А.в. урумов, а.в. хамуков, 2011
© Нальчикский филиал Краснодарского
университета МВД России, 2011
THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF THE RUSSIAN FEDERATION
THE KRASNODARIAN UNIVERSITY
THE NALCHIKSKY BRANCH
Z.L. Shkhagapsoev
Z.A. Tengizova
A.V. Urumov
A.V. Khamukov
THE CONSTITUTIONAL REFORM
IN THE KABARDINO-BALKARIAN
REPUBLIC
Nalchik
The NalBr of the KrU of the M of IA of the Russian Federation
Abstract
The collective monograph has been made on the basis of the analysis of the federal legislation, the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic, a wide range of scientific sources and the archival data of the bodies of the state. The whole field-work have been used in order to investigate the main stages of the revising and modernization of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic, carried out during the constitutional reform in the country, as far as the general theoretico-legal characteristics of Kabardino-Balkaria constitutional status. The special attention has been attended to the problems of fastening of some human rights and liberties into the Constitution of Kabardino-Balkarian Republic. Besides, we made an attempt to research the constitutional bases state authority organization and the model of self-administration in Kabardino-Balkaria. The detailed analysis of the basic features of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic of 1997 and its subsequent novels have been carried out.
This monograph may be beneficial to the experts, specialized on the field of a constitutional law, it may be useful to post-graduate students (of a military academy) and students (cadets) of legal high schools and faculties, to workers of public authorities and local government, deputies, and also for a wide range of laymen, who are interested in questions of the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic and problems of the Russian federalism.
90-летию государственности Кабардино-Балкарской Республики
и грядущему 15-летию Конституции Кабардино-Балкарской
Республики посвящается
Введение
Конституционная реформа в Кабардино-Балкарской Республике – необходимая составляющая процесса реформирования российского конституционного законодательства. Пересмотр и модернизация (новеллизация) Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года в нормативно-правовой форме зафиксировали общие результаты трансформации политической системы. Конституционная реформа в Кабардино-Балкарии осуществлялась не только в ходе собственных процессов эволюции общественно-политической жизни, но фактически являлась продолжением развития федерального конституционного законодательства, а именно процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации. Реформа совершенно по-иному расставила акценты в вопросе сбалансирования и статусного наполнения органов государственной власти Кабардино-Балкарии, создала новую схему взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Детерминологическая связь процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации и конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике подтверждается не только результатами пересмотра самой Конституции Кабардино-Балкарии, но и модернизацией всей системы законодательства республики, проведением комплексного процесса реформирования (конституционной реформы[1], административной реформы[2], реформирование органов местного самоуправления[3]).
Что касается способов, форм пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года, то он осуществлялся как способом модернизации (новеллизации), т.е. вносились поправки, так и способом реформирования, т.е. путем пересмотра конституционных положений основного закона республики. Поэтому вполне обоснованно можно говорить, что модификация Конституции Кабардино-Балкарской Республики осуществлялась в виде конституционного преобразования.
Применительно к Конституции Российской Федерации необходимо указать, что она была подвергнута в основном нетекстуальной модификации, приведшая к смысловому изменению (порой существенно) отдельных конституционных положений. Федеральная власть без вмешательства в текст Конституции Российской Федерации 1993 года посредством принятия соответствующих законодательных актов и посредством толкования органами конституционной юстиции создала ряд новых правовых положений, которые существенно изменили фундаментальные характеристики отечественной политической системы и содержание некоторых положений основного закона. Было осуществлено изменение порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации посредством удаления из него руководителей регионов, учреждены федеральные округа и институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах, внедрена новая схема разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, отменены прямые выборы руководителей регионов, изменен правовой статус автономных округов, проводится реформа местного самоуправления. Поэтому процесс преобразования Конституции Российской Федерации имеет смешанную, то есть нормативно-интерпретационную природу.
Все эти обстоятельства потребовали существенного пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики, которая имела противоречивый характер. С одной стороны, приведение основного закона республики в соответствие с федеральным законодательством гармонично инкрустировало её в иерархическую «корону» российского законодательства и нивелировала имевшие коллизии, с другой авторитет конституционных норм республики был девальвирован, а «чистка» Конституции республики исключила ряд особенностей, которые подчеркивали её оригинальность. Кроме того, процесс «преобразования» самой Конституции Российской Федерации в отечественной науке воспринимается неоднозначно, наряду с определенными преимуществами указываются и негативные факторы, искажающие действительный смысл определенных норм основного закона.
Затрагивая проблемы конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике, авторы настоящего издания не стремились раскрыть все положения её проведения и не претендовали на исключительность своих взглядов и выводов. Перед ними стояла иная цель – приоткрыть страницу данной проблематики, сфокусировать внимание читателя на ряд существующих проблем конституционного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов (на примере Кабардино-Балкарской Республики).