовой системы | |
§ 2. Правовая семья: понятие, критерии классификации | |
§ 3. Общая характеристика основных правовых семей современности | |
Контрольные вопросы к главе 6 | |
Рекомендуемая литература к главе 6 | |
Раздел 2. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА. | |
Глава 1. Правовые отношения | |
§ 1. Правоотношения: понятие и признаки. | |
§ 2. Структура правоотношения. | |
§ 3. Классификация правовых отношений. | |
§ 4. Юридические факты: понятие и виды. | |
Контрольные вопросы к главе 1 | |
Рекомендуемая литература к главе 1 | |
Глава 2. Теоретические основы правового статуса личности. | |
§ 1. Правовой статус личности: понятие и структура. | |
§ 2. Принципы правового статуса личности. | |
§ 3. Правовые основы ограничения прав личности. | |
Контрольные вопросы к главе 2 | |
Рекомендуемая литература к главе 2 | |
Глава 3. Правосознание и правовая культура | |
§1. Понятие и структура правового сознания | |
§2. Понятие, структура, уровни правовой культуры | |
§3. Правовая культура сотрудника органов внутренних дел | |
Контрольные вопросы к главе 3 | |
Рекомендуемая литература к главе 3 | |
Раздел 3. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. | |
Глава 1. Правомерное и противоправное поведение | |
§ 1. Понятие и виды правового поведения. | |
§ 2. Понятие и виды правомерного поведения. | |
§ 3. Понятие и признаки правонарушения. | |
§ 4. Юридический состав (структура) правонарушения. | |
§ 5. Виды правонарушений | |
Контрольные вопросы к главе 1 | |
Рекомендуемая литература к главе 1 | |
Глава 2. Юридическая ответственность. | |
§1. Понятие, основания и цели юридической ответственности | |
§ 2. Принципы юридической ответственности | |
§ 3. Виды юридической ответственности | |
Контрольные вопросы к главе 2 | |
Рекомендуемая литература к главе 2 | |
Глава 3. Законность и правопорядок. | |
§ 1. Законность как важнейшая правовая категория и ее содержание. | |
§ 2. Требования и принципы законности. | |
§ 3. Гарантии законности | |
§ 4. Правопорядок и общественный порядок. | |
Контрольные вопросы к главе 3 | |
Рекомендуемая литература к главе 3 | |
Глава 4. Механизм правового регулирования. | |
§ 1. Правовое регулирование как форма воздействия права на общественные отношения | |
§ 2. Механизм правового регулирования: понятие и структура | |
§ 3. Стадии правового регулирования | |
§ 4. Средства правового регулирования | |
§ 5. Способы правового регулирования | |
§ 6. Типы правового регулирования | |
Контрольные вопросы к главе 4 | |
Рекомендуемая литература к главе 4 | |
Заключение |
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие российской правовой системы и государственности, стабилизация системы источников российского права, становление системы юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, гуманизация юридической ответственности – все это требует нового подхода к изложению правовых понятий и трактовке правовых институтов. Современная теоретико-правовая наука, а также общественная практика испытывают сегодня особую потребность в новых эффективных средствах, которые позволили бы добиться положительных изменений в обществе, преодолеть возникающие в нем кризисные явления. Это, в свою очередь, возможно лишь на основе точных и объективных знаний об общественных явлениях и процессах.
Особая роль в поиске новых подходов отводится теоретико-правовой науке, в рамки предмета которой включается изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права. Именно теория государства и права выступает системообразующей, базовой, фундаментальной юридической наукой, позволяющей на основе выявления общих закономерностей определить вектор развития всех юридических наук.
Теоретическая актуальность настоящего учебного пособия состоит в использовании новых подходов в исследовании закономерностей государственно-правовых процессов и явлений. Анализ таких закономерностей позволяет определить тенденции развития общественных явлений, установить их новую сущность, выделить особенности их современного функционирования.
Теория государства и права имеет не только мировоззренческое, но и вместе с другими юридическими науками непосредственно практическое значение для юристов. Формирование и реализация фундаментальных теоретических знаний о праве и государстве являются необходимым условием эффективной профессиональной деятельности юриста на практической работе по обеспечению защиты интересов личности и общественного правопорядка. Практическая актуальность учебного пособия выражается в возможности использования его выводов и суждений в познании отраслевых юридических процессов и явлений, в определении проблемных областей правового регулирования.
Объектом исследования в учебном пособии выступает сфера государственно-правовых явлений и процессов. Предметом – общественные отношения в государственно-правовой сфере, позволяющие выявить основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также теоретическую основу изучения таких закономерностей.
Методология, использованная в процессе написания учебного пособия, основана на базовых методах исследования: системно-структурном и функциональном. Кроме того, использовались исторические, логические, социологические, философские, специально-юридические и др. методы исследования.
Структура и особенности основных составляющих предмета учебного пособия являются матрицей для системных исследований вопросов теории права. В рамках учебного пособия произведено выделение данных вопросов из сферы общей теории государства и права. Это обусловлено стремлением конкретизировать предлагаемый для изучения учебный и проблемный материал, методологически обособить теорию права от теории государства, сформировать новую систему определений основных понятий как в сфере теории права.
В настоящее время издано значительное число учебников и учебных пособий, посвященных различным сторонам теории государства и права. Теоретические выводы и отдельные суждения их авторов послужили в значительной степени теоретической основой учебного пособия. Кроме того, в пособии нашли отражение современных российских ученых Л.И.Спиридонова, С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, Р.А.Ромашова, М.И.Байтина, Л.А.Морозовой и др.
Учебное пособие в определенной степени носит и научно-исследовательский характер, так как авторы подвергают переоценке некоторые понятия и категории, поднимают проблемные вопросы, предлагают решения некоторых теоретико-правовых проблем.
Структура учебного пособия позволяет не только эффективно изучать учебный материал, но и оптимально организовывать самостоятельную работу. Содержащиеся в пособии контрольные вопросы и перечни рекомендованной литературы позволяют организовать качественную подготовку по вопросам курса теории государства и права, требующим углубленного изучения.
В целом учебное пособие ориентирует курсантов, слушателей, студентов (в основном первого курса) на освоение ключевых категорий и понятий теории права. Изучение вопросов, изложенных в учебном пособии во-первых, создает фундамент для изучения других юридических дисциплин; во-вторых, формирует нормативное мышление у будущих специалистов, способность к абстрагированию при умении конкретизировать, комментировать, иллюстрировать теоретические и нормативные положения примерами из отечественного и зарубежного законодательства; в-третьих, определяет примерный объем знаний по различным темам теории государства и права; в-четвертых, позволяет сформировать информационное пространство по проблемным вопросам посредством комплексного изучения материалов учебного пособия и рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
В учебном пособии используется новый подход к структурированию курса. С целью укрепления логических связей в системе общей теории государства и права, использования преимуществ условного обособления теории государства и теории права, в учебном пособии содержится третья часть единого по концепции учебного пособия «Теория государства и права» (две первые части которого изданы в 2011 году), рассматривающие вопросы теории права. В структуру третьей части включены 3 раздела – «Действие права»; «Социология права»; «Теория правоохранительной деятельности». Первый раздел включает шесть глав – «Норма права»; «Система права»; «Источники права»; «Система законодательства», «Реализация и толкование права», «Правовые системы современности». Второй раздел включает три главы – «Теория правовых отношений», «Теоретические основы правового статуса личности» и «Правовое сознание и правовая культура». Все главы учебного пособия по содержанию соответствуют темам учебного курса «теория государства и права, изучаемого в Санкт-Петербургском университете МВД России.
Таким образом, учебное пособие содержит ключевые темы курса «Теория государства и права», традиционно изучаемые в разделе «Теория права». Представляется, что предложенная система изложения материала позволит курсантам, слушателям, студентам более эффективно освоить учебный материал и подготовиться к успешной сдаче экзаменов по теории государства и права.
Раздел 1. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА.
Глава 1. Норма права.
Структура нормы права
Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, ее составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой. Необходимо отметить, что такое деление характерно для правовых норм, непосредственно содержащих правила поведения.
Вопрос о структуре нормы права является дискуссионным в юридической науке. В литературе большое распространение получила идея о трехэлементной структуре нормы права. Данное положение исходит из того, что любая норма права должна ответить на три вопроса:
1. Когда именно, при каких жизненных обстоятельствах надо руководствоваться нормой права;
2. Какие правила поведения установлены для участников регулируемых отношений;
3. Какие неблагоприятные последствия наступают за невыполнение правил поведения, предусмотренных нормой права.
В классическом виде норма права представлена тремя взаимосвязанными элементами: гипотеза; диспозиция; санкция.
Структуру нормы права можно выразить логической формулой, которая показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. «Если – то – значит». «Если» – это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» – само правило поведения; «значит» – юридические последствия реализации правила.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – часть правовой нормы, указывающая на условия (жизненные обстоятельства), при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия, наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения – исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило.
Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства – это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.
В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые; сложные и альтернативные гипотезы.
Простая – в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. К примеру, ст. 444 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гласит, что «если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту». В данном примере законодатель называет единственное условие (не указание места заключения договора), с которым связывается реализация правового предписания (договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту).
Сложная гипотеза связывает реализацию правового предписания с наличием или отсутствием одновременно двух или нескольких условий (обстоятельств). Например: ст. 131 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) устанавливает, что «усыновление без согласия родителей возможно: если родители неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания». Наличие всех этих обстоятельств образует сложную гипотезу – юридический факт, с которым данная норма связывает возникновение правоотношения.
Альтернативная гипотеза связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе условий (обстоятельств). Например, ст. 311 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) устанавливает, что «подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от его отбывания; 4) обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно». В данном примере наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд (судья) принял решение об освобождении подсудимого из-под стражи.
По наличию (отсутствию) закрепляемых юридических фактов (фактических составов) гипотезы делятся на положительные и отрицательные.
Положительная гипотеза указывает на необходимость наличия фактов для того, чтобы норма права начала действовать (так, п. 1, 2, 3 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» содержит перечень требований к арбитражным управляющим).
Отрицательная гипотеза указывает на то, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, п. 2 ст. 247 УПК РФ гласит «При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено». В данном примере условием отложения разбирательства по делу является неявка в судебное заседание подсудимого.
В зависимости от связи жизненных обстоятельств, излагаемых в гипотезе, с волей субъектов (по видам юридических фактов) они подразделяются на действия и события.
Действия – жизненная ситуация, излагаемая в гипотезе, связана с поведением, волей, желанием человека (например, совершение правонарушения или заключение сделки).
События – жизненная ситуация не связана с волей человека (например, стихийное бедствие).
Диспозиция (от лат. disposition – расположение в определенном порядке друг по отношению к другу) – часть правовой нормы, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права. Без диспозиции, нормы права не существует. Диспозиция указывает на возможное и должное поведение субъектов.
Таким образом, диспозиция указывает, во-первых, на кого рассчитано правило поведения, т. е. субъектов нормы права, во-вторых, что представляет собой само правило поведения.
В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов выделяют простые, описательные, ссылочные, бланкетные.
Простая диспозиция указывает на сам вариант поведения – дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно в силу простоты самого правила. Примерами простых диспозиций являются нормы установленные в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ), например, в ст. 126 «Похищение человека», ст. 181. «Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм», ст. 190. «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран», ст. 241. «Организация занятия проституцией» и др.
Описательная диспозиция включает в себя не только наименование варианта поведения (например, в уголовном праве – клевета), но и исчерпывающе определяет основные признаки (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). Такие диспозиции содержатся в статьях УК РФ, например, 131 «Изнасилование», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», ст. 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», ст. 176 «Незаконное получение кредита» и др.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».
Ссылочная диспозиция, в данном случае в норме права не излагается правило поведения, а для ознакомления с ним отсылает к другой норме этого же нормативного акта, в которой дается описание соответствующего вида деяния.
Например, согласно п. 2 ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), «Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса…».
В соответствии со ст. 116 УК РФ «Побои» - это «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса».
Бланкетная диспозиция указывает на факт наличия правила поведения, однако не раскрывает его содержания и не содержит данных о документе, в котором данное правило изложено. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции.
Например, ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) гласит: «льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».
В зависимости от характера властного предписания диспозиции делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.
Управомочивающие диспозиции закрепляют вариант возможного поведения, реализация которого осуществляется по воле самого субъекта.
К примеру, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2004 г. «Об альтернативной гражданской службе», «гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами».
Или, например, в ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».
Обязывающие диспозиции закрепляют вариант должного поведения, следовать которому субъект обязан, независимо от собственного отношения к правовому предписанию.
Например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением.
Например, ст. 65 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ): «Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации».
Запрещающими являются все нормы Особенной части Уголовного УК РФ, поскольку диспозиция каждой из них заключается в запрете совершения определенного вида преступления под угрозой наказания.
Санкция(от лат. sanctio - строжайшее постановление) – часть правовой нормы, содержащая указание на юридические последствия, наступающие в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренный диспозицией данной нормы.
Санкция – это часть правовой нормы, в которой указаны правовые последствия соблюдения или несоблюдения субъектом диспозиции. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т. п.)
По характеру последствий, сформулированных в норме выделяются карательные (штрафные), предупредительные, поощрительные.
Карательные (штрафные) санкции связаны с неблагоприятными последствиями, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение (лишение свободы, штраф, исправительные работы, выговор, взыскание материального ущерба, компенсация морального вреда и др.).
Предупредительные санкции направлены на недопущение противоправного поведения (предупреждение, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение, взыскание в судебном порядке алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.).
Поощрительные санкции подразумевают наступление благоприятных последствий для лиц, совершивших общественно полезные деяния. Данный вид санкции направлен на стимулирование социально активного правомерного поведения объявление благодарности, награждение почетной грамотой, выдача денежной премии, награждение ценным подарком, меры морального поощрения и др.).
В свою очередь, карательные санкции также могут быть классифицированы по ряду критериев.
По степени юридической определенности (т. е. по объему и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.
Абсолютно определенные – санкции, в которых предельно четко определен размер (объем) неблагоприятных последствий.
Примерами служат санкции гражданского права, требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить правонарушитель. Например, ч. 1 ст. 116 НК РФ «Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей». Другой пример ‑ отстранение от работы работника, появившегося на работе а нетрезвом состоянии (ст. 38 ТК РФ).
Относительно определенные – санкции, проявляются в том, что в ней устанавливаются рамки минимальных и максимальных (или только максимальных) границ возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения правоприменителя. Формула этого вида санкции вписывается в схему: наказывается «от» и «до», либо только до определенного срока.
Примерами служат большинство санкций уголовного права, многие санкции административного права. Например, п. 1. ст. 281 УК РФ «Диверсия - Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет» Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.
Альтернативные – санкции, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый.
Например, ст. 170 УК РФ, гласит, что «регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».
В соответствии со ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), «повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток…».
Кумулятивные санкции предполагают объединение нескольких видов наказаний (основного и дополнительного).
Например, п. 2 ст. 183 УК РФ: «Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Встречаются кумулятивные санкции и в гражданской норме права (например, взыскание штрафной неустойки сверх суммы возмещения убытков).
По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т. д.
Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно наказуемые деяния – преступления.
Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам, виновным в совершении административных проступков.
Гражданско-правовые санкции применяются за совершение гражданских правонарушений и могут выражаться в виде возмещения причиненного имущественного вреда или в виде взыскания неустойки с субъекта, нарушившего договорные обязательства.
Дисциплинарные санкции применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение требований внутренней дисциплины.
Процессуальные санкции применяются в случаях нарушений процессуальных норм, т.е. при несоблюдении участниками правоотношений своих обязанностей. Могут закрепляться в уголовно-процессуальных («меры процессуального принуждения»), в административно-правовых («меры обеспечения производства»), в арбитражно-процессуальных («обеспечительные меры арбитражного суда»), в гражданско-процессуальных («обеспечение иска») нормах и т.д.
Конституционно-правовые санкции определяют меру государственного (или общественного) воздействия в сфере конституционно-правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией. Конституционно-правовые санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, например, в случае отзыва и др.).
Классификация норм права
Нормы права выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой однородные явления, а с другой стороны, как значительно отличающиеся друг от друга по своему содержанию категории. В силу этого всестороннее познание правовых норм предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и изучение их особенных – видовых и индивидуальных отличий. Достижению этих целей служит классификация правовых норм, в основу которой могут быть положены различные критерии.
1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и других отраслей права.
Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материального и процессуального права.
Нормы материального права регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников. Нормы материального права отвечают на вопрос: «что следует делать для их осуществления?». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права – конституционном, административном, гражданском, уголовном и др.
Нормы процессуального права носят организационный характер. Предписания этих норм регламентируют порядок и определяют процедуру, в рамках которой происходит реализация норм материального права, разрешение споров о праве, а также определение и осуществление юридической ответственности за правонарушения. Нормы процессуального права отвечают на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания?» В подавляющем большинстве случаев нормы процессуального права размещены в процессуальном законодательстве (уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и др.).
2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы – категорические, властные, строго обязательные веления, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения, при реализации которых <