Общие принципы имеют межотраслевое значение и проецируются на таможенное право с учетом теоретико-правовых позиций.
1) принцип законности.
2) принцип равноправия
3) принцип интеграции между странами
4) принцип разделения властей.
5) принцип федерализма.
6) принцип сочетания публичных и частных интересов.
7) принцип гуманизма.
1) принцип законности. Это начало имеет общеправовой характер и означает, что действия как таможенных органов, так и подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам.
Пунктом 3 ст. 4 Закона о таможенном регулировании определено, что в Российской Федерации отношения в области таможенного дела регулируются как таможенным законодательством Таможенного союза, так и законодательством РФ о таможенном деле. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу должно производиться в порядке, им (законодательством) установленном.
2) Равноправие — одна из характеристик демократического общества. В области таможенного дела все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.
3) принцип интеграции между странами — участницами Таможенного союза. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предполагает создание Единого экономического пространства с условием свободного перемещения на таможенной территории Союза товаров, услуг, капитала. Объединение трех стран основано на унификации таможенного законодательства и соблюдении взаимных обязательств.
Интеграция государств — членов Таможенного союза обусловливает действие на всей его таможенной территории единых правовых норм
4) Разделение властей — существование и функционирование трех ветвей власти сказывается и на правовом регулировании таможенного дела. Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. Непосредственную их реализацию обеспечивают органы исполнительной власти — в данном случае таможенные органы. В рамках правосудия разрешаются таможенные споры, привлекаются к уголовной ответственности виновные лица.
5) Федерализм выражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
6) Сочетание публичных и частных интересов — преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур. Это свидетельствует о стремлении государства к достижению оптимального баланса между публичными и частными интересами, что позволит добиться максимальной эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.
7) принцип гуманизма. Это начало проявляется двояко. Во-первых, при осуществлении таможенного контроля таможенные органы используют технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений (п. 1 ст. 107 ТК). Они не должны причинять вред не только лицам, но и товарам и транспортным средствам.
Во-вторых, согласно п. 4 ст. 50 ТК при перемещении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира, а также технической и гуманитарной помощи таможенные операции совершаются в первоочередном порядке.
Характерные черты отрасли таможенного права выражены в его специальных принципах,в качестве которых выступают:
1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного регулирования
2) принцип единства таможенной территории.
3) Охрана интересов государства и его граждан
4) Защита экономической безопасности России
5) принцип обоснованности и минимальной необходимости требований таможенных органов.
6) Свобода выбора таможенной процедуры.
7) Обязательность соблюдения запретов и ограничений
8) принцип подконтрольности перемещаемых товаров.
ТК ЕАЭС о принципах:
1. равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза,
2. четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций,
3. гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования
4. их гармонизации с нормами международного права,
5. применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
1) принцип сочетания союзного и федерального таможенного регулирования. Данный принцип сформировался в условия образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕврАзЭС. В п. 2 ст. 1 ТК устанавливается, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с союзным законодательством, а в части, не урегулированной им, — в соответствии с законодательством государств-членов. В ТК ЕАЭС осталось практически без изменений:
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В случае возникновения противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения ТК ЕАЭС.
Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании.
2) принцип единства таможенной территории. В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. три государства в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон сформировали единую таможенную территорию. В итоге на ней должны быть ликвидированы все таможенные границы и обеспечено свободное движение товаров.
3) Охрана интересов государства и его граждан. Обязательность запрета перемещения товаров, запрещенных в соответствии с российским законодательством к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации. Такой запрет может устанавливаться, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов. Так, таможенные органы пресекают попытки незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, оружия, ядовитых веществ и других «нежелательных» товаров.
4) Защита экономической безопасности России — сохранение суверенитета страны в этом ракурсе предполагает установление обоснованных ограничений на перемещение некоторых видов товаров через таможенную границу. Такие ограничения включаются в предмет таможенного регулирования и устанавливаются законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Они могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости защиты внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.
5) Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Учитывая нацеленность таможенных органов на содействие развитию внешней торговли, их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля ограничены. Они (требования) не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
6) Свобода выбора таможенной процедуры. Это начало характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для таких товаров, а также изменить его на другую. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.
7) Обязательность соблюдения запретов и ограничений применяется при помещении товаров под любые таможенные процедуры. В этом случае лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля.
8) принцип подконтрольности перемещаемых товаров. Согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. Однако при его проведении таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством.
Подконтрольность перемещаемых через таможенную границу товаров не означает возможности причинения неправомерного вреда субъектам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов. В соответствии с п. 2 ст. 104 ТК ТС убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме по правилам, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза.
§3. Система и источники таможенного права
Обычно таможенное право делят на две части: Общую и Особенную. В Общую часть включают общеотраслевые темы: понятие, принципы, источники, субъекты таможенного права, таможенные органы, таможенные нормы и правоотношения.
Особенная часть отрасли посвящена правовым основам перемещения товаров через таможенную границу РФ, дифференциации таможенных процедур, таможенного оформления, классификации таможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела. Группы правовых норм, регулирующих данные разновидности общественных отношений, выступают в качестве институтов таможенного права (институты таможенного оформления, таможенных платежей, таможенного контроля и т. д.).
Под институтами таможенного права понимаются взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых актов, регулирующие определенные однородные виды (группы) общественных отношений, возникающие между таможенными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Дадим общую характеристику основным институтам таможенного права.
Институт государственной службы в таможенных органах в целом регулируется положениями федеральных законов от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Он включает такие элементы, как: поступление на службу и ее прохождение; правовой статус должностных лиц таможенных органов; дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов; условия службы в таможенных органах; прекращение службы. Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы; она сочетает гражданскую и правоохранительную службу (сейчас иную, т.е. непонятно какую).
Институт таможенных процедур является одним из основополагающих в системе таможенного права. Он состоит из множества субинститутов, отражающих содержание конкретных таможенных процедур. К их числу относятся: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, временный ввоз (допуск), таможенный склад, беспошлинная торговля и др. На современном этапе развития таможенного дела первостепенной задачей выступает стандартизация таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения согласно положениям Киотской конвенции.
Институт таможенного оформления характеризуется обширностью нормативной регламентации. Несмотря на отсутствие такого понятия в современном таможенном законодательстве (что можно признать недостатком действующих в таможенной сфере правовых основ), нельзя отрицать существование названного института. Учитывая, что процесс таможенного оформления растянут во времени, субъекты таможенных правоотношений совершают различные операции: уведомляют о прибытии товаров на таможенную территорию, сдают их на временное хранение, участвуют в декларировании и выпуске товаров. Такие операции могут предшествовать подаче таможенной декларации или могут быть связаны с помещением товаров под ту или иную таможенную процедуру. Все они охватываются содержанием института таможенного оформления.
Институт таможенных платежей включает совокупность норм, содержащихся как в таможенном, так и в налоговом законодательстве. Институт таможенных платежей в качестве элементов включает понятие, классификацию, исчисление, уплату и взимание платежей. Роль данного института объясняется значимостью таможенных платежей для казны государства. Основу фискальной деятельности таможенных органов составляют полномочия, направленные на формирование доходной части бюджетной системы за счет средств, уплачиваемых лицами, перемещающими товары через таможенную границу.
Институт таможенного контроля. Правовые основы таможенного контроля в большинстве своем закреплены в источниках таможенного права. К элементам таможенного контроля как института относятся его субъекты и объекты, определение действия таможенного контроля во времени и в пространстве, зоны таможенного контроля, формы таможенного контроля. При проведении таможенного контроля должностными лицами таможенных органов используются технические средства, правовые основы их использования содержатся в таможенном законодательстве. Этот институт играет важную роль в укреплении законности в сфере международного оборота, занимает основополагающее место в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Об ОРД рассказывать не надо.
Институт валютного контроля на практике имеет уточненное название «таможенно-банковский валютный контроль». Содержание валютного контроля составляет система административных мер, направленных на соблюдение валютного законодательства. В области таможенного дела он выступает прежде всего как вид государственного финансового контроля. Система валютного контроля в таможенной сфере включает валютный контроль за экспортом товаров, обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, иными внешнеэкономическими операциями.
Институт юридической ответственности в области таможенного дела представлен уголовной ответственностью за экономические преступления в области таможенного дела, административной ответственностью за нарушения таможенных правил, финансово-правовой ответственностью за нарушения таможенного законодательства. Комплексный характер таможенного законодательства обусловливает межотраслевую природу и данного института, поскольку основные нормы, включенные в него, содержатся в важнейших источниках административного и уголовного права.
Некоторым авторам представляется, что содержание таможенного права должно состоять из трех частей: Общей, Особенной и Специальной[15].
Общая часть таможенного права включает следующие институты: предмет, особенности, методы и система таможенного права; история таможенной службы и таможенного права в России; таможенные нормы таможенные правоотношения; правовой статус таможенных органов и должностных лиц; ответственность в таможенном праве. Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как таможенные процедуры, таможенное оформление, таможенный контроль, таможенные платежи.
Специальная часть включает темы: международное таможенное право, сотрудничество Российской Федерации с государствами - участники СНГ по таможенным вопросам, основы европейского таможенного права, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.
Источники таможенного права
В развитых таможенных союзах таможенное регулирование осуществляется фактически на трех уровнях: международном, национальном и наднациональном. При этом национальный уровень на сегодняшний день остается основным в осуществлении таможенного регулирования даже с учетом образования и функционирования единой межгосударственной таможенной территории.
Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС)[16] не является исключением.
Таможенное законодательство Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и др. распространяется на территорию трех стран — его участниц.
Все источники таможенного права регулируют отношения в области таможенного дела на трех уровнях:
1) международном;
2) союзном;
3) национальном.
К международно-правовым нормам относятся:
1) международные таможенные конвенции;
2) иные международные договоры и соглашения.
Для их применения на территории РФ требуется ратификация, т. е. подписание уполномоченным высшим органом государственной власти. Они могут быть как двусторонними, так и открытыми для присоединения неограниченного числа субъектов. Практически все международные соглашения, регулирующие таможенные отношения для большинства государств мира, разработаны и приняты Всемирной таможенной организацией.
Среди них:
— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;
— Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП[17]) 1975 г. с поправками 1997 г.;
— Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г.[18];
— Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;
— Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;
— Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.;
— Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.
Фундаментом для Таможенного кодекса Таможенного союза (как ранее для Таможенного кодекса РФ) является Киотская конвенция; в настоящее время ее ратифицировали более 60 государств. В 2010 г. Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции. В числе основных принципов Киотской конвенции: прозрачность и стабильность осуществления таможенной службой таможенных формальностей; максимальное использование автоматизированных систем; расширение возможностей предварительного информирования о прибытии товаров на таможенную территорию; внедрение электронного декларирования; и проч. Руководящие начала Конвенции направлены на упрощение, которое реализуется через использование эффективных технологий и автоматизацию, а также включают лучшие примеры практики.
При разработке товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в качестве фундаментальной основы, международного стандарта была использована Гармонизированная система описания и кодирования товаров, разработанная в 1983 г. Всемирной таможенной организацией. Она явилась базой для системы классификации товаров и определения их наименований в целях установления ставок таможенных пошлин.
Итак, на международном уровне таможенное регулирование осуществляется прежде всего посредством закрепления общих принципов и стандартов для всех субъектов международного права.
Второй уровень – союзный.
В соответствии со ст. 3 ТК таможенное законодательство Таможенного союза включает:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза;
2) Акты, составляющие право Союза (например, решения Комиссии таможенного союза (КТС), регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза);
3) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза.
Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В Межгосударственный Совет на уровне глав правительств входят: Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.