Конституционные основы организации государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
Конституция Кабардино-Балкарской Республики зафиксировала в главах IV, V, VI, VII специальные положения о Президенте, Парламенте, Правительстве Кабардино-Балкарской Республики, а также о судебных органах, в частности, Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики. В этих главах по сути определена система органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в целом, в том числе их взаимоотношения между собой.
Система органов государственной власти в субъектах России строится на основе принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). В современной конституционно-правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа «разделения властей» и разные его оценки. Соответственно, можно говорить о нескольких значениях понятия «разделения властей» либо о разных сторонах данной категории. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). «Все погибло, – писал Ш. Монтескье, – если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц»[144]. В рамках теории «разделения властей» был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был реализован на практике.
Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально-юридическое закрепление, второй – фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрывы, которые нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств[145].
Разделение властей – явление многоцелевое, имеющее и положительные и отрицательные черты. Приведенное выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность – против сосредоточения всей власти «в одном и том же лице или учреждении». В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.
Мировой государственно-правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное «дозирование» полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот[146]. «Как это ни парадоксально, но полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы. Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей»[147]. В противном случае, добавим, исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.
Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае, не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает «единства власти», но отрицает «единовластие». Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а точнее, диктатуры. Естественно, принцип «разделения властей» не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов – в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип «разделения властей» по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к повышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении «Разделение властей» представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
Разделение властей преследует и другую цель – определение функций каждой из ветвей власти, их разграничение, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей только как организационно-техническую операцию.
В свое время Томас Гоббс в сочинении «Левиафан» заметил, что существует только один способ создать сильное государство, – это единство власти[148]. Только единая и сильная власть может обеспечить единое «правовое поле» в стране.
Единство системы органов государственной власти проявляется в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости[149].
Характеризуя место положений об организации государственной власти субъекта Российской Федерации, в науке конституционного права России обоснованно выделяют конституирование органов государственной власти (порядок их формирования, полномочия, структура, взаимоотношения и др.) как основную функцию конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.