Исторические предпосылки возникновения права
Предпосылки возникновения права многообразны, они были обусловлены прежде всего возникавшими общественными потребностями в стабильности общественных отношений, необходимости поддержания единого порядка, ограничению и смягчению враждебного военного противостояния.
Среди факторов, повлекших за собой возникновение права, как социального регулятора, прежде всего следует выделить группу экономических причин и предпосылок. Необходимо обратить внимание на специализацию труда и его разделение в экономической сфере. Ф. Энгельс говорил о трех крупных разделениях труда:
- отделении от земледелия скотоводческих племен;
- выделении ремесла;
- появлении особого слоя людей, не занимавшихся производством, а жившим за счет торговли и обмена (купцов).
Эти три крупных разделения труда послужили мощным стимулом для развития как производства и производственных отношений, так и общества в целом. Существенно изменились способы и средства производства, что повлекло за собой увеличение производительности труда. Как следствие, появляется избыточный общественный продукт. Сверх того, что было необходимо для потребления самому производителю. Появляется частная собственность. Именно собственник заинтересован в ее охране и защите, а также приумножении. Средством охраны и защиты уже не могли выступать мононормы, требовался более серьезный регулятор, который был бы обеспечен не только силой привычки и общественным порицанием. Таковым регулятором и стали нормы права, обеспеченные механизмами государственного принуждения.
С переходом общества от присваивающего хозяйства к производящему роль и необходимость такого социального регулятора, как право, возрастает в разы.
Соционормативная система первобытного общества постепенно изменялась вместе с эволюцией первобытного общества, особенно в результате «неолитической революции» и перехода от общества с присваивающей системой хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к обществу с производящей экономикой (земледелие и скотоводство).
На первом этапе развития человеческого общества только небольшой круг вопросов требовал правовой регламентации. Это были прежде всего вопросы о распределении территории, определении порядка пользования водоемами, решение санитарных и гигиенических вопросов, запрет на инцест. Запрещалось убийство, телесные повреждения, воровство, колдовство и пр[83].
С развитием производства, в обществе традиционном, появляется потребность в регуляции не только землевладения, но и производства продукции, распределения созданного продукта. В первых письменных источниках права получают регламентацию и сугубо экономические вопросы, такие как собственность, виды и порядок заключения договоров, появляются нормы о наследовании, регулируются семейные отношения.
В период, когда обмен начинает носить массовый характер нормами права устанавливаются меры весов, определяются денежные системы, правила мореплавания, развивается гильдейское (цеховое) право.
Помимо экономических причин, которые, безусловно, являются основными в процессе формирования права, следует упомянуть и политические факторы. Органы управления, существовавшие в первобытном обществе перестают справляться с задачей регулирования общественных процессов, не могут в полной мере обеспечить безопасное существование и эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Расширение родов, племен приводит к необходимости создания властных органов, которые стояли бы выше частных и родовых интересов. Возникает потребность в подчинении меньшинства интересам большинства, которое обеспечивалось бы легализованным принуждением.
Согласно одной из теорий происхождения права – примирительной теории, авторами которой были Г. Берман и Э. Андерс, право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами[84]. Внутри родовой общины функцию разрешения конфликтов выполнял наиболее уважаемый представитель рода. Возникали и многочисленные конфликты между родами, их разрешение было в интересах всего племени. Из договоров о примирении, которые заключались первоначально на народных собраниях, а позднее на советах старейшин, и возникает, по мнению сторонников данной теории, примирительное право. В последствии, договоры примирения в силу однотипности конфликтных ситуаций приобретают устойчивую форму, становятся нормами права. Их непременным атрибутом выступают санкции в виде определенных штрафов за нанесение телесных повреждений и иных правонарушений.
Вначале не проводилось разницы между видами проступков. Совершение любого из них давало повод для кровной мести, которая постепенно была вытеснена денежными взысканиями.
В ходе эволюционного развития правила примирения начинают дифференцироваться и возникает целая система правовых норм. Из поколения в поколение она совершенствовалась сначала в традиционной устной форме, а позднее стала оформляться в виде законодательных установлений, провозглашаемых от имени государства и обеспеченных возможностью применения санкций со стороны государственных органов.
Далее следует остановиться на характеристике социальных факторов, также оказавших влияние на процесс происхождения права. Прежде всего, это деление общества на классы (слои, страты, варны, касты и пр.). В первых правовых предписаниях находило отражение социальное неравенство, закреплялись привилегии власть имущих и собственников основных средств производства. В этой связи можно вспомнить Законы Ману в Древней Индии, закрепившие варновое деление общества.
Кроме этого, появление семьи, безусловно, также повлияло на возникновение права, поскольку запрет на инцест был также отражен в первых правовых нормах. В нормах права устанавливался порядок заключения брака и его расторжения, регулировались взаимоотношения между супругами и детьми, решались имущественные вопросы[85].
Возникновение мировых религий в свою очередь также оказало воздействие на формирование права. Содержание, например, права мусульманских стран, целиком и полностью опирается на религиозные нормы.
Мифологические представления (и соответственно – мифологически трактуемые и воспринимаемые средства и формы социальной регуляции) постепенно дополнялись (отчасти также модифицировались или вытеснялись) различными формами религиозных и религиозно-нравственных воззрений и установлений, которые берут на себя существенную нагрузку в сфере регуляции социальной жизни и регламентации человеческого поведения.
Вместе с тем характерные для мифологии представления о сверхъестественном, надчеловеческом (божественном) первоисточнике форм общественной жизни и правил человеческого общения глобальными общемировыми (космическими) силами, факторами и процессами сохранили (с теми или иными изменениями и модификациями) свое значение и в дальнейшем, в условиях формирования права и государства.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, ХП Таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения – Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Таким образом, на процесс возникновения правовой регламентации общественных отношений оказали влияние целый ряд факторов экономического, политического, социального, религиозного, и даже географического характера.
В восточных государствах основными выступали причины геополитического, социального и нравственного характера, в большей степени субъективного характера. На процесс образования права западных государств в большей степени влияли экономические и геополитические факторы, носящие объективный характер.