Д. Отношения между родителями и детьми
До достижения совершеннолетия - возраста 21 года несовершеннолетние дети были подчинены родительской власти. Эта власть осуществлялась отцом. Отец обладал следующими правами в отношении личности детей:
1. Правом держать детей при себе и руководить ими.
С этим правом отца держать детей при себе (если бы ребенок отказался вернуться в отцовский дом, то он должен был бы быть водворен туда путем применения силы) связано было его право руководить детьми, контролировать их переписку и знакомства. Он имел право запрещать детям всякое общение с другими лицами, которое отец считает опасным и предосудительным. Отцу принадлежало право определять направление и объем образования, получаемого детьми, право определять вероисповедание детей.
2. Правом применять к детям исправительные (дисциплинарные) меры.
Предоставляя отцу, право наказания непослушных детей, законодатель различал их по возрасту. Отец, имевший «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка», который не достиг 16 лет, мог обратиться с просьбой об аресте (тюремном заключении) ребенка сроком до 1 месяца к председателю суда. Последний в этом случае был не вправе разбираться в основательности мотивов, побудивших отца обратиться с такой просьбой, и обязан автоматически дать приказ об аресте, согласно воле отца. В силу присвоенной ему власти отец требовал лишения ребенка свободы, не мотивируя своего требования, которого председатель суда не мог отклонить.
Если же несовершеннолетний ребенок был старше 16 лет, но не достиг 21 года, то председатель суда, по согласованию с прокурором, разбирался в мотивах отца и давал приказ об аресте, если находил мотивы основательными. Но отец в этих случаях мог просить об аресте до 6 месяцев, а председатель суда мог и сократить срок. Ибо в переходном возрасте, когда у ребенка развиваются страсти, можно было опасаться, что отец будет чрезмерно суров.
Дети во всяком возрасте должны были оказывать своим отцу и матери почтение и уважение (ст. 371).
Е. Внебрачные дети
По кодексу внебрачные дети не уравнивались в правах с законным ребенком. Внебрачный ребенок не входил в состав семьи. ФГК допускал добровольное признание внебрачного (незаконнорожденного) ребенка со стороны одного или обоих родителей.
Помимо этого добровольного признания, французский закон, во избежание запутанных и соблазнительных процессов, запрещал вовсе детям, рожденным вне брака, доказывать свое происхождение от известного отца (ст. 340). Происхождение внебрачного ребенка от его отца могло быть установлено только добровольным признанием ребенка со стороны отца. Ни внебрачная мать, ни ребенок не могут предъявить никаких требований к отцу. Каноническое право допускало отыскание отцовства по суду, а соблазнитель должен был принять на себя содержание прижитого незаконнорожденного ребенка. Закон 1912 г. отменил запрет отыскания по суду внебрачного отцовства и разрешил по суду отыскание отцовства в определенных случаях.
Наследственное право
Право наследования основывалось на принципе кровного родства и обязательного равенства раздела имущества между всеми законными наследниками. В феодальном праве среди аристократии преобладал майорат. Среди всех слоев населения существовало неравное распределение наследства: старший брат получал большую долю, чем младшие, а дочь всегда получала меньшую долю, чем ее братья.
Кодекс признавал традиционно два способа наследования: наследование по закону и наследование по завещанию. ФГК в основу права наследования положил наследование по закону, когда порядок наследования определялся самим законом. Кодекс установил широкий круг призываемых к наследованию родственников. Права законного наследования имели родственники до 12-й степени родства - шестиродные братья и сестры.
При наследовании по закону устанавливались определенные очереди (разряды) наследников. Наследники каждой очереди призывались к наследованию только при отсутствии наследников предшествующей очереди. Например, первая группа наследников - нисходящие - дети наследодателя исключала вторую группу - родителей наследодателя, его братьев и сестер и их нисходящих. Между родственниками одной степени наследство делилось поровну. Переживший супруг мог наследовать только тогда, когда отсутствовали родственники до 12-й степени включительно.
Кодекс значительно ограничил право завещателя распоряжаться своим имуществом. При наследовании по завещанию оговаривалось право на обязательную долю детей наследодателя. Эта доля зависит от числа детей и составляет от половины до трех четвертей наследственного имущества.
По сравнению с революционным законодательством Конвента кодекс увеличил размер наследственной доли, которой наследодатель вправе распоряжаться по своему усмотрению. Завещатель мог распорядиться по своему усмотрению половиной имущества, если у него был только один законный ребенок или его нисходящие, третьей частью - если у него двое детей или их нисходящих и четвертой лишь частью, если у него трое и более детей (ст. 913).