Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран
Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс
Семестры
Срок освоения ООП по форме обучения 4 года
Квалификация выпускника бакалавр
Москва, 2015
Составитель: Дудко И.А. – кандидат юридических наук, доцент;
_______________ «__» _______ 2015г.
подпись
Сизикова Н.М. – кандидат юридических наук
_______________ «__» _______ 2015г.
подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры Конституционного права им. Н.В. Витрука________________________________________________
протокол № 2 «20» октября 2015г.
Зав. кафедрой __Сафонов В.Е. – доктор юридических наук, профессор______
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 2015г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
протокол № ______ «__» ________ 2015г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015
© Дудко И.А., 2015
© Сизикова Н.М., 2015
Оглавление
1.Цели освоения дисциплины | |
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) | |
3.Требования к результатам освоения дисциплины | |
4.Объем дисциплины и виды учебной работы | |
5. Содержание дисциплины | |
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1.Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»являются:
-углубление представлений студентов о базовых теоретических понятиях конституционного права, особенностях реализации основных конституционно-правовых институтах в зарубежных странах, а также формирование представлений о ведущих тенденциях и закономерностях развития конституционного права в России и зарубежных странах; овладение методом сравнительно-правового исследования. В результате усвоения материала курса студенты должны освоить теоретические положения науки конституционного права, развитии науки конституционного права иностранных государств, получить представление об основных тенденциях конституционного развития современных государств, изучить конституционное устройство конкретных государств.
- подготовка юридических кадров, способных успешно осуществлять профессиональную нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультационную и педагогическую деятельность в органах публичной власти, юридических службах, департаментах, отделах различной юридической направленности, государственных и муниципальных учреждениях и организациях, учебных заведениях, исключая учреждения высшего образования на основе конституционных принципов и ценностей, руководствуясь конституционным правосознанием.
2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП).
«Конституционное право зарубежных стран» является учебной дисциплиной по выбору студента, избравшего государственно-правовой профиль профессионального цикла ООП, которая обеспечивает логическую и содержательно-методическую взаимосвязь дисциплин общенаучного и профессионального циклов,проявляющуюся в том, что формирование, становление и развитие в большинстве случаев новых для Российской Федерации государственно-правовых институтов, образующих конституционное право, можно соотнести с конституционно-правовыми институтами других зарубежных стран.
Содержание учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является логическим продолжением содержания учебной дисциплины базовой части профессионального цикла - «Конституционное право», дисциплин вариативной части «Муниципальное право», «Избирательное право» и служит основой для освоения учебных дисциплин магистерских программ по специальности «Юриспруденция».
Студент должен:
Знать:
- основные термины и понятия, полученные в рамках изучения дисциплин «Теория государства и права» и «Конституционное право»;
- основные этапы развития государства и права в зарубежных странах;
- особенности реализации конституционно-правовых норм, развития конституционно-правовых институтов;
- структуру органов государственной власти в России и государстве вообще;
Владеть:
- знаниями о закономерностях развития человечества в целом;
- умениями проводить аналитические исследования с привлечением различных источников информации;
- знаниями об основных этапах и важнейших культурно-познавательных событиях;
Уметь:
- оперировать необходимым логическим аппаратом, разбираться и понимать научные термины и понятия;
- сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности;
- выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления;
- применять на практике основные результаты научных теоретико-правовых исследований.
Успешное освоение курса зарубежного конституционного права предполагает знание иностранных языков.
Связь Конституционного права зарубежных стран с последующими дисциплинами заключается в том, что полученные знания позволят изучать в дальнейшем дисциплины профессионального цикла, а также могут служить основой для освоения программы подготовки магистров по юриспруденции.
3.Требования к результатам освоения дисциплины.
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-1 | повышает уровень профессионального правосознания | групповые дискуссии, семинар, коллоквиум | |
ОК-2 | способствует добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | лекция пресс-конференция, коллоквиум | |
ОК-3 | повышает культуру мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | семинар, практическое занятие, НИР | |
ОК-4 | совершенствует умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | семинар, коллоквиум, практическое занятие | |
ОК-6 | формирует нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | проблемная лекция | |
ОК-7 | создает стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства | лекция-дискуссия, case-study | |
ОК-8 | способствует использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | лекция, мастер-класс, НИР, case-study | |
ОК-9 | способствует анализировать социально значимые проблемы и процессы | семинар, коллокувиум, групповые дискуссии | |
ПК-1 | способствует участвовать в разработке конституционных нормативных правовых актов с учетом опыта конституционного регулирования в зарубежных странах | лекция-визуализация, обучение на основе опыта | |
ПК-3 | обеспечивает соблюдение конституционного законодательства субъектами права | практическое занятие, ролевая игра | |
ПК-4 | способствует принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами и принципами международного права | лекция-дискуссия, case-study | |
ПК-5 | способствует применять конституционные нормативные правовые акты, реализовывать нормы конституционного права в профессиональной деятельности | лекция с разбором конкретной ситуации, case-study | |
ПК-6 | позволяет юридически правильно квалифицировать факты в области конституционно-правовых отношений | лекция мастер-класс, семинар, коллоквиум | |
ПК-8 | способствует участвовать в обеспечении конституционной законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | практическое занятие, решение ситуационных задач | |
ПК-9 | формирует уважение чести и достоинства личности, соблюдение и защищу права и свободы человека и гражданина | работа в команде, решение ситуационных задач | |
ПК-11 | осуществляет предупреждение правонарушений конституционного законодательства, выявляет и устраняет причины и условия, способствующие их совершению | case-study, работа в команде | |
ПК-13 | правильно и полно отражает результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации по вопросам обращения в органы конституционной юстиции, международные суды и другие органы | лекция, мастер-класс, самостоятельная работа | |
ПК-14 | позволяет принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов в области конституционного права с учетом опыта конституционного регулирования в зарубежных странах | практические занятия, самостоятельная работа | |
ПК-15 | позволяет толковать конституционные нормативные правовые акты и решения Конституционного Суда РФ, зарубежных органов конституционного контроля и других международных организаций по защите прав и свобод человека и гражданина | проблемная лекция, семинар, коллоквиум | |
ПК-16 | позволяет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения конституционного законодательства, в том числе зарубежных стран | практическое занятие, НИР |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-систему, особенности и классификацию конституционно-правовых норм, институтов и отношений, методы их правового регулирования, а также иерархию источников в зарубежных странах; понятие, источники, систему и методологию науки конституционного права в зарубежных странах;
- понятие, основные подходы к определению сущности конституции, функции конституции, основные этапы и тенденции развития конституций в мире на современном этапе, виды конституций в зарубежных странах и способы охраны и защиты конституций, а также особенности осуществления конституционного контроля в мире;
- понятие, сущность и содержание регулирования политических, экономических, социальных и духовных отношений в зарубежных странах;
- понятие, виды, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, государственно-правовые механизмы обеспечения гарантированности, охраны и защиты личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах;
- понятие, особенности, основные закономерности и тенденции развития форм правления, территориального устройства и политических режимов в зарубежных странах;
- понятие, принципы избирательного права, особенности, преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, актуальные проблемы правового регулирования отдельных стадий избирательного процесса в зарубежных странах;
- понятие, систему и основные принципы организации и деятельности государственных органов, полномочия, а также закономерности и тенденции их развития в зарубежных странах;
- основы конституционного строя в США, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республике, ФРГ, Казахстане и КНР.
Уметь:
- толковать и применять конституционно-правовые нормы, исходя из их юридического значения (иерархии);
- грамотно и корректно оценивать последствия происходящих в настоящее время в зарубежных странах и России конституционных преобразований, а также анализировать правовое положение новых для России конституционно-правовых институтов;
- самостоятельно анализировать процессы развития важнейших конституционно-правовых институтов в зарубежных странах, выявлять их особенности, с учетом принятых в демократических государствах представлений о принципах взаимоотношения государства и личности, организации государственной власти, местного самоуправления, руководства и управления экономикой; формах правления и политико-территориального устройства; видах государственного режима и др.;
- осуществлять правотворческуюи правоприменительнуюдеятельность в соответствии с полученными знаниями об основных тенденциях развития конституционно-правовых институтов в современном мире;
- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с Конституцией и законом;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессионально и педагогической деятельности, и требующие профессиональных знаний;
Владеть:
- специальным терминологическим аппаратом конституционного права;
- навыком поиска, отбора и систематизации информации (зарубежных конституций, законов; учебных источников, статистических данных, практики органов судебного конституционного контроля в зарубежных странах и др.) по заданным вопросам;
- навыком критического анализа, оценки и поиска путей совершенствования действующего законодательства об организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации с учетом мирового опыта
- - методами научно-исследовательской работы: формально-юридическим, сравнительно-правовым, историко-теоретическим и другими методами;
- способностью прогнозировать ход дальнейшего развития конституционно-правовых явлений и процессов в зарубежных государствах;
- навыком выявления закономерностей развития конституционно-правового регулирования общественных отношений в зарубежных государствах;
- навыком научной оценки применимости (или неприменимости) той или иной модели конституционно-правового регулирования общественных отношений к российской правовой среде.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачётных единиц и часов по формам обучения | ||||||
Очная | Очная на базе СПО | Очно-заочная на базе СПО | Заочная ГВД | Заочная на базе ВО | Заочная На базе СПО | Заочная ГВД на базе СПО | |
Зачётные единицы – общая трудоёмкость | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. | 2 з.е. – 72 ч. |
Всего аудиторных занятий, из них: | 28 ч. | 32 ч. | 14ч. | 8ч. | 10 ч. | 8 ч. | 8ч. |
лекции | 14 ч. | 16ч. | 4ч. | 2 ч. | 2 ч. | 2ч. | 2ч. |
семинары | 14 ч. | 16 ч. | 10ч. | 6 ч. | 8 ч. | 6 ч. | 6 ч. |
Контрольная работа | - | - | - | ||||
Курсовая работа | - | - | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа | 44 ч. | 40 ч. | 58 ч. | 64 ч | 62 ч. | 64 ч. | 64 ч. |
Переаттестация | - | - | - | - | - | - | - |
Форма промежуточной аттестации | Зачет |
5. Содержание дисциплины.
Текст рабочей программы.
Общая часть
Тема 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина
Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах. Место и роль конституционного права в системе права зарубежных стран. Система конституционного права. Конституционно-правовые отношения. Основные тенденции развития конституционного права на современном этапе.
Источники конституционного права: понятие и виды, соотношение их юридической силы в различных странах.
Наука конституционного права. Предмет, задачи, методы. Основные школы и направления науки конституционного права в зарубежных странах. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина. Система учебного курса. Классификация изучаемых стран.
Таблица 3
Тематический план для очной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 2. Общая теория конституции. | проблемная лекция; семинар – игровой судебный процесс | ||||
Тема 3. Конституционные основы регулирования политических экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах. | - | лекция визуализация; | |||
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. | Проблемная лекция; семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач | ||||
Тема 5. Формы правления, территориальное устройство и политические режимы зарубежных стран. | - | семинар - дискуссия | |||
Тема 6. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах | - | семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач. | |||
Тема 7. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. | проблемная лекция, семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов. | ||||
Раздел 2. Особенная часть | |||||
Тема 8. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки. | лекция – визуализация, семинар – решение задач. | ||||
Тема 9. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. | проблемная лекция, семинар – решение задач. | ||||
Тема 10. Основы конституционного права Французской республики. | лекция визуализация, семинар – опрос | ||||
Тема 11. Основы государственного права Германии. | лекция визуализация, семинар, коллоквиум | ||||
Тема 12. Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана). | - | лекция-визуализация. | |||
Тема 13. Основы конституционного права Китая. | - | лекция-визуализация | |||
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 80 %.
Тематический план для очной формы обучения на базе СПО
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина. | Проблемная лекция; семинар – работа в малых группах | ||||
Тема 2. Общая теория конституции. | проблемная лекция; семинар – игровой судебный процесс | ||||
Тема 3. Конституционные основы регулирования политических экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах. | информационная лекция; семинары – опрос | ||||
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. | семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач | ||||
Тема 5. Формы правления, территориальное устройство и политические режимы зарубежных стран. | - | информационная лекция; семинар - дискуссия | |||
Тема 6. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах | - | семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач. | |||
Тема 7. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. | проблемная лекция, семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов. | ||||
Раздел 2. Особенная часть | |||||
Тема 8. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки. | - | лекция – визуализация. | |||
Тема 9. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. | - | лекция-визуализация. | |||
Тема 10. Основы конституционного права Французской республики. | - | лекция-визуализация. | |||
Тема 11. Основы государственного права Германии. | - | лекция-визуализация. | |||
Тема 12. Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана). | - | лекция-визуализация. | |||
Тема 13. Основы конституционного права Китая. | - | лекция-визуализация. | |||
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 80 %.
Тематический план для очно-заочной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 2. Общая теория конституции. | - | семинар – игровой судебный процесс | |||
Тема 3. Конституционные основы регулирования политических экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах. | - | информационная лекция; | |||
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. | - | игровой судебный процесс | |||
Тема 5. Формы правления, территориальное устройство и политические режимы зарубежных стран. | - | Проблемная лекция | |||
Тема 6. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах | - | - | - | Самостоятельная подготовка. | |
Тема 7. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. | - | семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов. | |||
Раздел 2. Особенная часть | |||||
Тема 8. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 9. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. | - | - | - | Самостоятельная подготовка. | |
Тема 10. Основы конституционного права Французской республики. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 11. Основы государственного права Германии. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 12. Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана). | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 13. Основы конституционного права Китая. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 80 %.
Тематический план для заочной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Раздел 1. Общая часть | |||||
Тема 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 2. Общая теория конституции. | - | семинар – игровой судебный процесс | |||
Тема 3. Конституционные основы регулирования политических экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах. | - | лекция-дискуссия | |||
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. | - | - | семинар – игровой судебный процесс | ||
Тема 5. Формы правления, территориальное устройство и политические режимы зарубежных стран. | - | - | лекция-визуализация | ||
Тема 6. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах | - | - | - | Самостоятельная подготовка. | |
Тема 7. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. | - | Подготовка индивидуальных проектов | |||
Раздел 2. Особенная часть | |||||
Тема 8. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки. | - | - | Лекция информационная. | ||
Тема 9. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. | - | - | Лекция информационная. | ||
Тема 10. Основы конституционного права Французской республики. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 11. Основы государственного права Германии. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 12. Основы конституционного права зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана). | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
Тема 13. Основы конституционного права Китая. | - | - | - | Самостоятельная подготовка | |
ВСЕГО: | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Семинарские занятия.
Таблица 4
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Тематика семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах | ||||
Семинар 1: Общая теория конституции | Семинарское занятие – игровой судебный процесс о соотношении конституции и норм международного права | ||||||
Семинар 2: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. | Семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач о конституционно-правовом закреплении, содержании и защите прав и свобод в зарубежных странах | ||||||
Семинар 3. Формы правления, территориальное устройство и политические режимы зарубежных стран. | Семинарское занятие – дискуссия о достоинствах и недостатках моделей организации государственной власти при различных формах правления и территориальном устройстве, о различных механизмах реализации принципа разделения властей на основе анализа конституций зарубежных стран (по выбору студентов) | ||||||
Семинар 4. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах | Семинарское занятие – дискуссия о достоинствах и недостатках избирательных систем, решение задач | ||||||
Семинар 5. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. . | Семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов о системе органной государственной власти в отдельной стране (по выбору студента). | ||||||
8, 9 | Семинар 6. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. | Семинарское занятие – решение задач. | |||||
10, 11 | Семинар 7. Основы конституционного права Французской республики. Основы государственного права Германии. | Семинарское занятие – опрос по теме | |||||
Итого: | |||||||
Очно-заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Тематика семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Семинар 1. Общая теория конституции | Семинарское занятие – игровой судебный процесс о соотношении конституции и норм международного права | ||
Семинар 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. . | Семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач о конституционно-правовом закреплении, содержании и защите прав и свобод в зарубежных странах | ||
Семинар 4. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. . | Семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов о системе органной государственной власти в отдельной стране (по выбору студента). | ||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Тематика семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах | |
Семинар 3. Общая теория конституции. | Семинарское занятие – игровой судебный процесс о соотношении конституции и норм международного права | |||
Семинар 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах. . | Семинарское занятие – анализ конкретных ситуаций, решение задач о конституционно-правовом закреплении, содержании и защите прав и свобод в зарубежных странах | |||
Семинар 4. Органы государственной власти в зарубежных странах: глава государства, парламент, правительство и суды. . | Семинарское занятие – подготовка индивидуальных компьютерных проектов о системе органной государственной власти в отдельной стране (по выбору студента). | |||
Итого: | ||||
Самостоятельная работа.
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины.
Таблица 5
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Количество часов по формам обучения | ||||||
Очная | Очная на базе СПО | Очно-заочная на базе СПО | Заочная ГВД | Заочная на базе ВПО | Заочная на базе СПО | Заочная ГВД на базе СПО | ||
Тема: Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, наука и учебная дисциплина 1. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах. Место и роль конституционного права в системе права зарубежных стран. 2. Система конституционного права. Конституционно-правовые отношения. 3. Источники конституционного права: понятие и виды, соотношение их юридической силы в различных странах. 4. Наука конституционного права. Предмет, задачи, методы. Основные школы и направления науки конституционного права в зарубежных странах. 5. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина. Система учебного курса. Классификация изучаемых стран. | ||||||||
Тема: Общая теория конституции 1. Понятие конституции. Классификация конституций 2. Функции, черты, юридические свойства и сущность конституций 3. порядок принятия конституций, изменения и отмены. | ||||||||
Тема Конституционные основы регулирования политических экономических, социальных, духовных отношений в зарубежных странах. 1. Конституционные основы регулирования политических отношений 2. Конституционные основы регулирования экономических отношений. 3. Конституционные основы регулирования социальных и духовных отношений . | ||||||||
Тема: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах 1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Права человека и права гражданина. Историческое развитие конституционных прав и свобод. 2. Классификация прав, свобод и обязанностей. Конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах. Гарантии прав и свобод в зарубежных странах. 3. Институт гражданства: понятие, общая характеристика. Способы приобретения и прекращения гражданства. Проблема гражданства детей. Двойное гражданство. Правовое положение апатридов. Правовое положение иностранцев. Убежище, экспатриация, экстрадиция. | ||||||||
Тема: Формы правления и территориальное устройство в зарубежных странах 1.Понятие формы государства. Понятие формы и системы правления. Классификация форм правления. 2.Абсолютные, дуалистические (ограниченные) и парламентарные монархии в соврем |