Правовая культура как социальный и правовой феномен
В юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности. Так, Т.В. Синюкова считает, что правовая культура — это сфера человеческой практики, представляющая собой «совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации)»[211]. Профессор А.Б. Венгеров пишет, что правовая культура — «более высокая и емкая форма правосознания»[212]. Последняя трактовка культуры, по моему мнению, вообще не может являться научной и правильной, так как затрагивает лишь сферу идеального, игнорирует деятельность и результаты деятельности обладающих правосознанием субъектов. Другими словами, правосознание — это лишь один из элементов правовой культуры, одна из ее характеристик. Вряд ли можно считать правильным и определение правовой культуры через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру. Например, в одном из учебников по теории государства и права читаем: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом, в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»[213].
Правовая культура, по мнению В.П. Сальникова, есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»[214]. Правовую культуру и личности, и общества он рассматривает «как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства»[215].
Исходя из вышесказанного, можно вывести следующее определение правовой культуры: правовая культура — это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений.
Правовую культуру можно также определить и как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение. Говоря кратко, правовая культура — способность действовать «по закону», а не «по совести». Поэтому некультурное поведение с точки зрения права — негативное отношение индивидов или их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства.
Однако и такое определение правовой культуры не может являться абсолютно правильным, так как существует проблема понимания не только самой культуры, но и права. В зависимости от того, что человек понимает под правом, в определенной степени складывается его осмысление и трактовка правовой культуры.
Правовая культура — многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Она включает в себя как духовные характеристики (систему воззрений, представлений, идей, знаний, ценностей), так и различные институты права и поведенческие отношения (юридические учреждения, их организацию, взаимодействие; роль в обществе судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту их законных интересов; соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры — политической, научной, художественной; работу законодательных органов и тому подобное).
Таким образом, правовая культура — это достигнутый уровень развития в правовой организации жизни людей, обусловленный социальным, духовным, политическим и экономическим строем, выражающийся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.