Лекция № 2. Конституция Германской империи 1871 года
Своеобразие федеративного устройства Германской империи
По германской конституции 1871 г. Германская империя являлась федерацией - союзным государством. Она объединяла двадцать пять субъектов: двадцать две монархии и три вольных города - республики Гамбург, Бремен и Любек. Германский конфедеративный союз 1815-1866 гг. насчитывал около 40 государств. Уменьшение числа германских государств до двадцати пяти произошло главным образом потому, что Пруссия присоединила к своей территории мелкие германские государства, которые участвовали в военных действиях 1866 г. на стороне Австрии. Ни одно из образующих империю государств не имело права выхода из федерации - союза и не могло быть исключено из неё. Субъекты германской федерации именовались государствами. Это являлось лишь уступкой воспоминаниям о прежней независимости, проявлением уважения к монархам, входящим в федерацию.
Конституция устанавливала разграничение полномочий между федерацией - союзом и субъектами федерации. Германской империи в лице её федеральных (союзных) органов принадлежало исключительное право контроля и законодательства о вооружённых силах, внешних связях, о федеральных налогах и таможенных пошлинах, о монетной системе, о денежной эмиссии, путях сообщения, почте и телеграфе, банках и промышленности, о гражданстве, о прессе, союзах, торговое, гражданское, уголовное право и судопроизводство. Все остальные полномочия принадлежали субъектам федерации. Компетенция федерации могла быть расширена в порядке пересмотра и изменения конституции. Права субъектов федерации обеспечивались тем, что всякая поправка конституции могла быть отвергнута, если против неё в союзном совете будет подано 14 голосов.
Конституция устанавливала значительное неравенство между отдельными субъектами федерации. Она устанавливала привилегии, ограничения компетенции федерации для южногерманских государств, которые выговорили их себе при вступлении в Северо-Германский союз в 1871 г. Интересы субъектов федерации обеспечивались их правом участия в союзном совете, где им предоставлялось неравное число голосов. Союзный совет формировался особым способом. Он состоял из представителей, назначаемых правительствами субъектов федерации, а не избирался местными ландтагами или гражданами.
Конституция закрепляла преобладание одного из субъектов федерации - Пруссии над всеми остальными. Прусский король являлся германским императором. Пруссия имела наибольшее число представителей - более трети в союзном совете. Это доминирование Пруссии объяснялось фактическим соотношением сил между отдельными субъектами федерации. Пруссия являлась самым большим и населённым государством. Составляя около 65 % территории Германии и 61 % населения. Она обладала самым значительным военным и экономическим потенциалом, имела особые заслуги в деле объединения страны. Преобладание Пруссии в монархической федерации способствовало единству Германии.
Составные части федеративного государства назывались государствами. Вместо термина «федеративное государство» употреблялся термин «союзное государство». Вопрос о юридической природе федерации вызвал затруднения. Теоретическое затруднение вызывалось тем обстоятельством, что составные части союзного (федеративного) государства, ему подчиненные и, следовательно, несуверенные, признаются по федеральной конституции все же государствами. Немецкий государствовед Вайц в 60-х годах XIX в. выдвинул учение, что в федеративном государстве суверенитет разделен между федеративным государством и государствами, входящими в его состав. Это учение в корне противоречило самому понятию суверенитета. В начале 80-х годов XIX века немецкий юрист Г. Еллинек признал, что наряду с государствами суверенными существуют государства и несуверенные, и поэтому суверенитет вообще не является существенным признаком государства.
Учение о несуверенном государстве было подвергнуто обоснованной критике государствоведами. Признание несуверенного государства несовместимо с исторически сложившимся понятием суверенитета, как существенного признака государства. Составные части федеративного государства не являются государствами. Они лишь государственные провинции с широкой компетенцией собственного правления. Признание действующим государственным правом федерации его составных частей государствами является историческим пережитком, уступкой воспоминаниям о прежней суверенности. Конституция Германской империи 1871 г., называя государствами составные части федеративного государства, проявляла тем самым уважение, почет правящим династиям. Если настаивать на том, что составные части Германской империи являются государствами, то в таком случае будет более последовательно признать Германскую империю не федеративным государством, а союзом государств, конфедерацией, что явно не соответствует действительности. Веймарская конституция 1919 г. именовала составные части германской федерации не государствами, как это делала конституция 1871 г., а землями.
Составные части федеративного государства принято именовать субъектами федерации, государственными образованиями, так как им присущи определенные признаки государства. Федеративное государство является сложным государством, составные части которого обладают определенной политической самостоятельностью.