Основные характеристики правового государства. Проблемы и пути формирования правового государства в России. Законность и правопорядок в современном обществе.
Правовое государство - это государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. Принципы правового государства:
1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство закона;
2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
3) взаимная ответственность гражданина и государства;
4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип;
5) принцип правовой экономики;
6) развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, и прежде всего, за исполнительной.
Гражданское общество – это термин, который впервые был введен Аристотелем. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т.е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы. Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений. Признаки гражданского общества:
1) индивидуальная свобода;
2) наличие среднего класса;
3) открытость общества;
4) плюрализм (политический, экономический, идеологический);
5) самоуправляемость общества;
6) наличие правового государства - это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.
Правосознание представляет собой совокупность мысленных и чувственных оценок правовых явлений, правовых отношений. В научной литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву. Данное определение с формальных позиций соответствует понятию правовой идеологии. В структуре правосознания существуют еще чувственные элементы – совокупность психологических реакций, чувств, эмоций, настроений, привычек, стереотипов: радость, огорчение, удовлетворение, недовольство, равнодушное отношение по поводу принятия или отмены закона и т.п., образующие правовую психологию.
Правосознание по своей глубине может быть обыденным, научным, профессиональным. Обыденное правосознание бывает у обычных людей, и складывается оно на базе повседневной жизни. Научное правосознание характерно для ученых; профессиональное - для профессионалов-юристов.
В правовой системе правосознание выполняет довольно значительную функциональную нагрузку: преобразование потоков информации от правовой системы к субъекту правовой деятельности и обратно. Подобный информационный обмен осуществляется в сфере правосознания в юридических категориях, концепциях, правовых чувствах, с помощью которых люди оценивают правовую реальность. В силу непрекращающихся коммуникационных связей правосознание призвано отражать общую настроенность и состояние правового развития, служить интеллектуальной основой правовой системы.
Правовая культура.
Под правовой культурой принято понимать состояние общественного сознания и социальной практики, сложившееся на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования и взаимодействия различных элементов нормативной системы общества - права, морали, традиций, обыкновений и т.п. Российское общество не отличается высокой правовой культурой. Невозможно развитие правовой культуры в стране, где некоторые законы не соблюдаются, предвыборные обещания политиков не выполняются, а власть не несет ответственности за стабильность в государстве. Правовой нигилизм в нашем народе родился не вчера, ибо суд в России почти всегда был зависим от государственной власти. В российском менталитете государственная власть находится выше закона; отсюда неверие людей в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Правовой нигилизм среди населения на фоне нецивилизованного капитализма привел к массовым правонарушениям: взяточничеству, дедовщине в армии, росту криминала.
Законность – это строгое и точное соблюдение законов государства всеми участниками общественных отношений, господства права и закона в общественной жизни, соответствие их действий требованиям материального и процессуального права. Режим законности - это своеобразная правовая атмосфера, это «право в действии». "Dura lex, sed lex est" (лат. - суров закон, но это закон). Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неуклонной реализации.
Итогом всего этого является правопорядок, т.е. фактическое состояние урегулированных правом отношений.
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознания целесообразности и необходимости их выполнения. Правопорядок выступает не только целью, но и результатом правого регулирования государством правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. Он включает не только упорядоченность отношений на основе права в сфере власти, но и отношений в сфере гражданского общества.
Таким образом, право и законность можно считать основными элементами правопорядка. И, конечно же, правопорядок немыслим без правомерного поведения субъектов, всех нас. Поведение, которого требуют от нас императивные, запрещающие нормы, можно назвать необходимым: необходимо поступить именно так, а не иначе. Поведение же, которого требует от нас диспозитивные нормы, можно назвать допустимым: разрешается своими действиями или бездействием реализовать свое право или не реализовывать его. Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан.
Форма государства.
Формой государства называют совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия – вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Бывает абсолютной (страны Ближнего и Среднего Востока – Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бахрейн), сословно-представительной (ограниченной или дуалистической – Марокко, Бутан), конституционной (парламентарной- Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Япония).
Республика - государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Республики подразделяются на
парламентские - правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах. Оно подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность и остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства (Австрия, Италия, Германия),
президентские - правительство назначается президентом – главой государства, и утверждается парламентом (США),
смешанного типа - президент избирается населением и назначает правительство, которое несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (Франция, Россия),
суперпрезидентские - президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве. Она ничем не ограничена и неконтролируема. Он без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку (Белоруссия, Гватемала).
Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация, - и дополнительные – союз, содружество, сообщество, империя.
Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Термин «политический режим» введено в 1940 году польским социологом Леви. Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.