Коллизии в праве и способы из разрешения.

Коллизии в праве – противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. В большинстве случаев они являются негативным явлением и требуют искоренения. Исключения составляют объективно неизбежные коллизии в международном частном праве.

Способы разрешения или устранения коллизий:

1. правотворчество (отменяются устаревшие, неконституционные и незаконные акты, производится систематизация законодательства, в сфере международного частного права возможна международная унификация частного права);

2. толкование закона (в особенности судебное толкование, как по конкретным делам, так и нормативное, как КС РФ, так и арбитражных судов и судов общей юрисдикции);

3. применение коллизионных норм.

Коллизионная норма отсылает к тому или иному нормативно-правовому акту, а в международном частном праве – к праву того или иного государства. Такие нормы могут быть закреплены в Конституции (например указы Президента не должны противоречить ФЗ). Коллизионные нормы международного частного права закреплены в части третьей ГК Существуют коллизионные нормы, которые нигде не закреплены (например, при противоречии старого и нового закона применяется более новый закон). Это правило вытекает из общих принципов права, в частности из того, что законодатель вправе изменить ранее изданный им закон.

В российском праве применяются следующие коллизионные нормы:

1. в случае противоречия любого нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней;

2. в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции) международному договору применяются правила международного договора;

3. дальнейшая иерархия актов по их юридической силе на федеральном уровне следующая: ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств;

4. юридическая сила актов субъектов РФ зависит от предметов ведения. Если акт принят по предметам исключительного ведения РФ, он не действует вообще. Если он принят по предметам совместного ведения, он действует, если не противоречит федеральным актам. Если он принят по предметам ведения субъекта РФ, преимущество имеет акт субъекта РФ (в Конституции они не перечислены, сюда относятся все вопросы, которые не отнесены к ведению РФ и к совместному ведению);

5. юридическая сила актов местного самоуправления также определяется в зависимости от предметов ведения;

6. при противоречии общего и специального акта, принятых одним органом, применяется специальный акт;

7. коллизии в международном частном праве разрешаются в соответствии с частью третьей ГК.

Общий принцип – диспозитивность: стороны в правоотношении с иностранным элементом вправе сами свободно избрать любое право если они этого не сделали, то право договора определяет закон, наиболее тесным образом связанный с правоотношением (в большинстве случаев это закон продавца). Есть и императивные нормы.

Юридические коллизии - это противоречия между право­выми актами, регулирующими одни и те же общественные от­ношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефект­ность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (напри­мер, в условиях отставания права от более динамичных обще­ственных отношений одни нормы устаревают, другие, появля­ясь, не всегда отменяют прежние и действуют зачастую одно­временно с ними) и субъективные (недостаток опыта законода­теля, низкое качество законов, непоследовательная системати­зация нормативных актов и пр.).

Виды коллизий:

7) между Конституцией и всеми иными актами (разреша­ется в пользу Конституции);

8) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

9) между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:

а) если последний принят в пределах ведения, то в соответст­вии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

б) если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

10) между актами одного и того же органа (применяется позже принятый акт);

11) между актами, принятыми разными органами (применя­ется акт, обладающий более высокой юридической силой);

12) между общим и специальным актом:

а) если они приняты одним органом, то применяется послед­ний;

б) если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

з) принятие нового акта;

и) отмена старого акта;

к) внесение изменений в действующие акты;

л) систематизация законодательства;

м) референдумы;

н) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

о) переговорный процесс через согласительные комиссии; толкование и др.

88. Толкование норм права: понятие, признаки, значение в правовом регулировании.

Толкование права– это интеллектуально-волевая деятель­ность субъектов права по выяснению подлинного содержания пра­вовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки толкования.

1) это деятель­ность субъектов права.

2) интеллектуально-волевая, организационная деятельность, включает в себя:

а) Уяснение - процесс понимания, осоз­нания содержания правовых актов «для себя».

б) Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания «для других».

3) это интерпретация правовых актов, т. е. выяснение, как соотносится объем толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста Интерпретатор (субъект, толкующий правовой акт) не реализует норму права, а лишь уясняет ее содержание.

4) объектом толкования выступают правовые акты (правоприменитель­ные акты, договоры), а не только нормативные, содержащие нормы права.

5) это юридически значимая деятельность, т.к. цель - реализация или совершенствование толкуемых актов.

6) результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Причины толкования:

1. сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность;

2. несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность;

3. несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;

4. специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

5. законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить "дух" и "букву" закона;

6. отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.

7. нередко остающийся неизменным (в силу фор­мального, текстуального закрепления) закон реализуется в су­щественно изменившихся по сравнению с моментом его изда­ния условиях, что требует его осмысления.

Толкование норм права имеет универсальное значение, т.к. осуществляется во всех видах правовой деятельности:

1) без толко­вания невозможна разработка новых юридических предписаний, поскольку в развитой системе законодательства большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими законодательными положениями.

2) толко­вания необходимо для создания сводов законов, собраний и справочников по зако­нодательству, для учета нормативных актов.

3) процесс толкования не­избежен при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, обще­ственных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

4) особое значение оно имеет в правоприменительной деятельности, поскольку применение норм права порождает, изменяет либо прекращает права и обязанности участников правоотношений, определяет правовой статус и тем самым существенно влияет на фактическое положение конкретных лиц.

Цель толкования - правильное, точное и единообразное понима­ние и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку, Оно призвано противодейство­вать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоста­вить букву и дух закона, выяснять смысл того, что законодатель сформулировал.

Функции толкования

1. Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта Функция проявляется в процессе функционального толкования).

3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская функция. Толкование НА позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является "сигналом" для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

Наши рекомендации