Источники конституционного права Украины и Донецкой Народной Республики.
Под источниками конституционного права понимаются правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Источники конституционного права являются результатом правотворчества государственных органов и непосредственно самого народа. Источники конституционного права представляют сложную по содержанию и структуре систему.
Источники конституционного права классифицируются по различным основаниям. Наиболее общий характер имеет классификация по юридической силе. Эта классификация включает четыре разновидности законов: основной закон (конституция), конституционный закон, органичный закон, обычный закон.
Первое место в этой иерархии занимает конституция - основной закон государства, акт высшей юридической силы. Конституционный закон - нормативно-правовой акт, который вносит изменения и дополнения в конституцию, принимается в особом порядке, имеет такую же юридическую силу, как и сама конституция. Органичный закон-это нормативно-правовой акт, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, который отличается от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов. Такие законы принимаются по вопросам предусмотренных конституцией (законы о гражданстве, о конституционном суде и др.) Обычные законы - это нормативно-правовые акты, которые принимаются в обычном порядке и регулируют различные виды общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права.
Для источников конституционного права установлен определенный порядок их принятия, отмены, изменения, признания утратившими силу. К источникам конституционного права Украины относятся: Конституция Украины, законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, регламент Верховной Рады, декларации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, правовые акты органов местного самоуправления и др. Соответственно в Донецкой Народной Республике (ДНР) действуют Конституция ДНР, акты Главы ДНР, акты Совета Министров ДНР, правовые акты органов местного самоуправления ДНР, акты референдумов ДНР. Нужно отметить, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы конституционного права.
Конституция любого государства является отображением объективных процессов общественного развития, реального соотношения политических сил, сложившихся в обществе.
Конституция – это, как правило, единый правовой акт или система таких актов, с помощью которых народ или органы государства, которые выступают от его имени, устанавливают основные принципы устройства общества и государства, формы непосредственной демократии, определяют статус государственной власти и местного самоуправления, механизм их осуществления, закрепляют права и свободы человека и гражданина.
Конституция – особый институт правовой системы государства, которому принадлежит правовое верховенство по отношению ко всем ее актам. Это не просто закон, а основной закон государства: закон законов, как называл его К. Маркс. Конституция оформляет национальную систему права, объединяет действующее законодательство, определяет основы законности и правопорядка в государстве.
Основными чертами конституции являются:
1) основополагающий характер, поскольку предметом конституционного регулирования являются фундаментальные, наиважнейшие политико-правовые, общественные отношения, которые определяют лицо общества;
2) народный характер, который состоит в том, что конституция выражает интересы народа и должна служить ему;
3) реальный характер, то есть соответствие фактически существующим общественным отношениям;
4) стабильность.
Юридическими особенностями конституции являются: 1) конституция – это в первую очередь, закон, то есть акт исключительной важности и значения; 2) конституции свойственно юридическое главенство, наивысшая юридическая сила по сравнению с другими правовыми актами: ни один акт не может быть выше конституции; 3) конституция является основой правовой системы государства, её законодательства; текущее законодательство развивает конституционные предписания, детализирует их; 4) конституции присущ особый порядок её принятия и изменения; 5) существует достаточно сложный механизм реализации конституции, поскольку её действие происходит на двух уровнях: на уровне реализации конституции в целом и на уровне реализации конституционных норм.
Конституция – явление историческое: она постоянно развивается и усовершенствуется. Поэтому и её сущность не может рассматриваться как что-то постоянное и неизменное.
Конституция, как правило, - это своеобразный общественный договор, который фиксирует и координирует политические интересы различных социальных групп, слоев, классов, и т. д.
Конституция Украины состоит из 15 разделов, которые объединяют 161 статью, в том числе 2 статьи Заключительных положений, и 14 пунктов Переходных положений.
Конституция Украины – акт всеохватывающего действия. Она распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества, причем это влияние имеет идейно-политический, морально-психологический и юридический характер. Это обусловливает содержание и особенности механизма реализации Конституции, который состоит из двух относительно самостоятельных частей: социального и юридического механизма. В социальном механизме воплощены качества Конституции Украины, как политического документа, а в юридическом - как особого акта национальной системы права.
Конституция Донецкой Народной Республики построена с учетом современного зарубежного опыта. Она состоит из Преамбулы, основной части, которая охватывает девять глав и переходных положений (глава 10). Конституция Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов и вступает в силу со дня ее официального опубликования.
Предложения о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики могут вносить Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, а также группа численностью не менее одной третьи от установленного числа депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики.
Предложение о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики оформляется в виде проекта закона Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики.
Закон Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики принимается Народным Советом Донецкой Народной Республики не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Закон Донецкой Народной Республики о внесении изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.