Президентско-парламентская республика- на первом месте стоит президент)

48 государств

Франция. Президент избирается на основе всеобщего равного при тайном голосовании на 5 лет (признак президентской республики). Президент самостоятельно формирует правительство. Президент обладает огромнейшими полномочиями. Президент несет конституционно-правовую ответственность за свою деятельность в порядке импичмента. Премьер министр(из блока победивших партий) назначается. Парламент формируется из большинства победивших партий. Президент вносит законопроэкты и может распустить нижнюю палату парламента.

3.парламентско-президентская республика (Португалия, Венгрия, Румыния): решающая роль у Парламента.

(Португалия )

Президен избирается гражданами/парламентом(?). Он несет политическую ответственность перед парламентом. Президент формально назначает главу правительства, который сам формирует правительство. Правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

50. РФ как президентско-парламентская республика.

В России утвердилась французская модель президентско-парламентской республики.

Черты президентской республики(доменирующие черты):

1.президент избирается на 6 лет всеми гражданими(получает полномочия от народа)

2.Президент в РФ обладает самыми широкими в мире полномочиями (подразумеваются полномочия, которые нигде и никак не зафиксированны- статус как гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он может совершать любые юридически значимые действия)

3. Формирует ПРавительство РФ, согласует с ГОСДУМОЙ председателя Правительства, назначает министров всех силовых структур- председателя ФСБ, мин юстиций, внутренних дел,обороны, МЧС.

4 Может самостоятельно отправить правительство в отставку

5 Может присутствовать на заседаниях правительства

6 Может являться председателем гос совета, совета обороны

7 Несет ответственность в порядке импичмента

Черты парламентской республики:

1.имеется должность председателя правительства;

2.президент по конституции только глава государства;

3.президент может назначить всенародный референдум, миную фед собрание

4 президент имеет право роспуска Госдумы

Таким образом, РФ является президентско-парламентской республикой, в которой на 1 место ставится президент.

51. Институт пожизненного президентства как квалифицирующий признак формы правления.

В некоторых странах президенты, избираемые парламентом или всем народом объявлялись пожизненными (Корея, Тунис, Туркменистан). Но это не меняет правовую форму правления.

Признаки:

1. президент пожизненный->срок полномочий президента не ограничен конституцией (это признак монархии);

2.пожизненные президенты обладают титулом (президент Туниса-титул-отец арабской нации, в Кореи – великий вождь корейского народа), преподносит его парламент, закрепляется конституцией;

3.В Сев коре, Алжире, Тунисе и в других пожизн президент назначает себе приемника

4 Ответственность пожизненного президента: конституционно – правовая.

5. Оплачиваемость должности президента

52. Понятие и виды политико-территориальной организации государства.

Политико-территориальная организация страны-способы организации территории станы в единое целое

Унитарное государство- единое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы

Федеративное государство- единое государство, которое объединяет в своем составе государство или нац-территориальные образования

Регионалистское государство- сильно децентрализованное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями.

Конфедерацию нельзя относить к формам гос устройства, тк она складывается на основе международных договоров , с целью достижения опреедленных целей, если их достигают, то конфедерация распадается или перерастает в федерацию.

53. Конституционные основы унитарного государства.

Унитарное государство-единое государство, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы

-админ тер единицы не осуществяют гос влать

-на всей территории действует одна конституция

-формируется одно палатный парламент

-только парламент страны имеет право принимать нпа в форме законов. Админ территор единицыпринимают подзаконные акты или акты применения норм права

-единая судебная системаи органов исполнительной власти

- в админ терр единицах могут действовать только органы местного управления

-единое гражданство

-единое эконом пространство, единый хоз комплекс

-единая система законодательства

54. Понятие и классификация современных федераций.

Федерация-единое государство, которое объединяет в своем составе государства или нац-территориальные образования

Классификации:

1) обстоятельства возникновения

-Договоргые(США, Швейцария)-на основе договора

-Конституционные

-Возникшие в результатереорганизации администр-территор организации страны(Коморские острава)

2)Фактические или этнические,природно-географические, территориальные факторы

-Территориальные федедрации-субъекты создаются только по территориальному фактору. Эти федерации не преследают цель решение этнически-нац вопроса. Очень прочные.Национальность определяется по гражданству. Все-немцы, амереканцы, австралийцы

-Национальные федерации-формируются только по нац признаку (СССР, Австро-Венгрия, Чехословакия, Югославия)

Росиия-нац территор федерация (так же Нигерия, Эфиопия, Канада)

3) От првового положения субъектов

-Симметричные-все субъекты на одном уровне (Сша, германия)

-Ассиметричные-субъекты не равны, обладают разными полномочиями. Они менее устойчивые. (Россия)

-Централизованные (Россия, Аргентина, Индия)

-Децентрализованные (США, Германия, Австрия)

55. Конституционно-правовые признаки современной федерации

Федерация-единое государство, которое объединяет в своем составе государство или нац-территориальные образования

Общие признаки:

-Федерация объединяет гос или нац-терр образования(субъекты федерации)

-Территория субъектов федерации я-я и одновремено и территорией федеративного гос(она шире, тк вкл все военные суда,территории посольств,воздушное и внутриводное пространство, контенентальный шельф)

-Наряду с конституцией как правило действует конституции субъектов федерации

-Парламенты в федеративных гос как правило я-я 2х палатными, и одна из палат я-я органом представительства субъектов федерации(Госдума- органобщенародного представительсва, Совет федерации-орган представительства субъектов федерации)

-Субъекты федерации участвуют в осуществлении фед власти

-Есть единая вертикаль представительной власти. Органы исполнительной власти формируются самомтоятельно

-В фед гос-вах действует принципдвойного гражданства(Гражданинсубъекта федерации я-я и гражданином фед гос в целом)

56.Конституционные гарантии сохранения единства и территориальной целостности государства.

-Верховенство фед конституции, она действует на территории всего государства, обладает верховенством к законам и иним нпа

-Высшая юр сила конституции(Если нпа противоречит конституции, то он автоматич теряет свою силу)

-Суверинитет федеративного государства. Суверенитет-верховенствогос власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях. На территории страны действует власть субъектов, полит партий, власть семьи, но самая высшая-гос власть федерации. Только она может диктовать свои веления в виде обязательных для всех норм. Гос власть всегда единая.

-Единое экономическое прстранство: единая валюта, система налогооблажения, система бюджетного регулирования, таможенные границы, ввод новых пошлин и тарифов

-Выравнивание уровня экономического и соц развития субъектов федерации(в Германии уровень населения навен, в России в москве, с-п, ниж новгор)

-Территория не может быть изменена без согласия субъектов

-Участие субъектов федерации в согласовании фед законов(Поправки в конституцию должны одобрить не менее 2/3 субъектов)

-Федеральное вмешательство-фед. Может изымать чсатично или полностью полномочия субъектов федерации и принимать их к своему ведению(Обязательные/ диррективные указания; Прямое президентское правление; Федеральная интервенция/////////в РФ Обязательные/ диррективные указания или меры принуждения)

57. Конституционные основы регионалистского государства.

НЕ БЫЛО В ЛЕКЦИЯХ(ПОСМОТРИ И ВЫБЕРИ ГЛАВНОЕ)

Регионалистское государство— сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. ВЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.

Выше упоминалось об унитарных государствах, в составе которых имеются автономные образования. Однако в последние десятилетия, сначала с принятием конституции Италии в 1947 г., а затем Испании в 1978 г. и, наконец, с принятием особой, 15-й поправки к конституции Шри-Ланки в 1987 г., появилась новая форма государства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Эти автономии могут представлять собой территориальную автономию (большинство из 20 областей Италии), строиться с учетом бытовых особенностей населения и географических факторов (пять областей Италии) или создаваться на основе некоторых этнических, лингвистических, бытовых, исторических характеристик населения (Страна Басков, Андалузия и др. в Испании), но могут быть образованы и по смешанному — этническому и территориальному — признаку (одна из провинций, населенная тамилами, и девять других, сингальских провинций в Шри-Ланке). В Испании в более крупные автономные образования входят более мелкие автономные единицы.
Обычно эти государства рассматривают в качестве унитарных, но на деле они имеют особенности, которые отличают их от сложных унитарных государств, имеющих отдельные автономные образования, и одновременно от федераций. В литературе такие государства иногда называются регионалистскими (от слова регион) и рассматриваются как начальная стадия перехода от унитарного государства к федеративному. В регионалистском государстве автономные образования своих конституций не имеют, но в конституциях государств за ними закреплены определенные полномочия, для осуществления которых они издают местные законы. Автономные образования имеют также особые документы — статуты об автономии, которые утверждаются общегосударственным парламентом/статуты пяти областей в Италии утверждаются в форме конституционного закона). Наряду со своими местными представительными органами автономии имеют также местные органы исполнительной власти, формируемые местными законодательными органами. Однако наряду с ними в автономные образования назначаются представители центра — комиссары, губернаторы. Их полномочия неодинаковы, в Италии они невелики, в Шри-Ланке — очень обширны и включают право вето по отношению к законам, принимаемым представительными органами ;

Наши рекомендации