Общие принципы имеют межотраслевое значение и проецируются на таможенное право с учетом теоретико-правовых позиций.

1) принцип законности.

2) принцип равноправия

3) принцип интеграции между странами

4) принцип разделения властей.

5) принцип федерализма.

6) принцип сочетания публичных и частных интересов.

7) принцип гуманизма.

1) принцип законности. Это начало имеет общеправовой харак­тер и означает, что действия как таможенных органов, так и под­контрольных им субъектов (физических и юридических лиц, пере­мещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных зако­нов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам.

Пунктом 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании определе­но, что в Российской Федерации отношения в области таможенно­го дела регулируются как таможенным законодательством Тамо­женного союза, так и законодательством РФ о таможенном деле. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу должно производиться в порядке, им (законодательством) установленном.

2) Равноправие — одна из характеристик демократического обще­ства. В области таможенного дела все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз това­ров и транспортных средств, равно как и на осуществление внеш­неэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

3) принцип интеграции между странами — участницами Тамо­женного союза. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предполагает создание Единого экономического пространства с условием свободного перемещения на таможенной территории Союза товаров, услуг, капитала. Объединение трех стран основано на унификации таможенного законодательства и соблюдении взаимных обязательств.

Интеграция государств — членов Таможенного союза обуслов­ливает действие на всей его таможенной территории единых пра­вовых норм

4) Разделение властей — существование и функционирование трех ветвей власти сказывается и на правовом регулировании тамо­женного дела. Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенно­го дела. Непосредственную их реализацию обеспечивают органы исполнительной власти — в данном случае таможенные органы. В рамках правосудия разрешаются таможенные споры, привлека­ются к уголовной ответственности виновные лица.

5) Федерализм выражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе таможенных орга­нов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Органы го­сударственной власти субъектов Федерации, органы местного са­моуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими сво­их функций.

6) Сочетание публичных и частных интересов — преследуя пу­бличные цели (формирование доходной части бюджетной систе­мы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области та­моженного дела), органы государственной власти должны ориен­тироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении то­варооборота, унификации таможенных процедур. Это свидетель­ствует о стремлении государства к достижению оптимального ба­ланса между публичными и частными интересами, что позволит добиться максимальной эффективности деятельности таможен­ных органов Российской Федерации.

7) принцип гуманизма. Это начало проявляется двояко. Во-первых, при осуществлении таможенного контроля тамо­женные органы используют технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений (п. 1 ст. 107 ТК). Они не должны причинять вред не только лицам, но и товарам и транспортным средствам.

Во-вторых, согласно п. 4 ст. 50 ТК при перемещении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира, а также технической и гуманитар­ной помощи таможенные операции совершаются в первоочеред­ном порядке.

Характерные черты отрасли таможенного права выражены в его специальных принципах,в качестве которых выступают:

1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного ре­гулирования

2) принцип единства таможенной территории.

3) Охрана интересов государства и его граждан

4) Защита экономической безопасности России

5) принцип обоснованности и минимальной необходимости тре­бований таможенных органов.

6) Свобода выбора таможенной процедуры.

7) Обязательность соблюдения запретов и ограничений

8) принцип подконтрольности перемещаемых товаров.

ТК ЕАЭС о принципах:

1. равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза,

2. четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций,

3. гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования

4. их гармонизации с нормами международного права,

5. применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.

1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного ре­гулирования. Данный принцип сформировался в условия образова­ния Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в рам­ках ЕврАзЭС. В п. 2 ст. 1 ТК устанавливается, что таможенное ре­гулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с союзным законодательством, а в части, не урегулированной им, — в соответствии с законодательством государств-членов. В ТК ЕАЭС осталось практически без изменений:

Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В случае возникновения противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения ТК ЕАЭС.

Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании.

2) принцип единства таможенной территории. В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и форми­ровании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. три государства в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон сформировали единую таможенную территорию. В итоге на ней должны быть ликвидированы все таможенные границы и обеспечено свободное движение товаров.

3) Охрана интересов государства и его граждан. Обязательность запрета перемещения товаров, запрещен­ных в соответствии с российским законодательством к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации. Такой запрет может устанавливаться, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов. Так, таможенные органы пресекают попытки незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, оружия, ядовитых веществ и дру­гих «нежелательных» товаров.

4) Защита экономической безопасности России — сохранение суве­ренитета страны в этом ракурсе предполагает установление обо­снованных ограничений на перемещение некоторых видов това­ров через таможенную границу. Такие ограничения включаются в предмет таможенного регулирования и устанавливаются законода­тельством Российской Федерации о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности. Они могут основываться на направлениях экономической политики, услови­ях выполнения международных обязательств России, необходимо­сти защиты внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интере­сы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.

5) Обоснованность и минимальная необходимость требований та­моженных органов. Учитывая нацеленность таможенных органов на содействие развитию внешней торговли, их требования, предъ­являемые при осуществлении таможенного оформления и тамо­женного контроля огра­ничены. Они (требования) не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обе­спечения соблюдения таможенного законодательства.

6) Свобода выбора таможенной процедуры. Это начало характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для таких товаров, а также изменить его на другую. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.

7) Обязательность соблюдения запретов и ограничений применя­ется при помещении товаров под любые таможенные процедуры. В этом случае лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования законодательства Российской Федерации, уста­новленные в целях валютного регулирования и валютного конт­роля.

8) принцип подконтрольности перемещаемых товаров. Согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную гра­ницу, подлежат таможенному контролю. Однако при его проведе­нии таможенные органы и их должностные лица не вправе уста­навливать требования и ограничения, не предусмотренные тамо­женным законодательством.

Подконтрольность перемещаемых через таможенную границу товаров не означает возможности причинения неправомерного вреда субъектам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездей­ствием) и решениями таможенных органов. В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ТС убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их долж­ностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме по правилам, установленным зако­нодательством государств — членов Таможенного союза.

§3. Система и источники таможенного права

Обычно таможенное право делят на две части: Общую и Особенную. В Общую часть включают общеотраслевые темы: понятие, принципы, источники, субъекты таможенного права, таможенные органы, таможенные нормы и правоотношения.

Особенная часть отрасли посвящена правовым основам пере­мещения товаров через таможенную границу РФ, дифференциа­ции таможенных процедур, таможенного оформления, классифи­кации таможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидности общественных отношений, выступают в качестве институтов та­моженного права (институты таможенного оформления, тамо­женных платежей, таможенного контроля и т. д.).

Под институтами таможенного права понимаются взаимо­связанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых актов, регулирующие определенные однородные виды (группы) общественных отношений, возникающие между тамо­женными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Дадим общую характеристику основным институтам таможен­ного права.

Институт государственной службы в таможенных органах в целом регулируется положениями федеральных законов от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможен­ных органах Российской Федерации». Он включает такие элемен­ты, как: поступление на службу и ее прохождение; правовой статус должностных лиц таможенных органов; дисциплинарная ответст­венность сотрудников таможенных органов; условия службы в та­моженных органах; прекращение службы. Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы; она со­четает гражданскую и правоохранительную службу (сейчас иную, т.е. непонятно какую).

Институт таможенных процедур является одним из основопола­гающих в системе таможенного права. Он состоит из множества субинститутов, отражающих содержание конкретных таможенных процедур. К их числу относятся: выпуск для внутреннего потреб­ления, экспорт, таможенный транзит, временный ввоз (допуск), таможенный склад, беспошлинная торговля и др. На современном этапе развития таможенного дела первостепенной задачей высту­пает стандартизация таможенных процедур на принципах их гар­монизации и упрощения согласно положениям Киотской конвен­ции.

Институт таможенного оформления характеризуется обширно­стью нормативной регламентации. Несмотря на отсутствие такого понятия в современном таможенном законодательстве (что можно признать недостатком действующих в таможенной сфере право­вых основ), нельзя отрицать существование названного института. Учитывая, что процесс таможенного оформления растянут во вре­мени, субъекты таможенных правоотношений совершают различ­ные операции: уведомляют о прибытии товаров на таможенную территорию, сдают их на временное хранение, участвуют в декла­рировании и выпуске товаров. Такие операции могут предшество­вать подаче таможенной декларации или могут быть связаны с по­мещением товаров под ту или иную таможенную процедуру. Все они охватываются содержанием института таможенного оформле­ния.

Институт таможенных платежей включает совокупность норм, содержащихся как в таможенном, так и в налоговом законодатель­стве. Институт таможенных платежей в качестве элементов вклю­чает понятие, классификацию, исчисление, уплату и взимание платежей. Роль данного института объясняется значимостью та­моженных платежей для казны государства. Основу фискальной деятельности таможенных органов составляют полномочия, на­правленные на формирование доходной части бюджетной систе­мы за счет средств, уплачиваемых лицами, перемещающими това­ры через таможенную границу.

Институт таможенного контроля. Правовые основы таможенного контроля в большинстве своем закреплены в источ­никах таможенного права. К элементам таможенного контроля как института относятся его субъекты и объекты, определение действия таможенного контроля во времени и в пространстве, зо­ны таможенного контроля, формы таможенного контроля. При проведении таможенного контроля должностными лицами тамо­женных органов используются технические средства, правовые основы их использования содержатся в таможенном законода­тельстве. Этот институт играет важную роль в укреплении закон­ности в сфере международного оборота, занимает основополагаю­щее место в деле борьбы с нарушениями таможенного законода­тельства. Об ОРД рассказывать не надо.

Институт валютного контроля на практике имеет уточненное название «таможенно-банковский валютный контроль». Содержа­ние валютного контроля составляет система административных мер, направленных на соблюдение валютного законодательства. В области таможенного дела он выступает прежде всего как вид государственного финансового контроля. Система валютного контроля в таможенной сфере включает валютный контроль за экспортом товаров, обоснованностью платежей в иностранной ва­люте за импортируемые товары, иными внешнеэкономическими операциями.

Институт юридической ответственности в области таможенного дела представлен уголовной ответственностью за экономические преступления в области таможенного дела, административной от­ветственностью за нарушения таможенных правил, финансово-правовой ответственностью за нарушения таможенного законода­тельства. Комплексный характер таможенного законодательства обусловливает межотраслевую природу и данного института, по­скольку основные нормы, включенные в него, содержатся в важ­нейших источниках административного и уголовного права.

Некоторым авторам представляется, что содержание тамо­женного права должно состоять из трех частей: Общей, Особенной и Специальной[15].

Общая часть таможенного права включает следующие институты: предмет, особенности, методы и система таможенного права; история таможенной службы и таможенного права в России; таможенные нормы таможенные правоотношения; правовой статус таможенных органов и должностных лиц; ответственность в таможенном праве. Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как таможенные процедуры, таможенное оформление, таможенный контроль, таможенные платежи.

Специальная часть включает темы: международное таможенное право, сотрудничество Российской Федерации с государствами - участни­ки СНГ по таможенным вопросам, основы европейского таможенного ­права, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.

Источники таможенного права

В развитых таможенных союзах таможенное регулирование осуществляется фактически на трех уровнях: международном, национальном и наднациональном. При этом национальный уровень на сегодняшний день остается основным в осуществлении таможенного регулирования даже с учетом образования и функционирования единой межгосударст­венной таможенной территории.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС)[16] не является исключением.

Таможенное законодательство Таможенного союза России, Бе­лоруссии, Казахстана и др. распространяется на территорию трех стран — его участниц.

Все источники таможенного права регулируют отношения в области таможенного дела на трех уровнях:

1) международном;

2) союзном;

3) национальном.

К международно-правовым нормам относятся:

1) международные таможенные конвенции;

2) иные международные договоры и соглашения.

Для их применения на территории РФ требуется ратификация, т. е. подписание уполномоченным высшим органом государствен­ной власти. Они могут быть как двусторонними, так и открытыми для присоединения неограниченного числа субъектов. Практиче­ски все международные соглашения, регулирующие таможенные отношения для большинства государств мира, разработаны и при­няты Всемирной таможенной организацией.

Среди них:

— Международная конвенция об упрощении и гармонизации тамо­женных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с при­менением книжки МДП (Конвенция МДП[17]) 1975 г. с поправками 1997 г.;

— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.[18];

— Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;

— Конвенция о гармонизированной системе классификации и ко­дирования товаров 1983 г.;

— Международная конвенция о взаимном административном со­действии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.;

— Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.

Фундаментом для Таможенного кодекса Таможенного союза (как ранее для Таможенного кодекса РФ) является Киотская кон­венция; в настоящее время ее ратифицировали более 60 госу­дарств. В 2010 г. Российская Федерация присоединилась к дан­ной Конвенции. В числе основных принципов Киотской конвенции: прозрачность и стабильность осуществления таможенной службой таможенных формальностей; максимальное использова­ние автоматизированных систем; расширение возможностей предварительного информирования о прибытии товаров на тамо­женную территорию; внедрение электронного декларирования; и проч. Руководящие начала Конвенции направлены на упроще­ние, которое реализуется через использование эффективных тех­нологий и автоматизацию, а также включают лучшие примеры практики.

При разработке товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в качестве фундаментальной основы, международного стандарта была использована Гармонизирован­ная система описания и кодирования товаров, разработанная в 1983 г. Всемирной таможенной организацией. Она явилась базой для системы классификации товаров и определения их наимено­ваний в целях установления ставок таможенных пошлин.

Итак, на международном уровне таможенное регулирование осуществляется прежде всего посредством закрепления общих принципов и стандартов для всех субъектов международного права.

Второй уровень – союзный.

В соответствии со ст. 3 ТК таможенное законодательство Тамо­женного союза включает:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) Акты, составляющие право Союза (например, решения Комиссии таможенного союза (КТС), регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза);

3) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза.

Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В Межгосударственный Совет на уровне глав правительств входят: Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Наши рекомендации