Особенности федеративного устройства России.
В соответствии с Конституцией РФ в состав РФ входит 85 субъектов РФ. Они сформированы:
1. по национальному признаку: 22 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область.
2. по территориальному признаку: 3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, 9 краёв, 46 областей.
Особенностью является многовидовый состав субъектов.
Кроме того, РФ разделена на 9 федеральных округов:
1. Дальневосточный федеральный округ. Центр федерального округа - г.Хабаровск.
2. Сибирский федеральный округ - г.Новосибирск.
3. Уральский федеральный округ – г .Екатеринбург.
4. Северо-Западный федеральный округ - г.Санкт-Петербург.
5. Центральный федеральный округ - г.Москва.
6. Южный федеральный округ - г.Ростов-на-Дону.
7. Северо-Кавказский федеральный округ - г. Пятигорск.
8. Приволжский федеральный округ - г.Нижний Новгород.
9. Крымский федеральный округ – г.Симферополь.
Устройство власти в РФ.
В РФ существует три уровня органов власти:
1. федеральный уровень
2. уровень субъекта РФ
3. местный уровень.
Федеральный уровень и уровень субъекта РФ составляют систему государственной власти. В этой системе существует промежуточное звено в виде органов власти в федеральных округах. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление в РФ – это самостоятельная система власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Механизм государства.
Механизм государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.
От механизма государства следует отличать механизм функционирования государства. Это совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т. е. всех его органов) в их взаимозависимости. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы (так называемые три ветви власти).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.