Тема 7. конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина
План
1. Понятие и признаки конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина.
2. Система и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.
3. Личные права и свободы.
4. Политические права и свободы.
5. Социально-экономические права и свободы.
6. Защита прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные правовые акты и международные договоры
Российской Федерации
Конституция Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 1990.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 20, ст. 2143.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1011.
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст. 685; СЗ РФ, 1995, № 51, ст. 4970.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". //ВВС, 1993, № 32, ст. 1227.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". // СЗ, 1996, № 34, ст. 4029.
Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". // СЗ, 1997, № 38, ст. 4339.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе". // СЗ, 1998, № 13, ст. 1475.
Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней". // СЗ, 1998, № 14, ст. 1514.
Научная, учебная и справочная литература
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.
Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. - М., 1998.
Морозова Л.А. Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция). // Государство и право, 1997, № 10, с. 102-110.
Общая теория прав человека. - М., 1996.
Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности. // Государство и право, 1997, № 9, с. 21-30.
1. Понятие и признаки конституционных (основных)
прав и свобод человека и гражданина
Как справедливо подчеркивается в науке, институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в конституционном праве. Ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
Важнейшее, центральное значение прав и свобод человека в государственном устройстве России впервые наиболее последовательным образом было отражено в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Именно тогда права и свободы человека, его честь и достоинство были утверждены как "высшая ценность общества и государства". Естественно, что за столь короткий срок в обществе и государстве, особенно таком экономически и политически нестабильном, как Россия, объективно не может быть создан эффективный механизм реализации и защиты прав и свобод человека, присущий, в частности, для большинства европейских стран - там приоритет общечеловеческих ценностей получил юридическое закрепление десятки, а то и сотни лет назад.
Именно по этой причине некоторые положения главы второй Конституции Российской Федерации 1993 года, провозгласившей, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", могут вызывать справедливое недоумение у весьма значительной части населения, ежедневно сталкивающейся с самыми разнообразными нарушениями именно своих конституционных прав и свобод, прежде всего в социально-экономической сфере.
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть субъективные юридические права и свободы личности. Как известно, в теории государства и права под субъективными юридическими правами обычно понимаются "формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения в государственно-организованном обществе". Как справедливо подчеркивает профессор Л.Д. Воеводин, главным звеном, в этом определении, дающим ключ к раскрытию понятия природы юридических прав, является возможность свободно избирать вариант, вид и меру поведения.3
Субъективная юридическая свобода нередко воспринимается в науке как синоним субъективного юридического права. Однако абсолютно отождествлять эти два термина было бы теоретически неправильно. Сущность свободы личности довольно точно отразил в своем учебнике "Основы конституционного права", изданном в 1918 году, известный русский правовед профессор В.М. Гессен: "Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы - сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти не имеет и не может иметь места". Иначе говоря, обладая той или иной свободой, личность максимально самостоятельна в соответствующей сфере общественной жизни, а возможность государственного вмешательства здесь минимальна. Самый яркий тому пример - закрепленная Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 29) свобода мысли: каждый человек вправе думать о чем угодно, реальный ход его мысли даже при современном развитии науки и техники государству практически неподконтролен.
Следует отметить, что предметом отрасли конституционного права охватываются не субъективные юридические права и свободы как таковые, а именно конституционные права и свободы, т. е. перечисленные в Основном законе страны. В науке их нередко называют основными правами и свободами. Причем соответствующая юридическая категория содержится в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 17, часть 1 статьи 55), в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации".
Употребление термина "основные права и свободы" не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем конституционные (основные) права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки, позволяющие выделить их в особый институт конституционного права:
а) основные (конституционные) права и свободы перечислены в Конституции - нормативном правовом акте, обладающем высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Причем положения соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину. Иные права и свободы, перечисленные, в частности, в федеральных законах, нередко имеют конкретный круг субъектов: военнослужащих, судей, депутатов представительных органов и т.д.;
в) основные права и свободы имеют учредительный характер, их система составляет основу правового статуса личности. Иные права и свободы, например, установленные законодательством о труде, о социальном обеспечении, базируются на соответствующих основных правах или свободах, закрепленных Конституцией; в то же время они служат юридическими гарантиями реализации основных прав и свобод;
г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;
д) реализация основных прав и свобод человека и гражданина не связана с участием индивида в конкретном правоотношении. Они существуют постоянно, неизменно присутствуют в каждом правоотношении. Иные права и свободы нередко обусловлены участием лица в том или ином правоотношении и даже возникают вследствие такого участия. Например, право одного лица требовать от другого лица оплаты проданной вещи (товара) возникает только в случае заключения между ними договора купли-продажи. Нет данного договора - нет и соответствующих прав;
е) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.
Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, неотчуждаемые права и свободы учредительного характера, охватывающие важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в целом.
2. Система и классификация
конституционных (основных) прав и свобод
человека и гражданина
Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина образуют систему. С одной стороны, это предполагает "целостность и единство данного явления, а с другой - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т. е. их известную обособленность по отношению к целому"
Конституция Российской Федерации, ее вторая глава, содержит достаточно четкую, развернутую систему основных прав и свобод, которые в совокупности образуют основы правового положения человека и гражданина в государстве.
Целостность, единство системы основных прав и свобод человека и гражданина состоит в следующем:
а) все основные права и свободы тесно взаимосвязаны между собой. Так, можно говорить о неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) только в том случае, если у человека действительно имеется какое-либо жилое помещение, то есть реализовано конституционное право на жилище (ст. 40). Достоинство личности (ст. 21) обеспечивается в том числе и определенным уровнем материального благосостояния, которого человек достигает, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право частной собственности (ст. 35), право на социальное обеспечение (ст. 39) и т.д.
б) основные права и свободы человека и гражданина, как уже указывалось, расположены во второй главе Конституции России, положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В практической плоскости это означает, что даже одну-единственную часть какой-либо статьи в данной главе можно изменить, дополнить либо исключить только посредством принятия новой Конституции, иначе говоря посредством создания иной системы основных прав и свобод;
в) основные права и свободы человека и гражданина имеют общие гарантии их соблюдения, в частности, право на судебную защиту нарушенных прав и свобод.
В то же время основные права и свободы человека и гражданина определяют меру возможного поведения индивида в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, что обуславливает четко выраженную специфику самих прав и свобод.
В соответствии с этими сферами основные права и свободы человека и гражданина дифференцируют по трем группам: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические. Причем именно в таком порядке они закреплены в Конституции Российской Федерации, что вполне соответствует международным нормам о правах человека и показывает твердую приверженность государства общечеловеческим ценностям.
Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам:
а) по субъекту - на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка "каждый") и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации);
б) по форме осуществления - на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может - необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, "каждый имеет право на объединение" (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации), но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано;
в) по механизму реализации - на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.);
г) по моменту возникновения - на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).
3. Личные права и свободы
Как уже указывалось, личные права и свободы открывают главу Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Они закрепляются в статьях 19-29, их перечень значительно расширен по сравнению с предыдущими основными законами страны.
Личные права и свободы весьма разнообразны, однако их характеризуют некоторые общие особенности:
а) личные права и свободы принадлежат любому индивиду вне зависимости от наличия гражданства Российской Федерации. Это права и свободы человека. Единственное исключение предусмотрено статьей 27 Конституции (часть 2): если свободно выезжать за пределы Российской Федерации имеет право каждый, то правом беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию наделены только ее граждане;
б) личные права и свободы естественны, то есть вытекают из факта существования человека как такового. В частности, любой человек обладает правом на жизнь исключительно в силу своего рождения, человеческой сущности, но никак не в силу того, что правом на жизнь его наделило государство. Задача государства - охранять это право от посягательств;
в) личные права и свободы "неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Неотчуждаемость предполагает:
- никто, включая государство, не вправе лишить индивида того или иного права либо свободы;
- сам индивид не вправе по своему усмотрению отказаться от личных прав либо свобод;
- нарушенное право либо свобода подлежит восстановлению (компенсации), в том числе посредством принудительной силы государства.
Однако формулировку о неотчуждаемости следует рассматривать в контексте с другими конституционными нормами. В соответствии со статьей 55 (часть 3), права и свободы, включая личные, могут быть ограничены, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения могут допускаться, в частности, в отношении граждан, проходящих военную службу, что должно компенсироваться соответствующими льготами, то есть предоставлением иных прав и свобод (прежде всего, материального характера). Ограничения прав и свобод могут выступать в качестве меры наказания за совершенные правонарушения. Естественно, что в этом случае человек утрачивает определенное благо, как правило, безвозмездно.
Теперь перейдем к характеристике конкретных личных прав и свобод.
1. Право на жизнь - важнейшее личное право человека, предопределяющее все остальные права. Оно налагает на государство ряд серьезных обязанностей:
а) отказ от войн и боевых действий как средства разрешения международных и внутренних противоречий; ограничение участия граждан в вооруженных конфликтах. К сожалению, в российском законодательстве эти требования отражены крайне непоследовательно. Так, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 января 1995 г. "Об укреплении российской государственности и о мерах по выходу из кризиса, возникшего в связи с ситуацией в Чеченской Республике"1 подчеркивалось, что "правовая основа использования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск при обеспечении гарантий конституционного строя несовершенна", однако и по сей день законодатель не устранил данную проблему в полной мере;
б) проведение миролюбивой внешней политики, направленной на разоружение, прекращение производства оружия массового поражения;
в) эффективная борьба с преступностью, терроризмом. В данном направлении приняты самые разнообразные нормативные правовые акты, однако экономическая нестабильность, слабая техническая оснащенность правоохранительных органов, недостаток квалифицированных кадров в них и прочие факторы не позволяют в должной мере воплотить эти правовые акты в реальность;
г) борьба с производственным травматизмом, обеспечение пожарной, технологической безопасности, безопасности на транспорте;
д) снижение детской смертности, профилактика заболеваемости, доступность медицинской помощи, обеспечение ее высокого уровня.
Далеко не все указанные меры в силу недостаточности бюджетных ресурсов государства и иных причин выполняются на практике, причем не только в Российской Федерации. Поэтому каждое государство должно гарантировать человеку право на самозащиту, включая необходимую оборону при посягательстве на жизнь либо здоровье.
Может ли быть лишение человека жизни правомерным?
Согласно пункта 2 статьи 2 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допускается лишение жизни, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
а) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
В Российской Федерации и целом ряде других стран законным способом лишения жизни признается также смертная казнь. Конституция России 1993 года значительно сузила рамки применения этой исключительной меры наказания, которая может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Кроме того, в Основном законе страны отражено стремление государства к полной отмене смертной казни.
На наш взгляд, применение смертной казни расходится с конституционным принципом неотчуждаемости основных прав и свобод человека. Исключительная мера наказания означает именно отчуждение (а не ограничение, допускаемое Конституцией!) всех прав и свобод. Кроме того, нельзя исключить вероятность судебной ошибки, и такие факты уже имели место.
Тенденцию к отмене смертной казни в мирное время отражает и международно-правовая практика. Статья 1 Протокола № 6 к европейской Конвенции по правам человека гласит, в частности: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такой мере наказания или казнен". Однако Протокол № 6 не был ратифицирован Федеральным Собранием, и в Уголовном кодексе Российской Федерации по-прежнему сохраняются пять составов преступления, в качестве наказания за которые может применяться смертная казнь. Не было принято Федеральным Собранием и предложение о введении моратория на исполнение смертных приговоров.
Как уже указывалось, право на жизнь принадлежит человеку с рождения. В этой связи не является посягательством на него проведение абортов.
В Российской Федерации запрещена эвтаназия - лишение человека (как привило, страдающего тяжелыми, мучительными заболеваниями) жизни по его воле. Однако не наступает никакой ответственности за покушение на самоубийство. Таким образом, вопрос о том, означает ли право на жизнь обязанность жить и может ли индивид отказаться от данного права, остается открытым.
2. Право на охрану государством достоинства личности. Указанное право означает особую обязанность государства по отношению к человеку как высшей ценности. Ничто, то есть никакие иные ценности, цели, интересы, не может служить основанием для умаления человеческого достоинства. Каждый, независимо от уровня своего образования, социального положения, интеллектуального потенциала и прочих индивидуальных особенностей, имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Гарантом этого уважительного отношения и выступает государство.
Наиболее важные гарантии, обеспечивающие охрану человеческого достоинства, закреплены в Конституции Российской Федерации:
а) никто не может подвергаться пыткам (Пытка - бесчеловечное обращение, выражающееся в причинении лицу сильной боли, серьезного физического или нравственного страдания с целью добиться информации, признания в совершении правонарушения или назначения наказания), насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (Жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание - действие, направленное на то, чтобы вызвать у человека чувство страха, боли и неполноценности, унизить, опозорить его, сломать физическое либо нравственное сопротивление). Разграничение этих понятий, предпринятое, в частности, европейскими Судом и Комиссией по правам человека, достаточно условно. Например, унижающее обращение с учетом возраста, физического и психического состояния жертвы может быть квалифицировано и как пытка;
б) никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
в) каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, включая право требовать по суду материальной компенсации причиненных физических и нравственных страданий. Следует отметить, что государство гарантирует защиту чести и доброго имени не только при жизни человека, но и после его смерти.
Охрана достоинства личности в Российской Федерации пока осуществляется крайне непоследовательно. Так, в прессе постоянно приводятся факты бесчеловечного обращения по отношению к военнослужащим в Вооруженных Силах, не так уж редки случаи применения пыток при проведении оперативных мероприятий с целью получения от подозреваемых признательных показаний. В то же время весьма широкое распространение получили необоснованные судебные иски к средствам массовой информации о защите чести, достоинства либо деловой репутации, за которыми кроется стремление ограничить гарантируемую Конституцией свободу массовой информации.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Соответственно, лишение свободы в самом широком его смысле (вид уголовного наказания, административный арест, содержание под стражей в качестве меры пресечения и т. д.) не дает индивиду возможности действовать по собственному усмотрению.
Конституция России (ст. 22), как и важнейшие международно-правовые акты, закрепляет не только право на свободу, но и право на личную неприкосновенность - важнейшую гарантию против произвольного, неправомерного лишения человека свободы. "Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, - гласит Конституция, - допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".
Однако на практике указанная конституционная норма до сих пор не применяется. До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции России 1993 года сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. И хотя с момента принятия действующего Основного закона страны прошло довольно много времени, сохраняет юридическую силу Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный еще Законом РСФСР от 27 октября 1960 г.
Согласно УПК РСФСР (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 122), арест (заключение под стражу в качестве меры пресечения) допускается как на основании судебного решения, так и санкции прокурора. Причем до санкции прокурора максимальный срок содержания под стражей составляет 72 часа.
Своеобразной формой ограничения личной свободы, неприкосновенности является также принудительная госпитализация психически больных лиц. В экстренных случаях решение о госпитализации принимает врач-психиатр без санкции суда или прокурора.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Публичная власть не может быть абсолютной. Существует определенная сфера, вторжение, вмешательство в которую является недопустимым ни для кого. Речь идет о частной жизни человека. Правовое государство не только не вмешивается в эту жизнь, но и охраняет ее от чьего-либо незаконного посягательства.
В петиции № 6825/74 европейская Комиссия по правам человека заявила, что право на уважение частной жизни является правом на невмешательство в личную жизнь, правом жить так, как хочется, без предания огласке подробностей личной жизни. Оно включает также, в определенной степени, право на установление и поддержание отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека.
Напротив, тоталитарное государство, насаждая мнимый коллективизм, стремится до предела ограничить сферу частной жизни - вплоть до запрета иметь на окнах занавески.
Но неприкосновенность частной жизни - это лишь часть своеобразного индивидуального суверенитета человека. В соответствии с Конституцией (ст. 23), каждый имеет право также на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это "сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания".
Вполне естественно желание любого человека, любой семьи предстать в глазах других людей в неком положительном образе и скрыть сведения о фактах, событиях, которые могли бы этот образ опорочить. Но, с другой стороны, именно эти факты, события всегда привлекают особое внимание общественности - вот почему так популярны тиражируемые средствами массовой информации "светские хроники", "банные скандалы" и т. п.
Где же грань между свободой массовой информации и личной семейной тайной? Ответ на этот вопрос дает статья 24 (часть 1) Конституции России: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".
Подлежит государственной охране также право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В современном мире общение людей немыслимо без использования средств связи. Задача государства - создать условия, чтобы информация, передаваемая по каналам связи, не могла быть получена третьими лицами, в том числе и гражданами, обеспечивающими эту связь.
Разумеется, право человека на личную, семейную тайну, тайну сообщений нельзя абсолютизировать. Во-первых, государство не может охранять от огласки факты преступной, противоправной деятельности лица, хотя в уголовном законодательстве России закреплен ряд составов преступлений так называемого частного обвинения (уголовное дело возбуждается только по заявлению потерпевшего). Во-вторых, на основании судебного решения, в целях получения необходимых доказательств по уголовному делу, возможно ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
5. Неприкосновенность жилища.
Конституция Российской Федерации (ст. 25) подвергает особой правовой охране жилище. Оно как бы признается составляющим частной жизни лица. Причем под жилищем подразумевается не только жилое помещение, в котором лицо проживает постоянно, но и места его временного проживания (номер в гостинице, комната в общежитии и т.д.). Не признаются жилищем помещения хозяйственного, технического назначения - гаражи, погреба, склады и т.п.
Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В частности, на основании федерального закона в жилые помещения могут беспрепятственно входить:
а) сотрудники милиции (п. 18 ст. 11 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции";
б) военнослужащие внутренних войск (п. "а" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации";
в) сотрудники налоговой полиции - в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности (п.5 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции";
г) должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности").
На основании судебного решения допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают право на неприкосновенность жилища, при наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны.
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеприведенных органов.) информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Нарушение неприкосновенности жилища является самостоятельным уголовным преступлением либо квалифицирующим (отягчающим ответственность) признаком иных преступлений.
6. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.
Закрепление этого права в Конституции (ст. 26) вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида. В частности, в настоящее время нет графы "Национальность" в паспорте гражданина Российской Федерации; человек вправе не заполнять соответствующую графу и в других официальных документах.
Вместе с тем, учитывая необходимость сохранения национальной самобытности, культуры, традиций многочисленных народов, населяющих Российскую Федерацию, Конституция наделяет все этносы правом на пользование родным языком.
Как гласит Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР"2 языки народов России - национальное достояние Российского государства. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. В этой связи законом введено особое понятие - языковой суверенитет. (Языковой суверенитет - совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
На территории Российской Федерации государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет личности независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания)
Государство обеспечивает на территории Российской Федерации создание системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов России. Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Русский язык как государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному изучению во всех образовательных учреждениях страны.
7. Право на свободу передвижения.
Конституция Российской Федерации (ст. 27) гарантирует свободу передвижения как в пределах, так и за пределами государства, но с важнейшими правовыми особенностями.
Внутри страны право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
(Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.)
имеет "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации". Словосочетание "законно находится" относится только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, ибо для них установлен особый порядок въезда на территорию России. Российские граждане могут свободно выезжать за пределы федерации и беспрепятственно возвращаться обратно.
Свобода передвижения абсолютно несовместима с длительное время действовавшим на территории России институтом прописки. В настоящее время Законом РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен институт регистрации - в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Гражданин обязан регистрироваться по месту своего пребывания и жительства, однако сам по себе факт регистрации или отсу