Источники права социального обеспечения
Под источниками права понимают внешние формы выражения права. Условно источники права делятся на:
I. Законы:
- Конституция как основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу;
- Федеральные Конституционные Законы, изменяющие, отменяющие и дополняющие нормы Конституции;
- Федеральные Законы, регулирующие определённую сферу жизни общества, отдельные институты и подотрасли отдельно взятой отрасли права;
- Законы субъекта федерации, действующие на территории субъекта, властью которого издан, в отличии от указанных выше нормативно-правовых актов, действующих на территории всего государства;
- Уставы субъектов федерации и городов, также устанавливающие нормы права на уровне субъекта федерации и муниципальном уровне соответственно;
II. Подзаконные нормативно-правовые акты имеют более низкую юридическую силу в сравнении с законом:
- Указы и распоряжения президента;
- Постановления федерального правительства;
- Постановления федеральных министерств;
- Постановления правительства субъекта федерации;
- Акты органов местного самоуправления;
- Локальные акты
III. Судебный прецедент. Как известно, данный источник признаётся как источник права официально лишь в англо-саксонской правовой системе, однако, по мнению выдающегося теоретика права доктора юридических наук профессора Михаила Николаевича Марченко, в Российской Федерации уже фактически существует прецедент, так как постановление верховных судебных инстанций вряд ли проигнорируются судьёй более низкой инстанции[8];
IV. Правовая доктрина;
V. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, актуальность которого объяснялась мифологически, а не жизненными потребностями, хотя, как мы знаем, «право диктуется самой жизнью» по верному замечанию доктора юридических наук профессора Евгения Алексеевича Суханова[9]. Однако в настоящее время существуют принятые в определённой сфере деятельности правила, применяемые субсидиарно в случае отсутствия нормы из договора или закона, называемые деловыми обычаями;
VI. Международные ратифицированные договора.
Источники права социального обеспечения отличаются своей спецификой. В общей теории права выделяют несколько видов источников права, однако необходимо их перечислить применительно к праву социального обеспечения:
I. Особо необходимо отметить Конституцию как основной закон государства. Конституция устанавливает общие положения, основные принципы, по которым живёт так называемое общество. Среди статей Конституции необходимо отметить:
- пункт первый седьмой статьи, устанавливающий, что Российская Федерация является социальным государством, а также что политика государства направлена на создание обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека условий;
- второй пункт седьмой статьи, презюмирующий охрану труда и здоровья людей, устанавливающий гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия, обеспечивающий государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых, и говорящий о развитии системы социальных служб;
- первый пункт статьи тридцать девятой, гарантирующий социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
- второй пункт тридцать девятой статьи, указывающий на то, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;
- третий пункт тридцать девятой статьи, поощряющий добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;
- пункт третий сороковой статьи, согласно которому предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жильё малоимущим и иным указанным в законе лицам;
- пункт первый сорок первой статьи, согласно которому каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предоставляемую бесплатно за счёт средств бюджета, страховых взносов и других поступлений;
- пункт второй сорок первой статьи, устанавливающий, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, а также принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
- пункт первый сорок восьмой статьи, гарантирующий бесплатную квалифицированную юридическую помощь в указанных законом случаях;
- пункт «е» семьдесят первой статьи, устанавливающий, что установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации;
- пункт «ж» статьи семьдесят второй, устанавливающий, что координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;
- подпункт «в» первого пункта сто четырнадцатой статьи, вменяющий в обязанность правительству обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения;[10]
II. Раздел III Жилищного Кодекса Российской Федерации, регулирующий договор социального найма жилья;[11]
III. Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулирующий правоотношения по опеке и попечительству[12];
IV. Налоговый Кодекс Российской Федерации, среди норм которого необходимо отметить:
- Статью 18. 1, закрепляющую обязательность страховых взносов;
- Восьмую главу, регулирующую исполнение обязанности по уплате страховых взносов;
- Сто двадцать вторую статью, устанавливающую ответственность за неуплату страховых взносов;[13]
V. Семейный кодекс, в частности его следующие положения:
- Одиннадцатая глава, дающая права детям, в частности право жить и воспитываться в семье, на общение с родителями, на защиту, на выражение собственного мнения, на имя, фамилию и отчество, изменение имени и фамилии при совместной просьбе родителей, а также имущественные права;
- Двенадцатая глава, вменяющая в обязанность родителям воспитывать своих детей, обучать, лечить, кормить, поить;
- Особо следует отметить четвёртый пункт шестьдесят пятой статьи, дающий право родителям на оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи;
- Раздел шестой данного кодекса полностью посвящён регулированию правоотношений с детьми, оставшимся без попечения родителей, в котором в частности нужно отметить сто тридцать восьмую статью, сохраняющую за усыновлёнными детьми право на пенсию и пособия, полагающиеся в связи со смертью родителей[14];
VI. Трудовой Кодекс, регулирующий трудовые правоотношения субъектов права социального обеспечения:
- Третья статья, запрещающая дискриминацию в трудовых правах и свободах;
- Шестьдесят четвёртая статья, запрещающая отказ в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, а также отказывать по иным мотивам иным субъектам;
- Согласно шестьдесят пятой статье, при заключении трудового договора необходимо предоставлять страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- Девяносто вторая статья своей императивной нормой устанавливает сокращённую продолжительность рабочего дня для инвалидов I и II группы менее тридцати пяти часов в неделю, как, к слову, и шестнадцати-восемнадцатилетним подросткам;
- Императивная норма девяносто третьей статьи обязывает работодателя устанавливать неполный рабочий день или неделю по просьбе указанного перечня субъектов: беременной женщины, родителя ребёнка, не достигшего четырнадцати лет, ребёнка-инвалида и лица, осуществляющего уход за больным членом семьи;
- Продолжительность рабочей смены для инвалидов устанавливается согласно их медицинскому заключению согласно статье девяносто четвёртой;
- Девяносто шестая статья запрещает работу в ночное время беременным женщинам;
- Девяносто девятая статья запрещает привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, а привлечение к сверхурочной работе инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет допускается только с их письменного согласия и при условии, если им это не запрещено медицинским заключением;[15]
VII. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173; [16]
VIII. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";[17]
IX. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" № 81-ФЗ;[18]
X. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" [19]
XI. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".[20]
XII. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина[21]
XIII. Всеобщая декларация прав человека[22]
XIV. Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [23]
XV. Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).[24]
XVI. Рекомендация МОТ № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.)[25]
XVII. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов» № 181-ФЗ[26]
XVIII. Федеральный Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ[27]
XIX. Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ[28]
XX. Федеральный Закон «О дополнительных страховых взносах» № 56-ФЗ[29]
XXI. Федеральный Закон № 255-ФЗ[30]
XXII. Федеральный Закон № 212-ФЗ[31]
XXIII. 173 ФЗ[32]
XXIV. 326 ФЗ[33]
XXV. Закон РФ №1499-1[34]
XXVI. Кодекс об Административных правонарушениях, в котором необходимо отметить следующие нормы:[35]
-Третий пункт статьи 3.13, запрещающий обязательные работы для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, а также для инвалидов I и II групп;
-Второй пункт стать 3.9, запрещающий применять административный арест к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, а также к инвалидам I и II групп;
-Десятая часть первого пункта статьи 4.2 называет обстоятельством, смягчающим административную ответственность совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей детей в возрасте до трёх лет;
-Первый пункт статьи 5.36, предусматривающий штраф руководителям учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, за нарушение порядка предоставления сведений о несовершеннолетнем;
-Статья 5.37, влекущая наложение административного штрафа за совершение незаконных действий по усыновлению;
-Статья 5.41, предусматривающая наложение административного штрафа за непредоставление пособия на погребение;
-Статья 5.42, влекущая наложение административного штрафа за неисполнение работодателем обязанности по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов, а также за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного;
-Пункт 4.1 статьи 12.5 влечёт наложение административного штрафа за управление транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
-Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностей, содержащей ограничения дискриминационного характера влечёт наложение административного штрафа согласно статье 13.11.1;
-Статья 15.15.5 за нарушение условий предоставления субсидий вводит ответственность в виде административного штрафа;
-Статья 19.1, влекущая наложение административного штрафа за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам;
XXVII.165 ФЗ[36]
XXVIII. 122 ФЗ[37]
XXIX, 27 ФЗ[38]
XXX. Уголовный Кодекс Российской Федерации, содержащий следующие источники права социального обеспечения:[39]
-Четвёртый пункт сорок девятой статьи, запрещающий назначение обязательных работ инвалидам первой группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, не достигших трёхлетнего возраста;
-Смертная казнь не назначается женщинам и мужчинам старше шестидесяти пяти лет согласно пятьдесят девятой статьи данного Кодекса;
-Второй пункт пятьдесят седьмой статьи запрещает назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы женщинам и мужчинам старше шестидесяти пяти лет;
-Среди обстоятельств, смягчающих наказание шестьдесят первая статья указывает беременность и наличие малолетних детей;
-Убийство матерью новорожденного наказывается сроком от двух до четырёх лет согласно сто шестой статье;
XXXI. ГПК РФ:[40]
-Первый пункт сорок шестой статьи Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправления обращаться с иском в защиту недееспособных и несовершеннолетних независимо от просьбы последних;
-Первый пункт пятьдесят второй статьи говорит о защите прав несовершеннолетних и недееспособных родителями, усыновителями, опекунами и попечителями;
-Суд обязан приостановить производство по делу в случае объявления процессуальной стороны недееспособной согласно двести пятнадцатой статье данного Кодекса;
XXXII. 442 ФЗ[41]
XXXIII. УИК:[42]
-Седьмой пункт двенадцатой статьи Уголовно-Исполнительного Кодекса Российской Федерации гарантирует право осужденных на социальное обеспечение;
-В случае признания осужденного инвалидом осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания в виде обязательных работ согласно третьему пункту двадцать шестой статьи;
-В случае наступления беременности осужденная вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания в виде обязательных работ согласно пункту 3.1 двадцать шестой статьи;
-Первый пункт статьи 60.21 говорит о том, что осужденные к принудительным работам подлежат обязательному социальному страхованию;
-Третий пункт статьи 60.21 говорит о том, что осужденные к принудительным работам подлежат обязательному пенсионному страхованию;
-Сотая статьи регулирует особенности обеспечения осужденных беременных, кормящих женщин и женщин, имеющих детей, в частности, с их согласия, дети могут передаваться на воспитания родственникам, гарантируется медицинский уход за женщинами в период беременности и родов, а также организуются специализированные дома ребёнка, где обеспечиваются все необходимые условия нормального развития детей;
-Сто первая статья гарантирует медицинскую помощь осужденным;
XXXIV. АПК[43]
XXXV. УПК[44]