Лекция № 4. Развитие конституционного права США в конце XIX - начале XX веков
Демократизация избирательного права
Конституция предоставила штатам право регулировать избирательное право. Вследствие этого избирательное право ограничивалось имущественным цензом, то есть только имущие, состоятельные лица могли участвовать в осуществлении государственной власти. При распределении мест в конгрессе исходили из числа свободных людей. К их числу прибавляли три пятых прочих людей, то есть негров. Негры лишались избирательного права. При распределении голосов в палату представителей в рабовладельческих штатах они учитывались в размере три пятых своего числа. В 1870 г. предоставлялось избирательное право неграм. Фактически подавляющее большинство негров отстранялись от участия в выборах.
В XIX в. постепенно к 1870 г. в связи с 15-й поправкой, признававшей избирательные права негров, вводится всеобщее избирательное право для мужчин без имущественного ценза с возрастным цензом - достижение совершеннолетия - 21 год и цензом осéдлости - проживания. В 1872 г. вводится тайная подача голосов на федеральных выборах. В 1913 г. была принята семнадцатая (XVII) поправка. Она отменила выборы сенаторов законодательными собраниями штатов и ввела прямые выборы сенаторов непосредственно избирателями штатов.
Оформление двухпартийной системы
Во второй половине XIX в. в США сложилась устойчивая двухпартийная система. Победа в гражданской войне сделала республиканскую партию лидирующей политической силой страны. Республиканцы четверть века - до 1884 г удерживали президентский пост. Демократическая партия воспользовалась недовольством общества длительным, продажным правлением республиканской партии. С 1884 г. она вновь стала принимать активное участие в управлении страной, значительно пересмотрев свою программу.
Между программами демократической и республиканской партии стало уже мало отличий. Обе партии отказались от отличающих их крайностей и выражали интересы преимущественно имущих слоёв общества. Опорой республиканцев стали северные штаты. Опорой демократов всегда оставались южные штаты. Республиканцы являлись американским аналогом английских консерваторов. Они выступали за усиление федеральной власти, таможенный протекционизм, активную внешнюю политику, колониальные завоевания. Демократы являлись американским аналогом английских либералов. Они выступали за защиту автономии, самостоятельности штатов, но без права сецессии. На практике демократы, находясь у власти, как при президенте Вýдро Вúльсоне (1913-1921), расширили компетенцию федеральной власти. Они выступали за отказ от крайностей протекционизма, вызывающего рост цен, за отказ от агрессивной, захватнической внешней политики и возможно меньшее вмешательство в европейские и азиатские дела.
Партийные программы отражали новые реалии. К началу XX в. США становятся первой промышленной державой мира. Успешному индустриальному развитию страны, среди прочих условий, способствовали установленные конгрессом высокие таможенные пошлины на ввозимые европейские товары. Это разумная мера направлялось на покровительство и развитие отечественной промышленности. С другой стороны, протекционистская политика федерального правительства способствовала росту цен на внутреннем рынке и стала средством получения корпорациями максимально высоких прибылей.
С ростом экономического могущества США установили своё господство над государствами Центральной и Южной Америки, вмешивались в борьбу латиноамериканских партий, посылая для подкрепления своих требований военные корабли. В результате испано-американской войны 1898 г. Испания уступила США последние свои колонии - Филиппины и остров Пуэрто-Рико. США установили своё господство на Кýбе.
Две ведущие партии США попеременно уступали друг другу большинство в конгрессе, посты президента и не стремились к кардинальной смене политического и экономического курса страны. Обе партии представляли собой организованные объединения, ориентированные на выборы президента, конгресса, губернаторов штатов. Во главе каждой партии стояла небольшая группа профессионалов - лидеров - бóссов. Они располагали почти безграничной властью над подчинёнными им профессиональными политиками. Эти лидеры составляли центральный комитет партии. Во всех больших городах имелись подчинённые им местные комитеты.
Демократическая и республиканская партия не имели постоянного членства. Принадлежность к партии определялась голосованием за её кандидатов на выборах. В этих условиях основным источником финансирования являлись частные взносы. Они ставили партию в зависимость от щедрых пожертвований. Продажность политиков приобрела в США особо крупный размах. Государственные должности рассматривались как добыча победителя, как награда партии за одержанную победу на выборах. По итогам выборов происходило массовое увольнение всех чиновников от службы и раздача их мест сторонникам новой партии.
Усиление федеральной исполнительной власти
В первой половине XIX в. направление деятельности государства определял в основном конгресс. Президент не играл ведущей роли в политике страны, хотя по Конституции обладал обширными полномочиями. В период гражданской войны и в конце XIX - начале XX вв. происходило усиление власти президента:
1. Возросла роль президента в области законодательства. Президент с конца XIX в. стал широко применять право «вето», которое конгресс преодолевал двумя третями голосов палат с трудом.
2. В 90-х годах XIX в., когда США становятся великой мировой державой, возрастает влияние президента на внешнюю политику страны. В 1898 г. президент Мак-Кúнли, используя полномочия командующего федеральной армией, начал войну с Испанией без согласия конгресса. Сенат двумя третями голосов утвердил выгодный для США мирный договор с Испанией. Он тем самым задним числом узаконил действия президента. На практике было продемонстрировано, что президент не может объявлять войну, но может начать её, а победителя не судят.
3. Общая тенденция к увеличению функций государства и к увеличению роли государства в различных сферах жизни проявилась в росте федерального бюрократического аппарата с 3 тысяч в 1800 г. до 200 тысяч в конце XIX в. Именно президент являлся главой бюрократического аппарата. В первой половине XIX в. страна имела малочисленные армию и флот. Они формировались на добровольной основе. Ведь для США отсутствовала внешняя угроза. Они не имели опасных соседей и проводили сравнительно ограниченную внешнюю политику. Наиболее важной областью деятельности федерального правительства являлось управление и контроль за продажей государственных земель.
После гражданской войны расширились функции федеральной власти, появились новые министерства: юстиции, земледелия, труда и торговли (1903 г.). В конце XIX в. началось формирование регулярной армии и флота. По Конституции полиция находится в ведении штатов. В 1908 г. создаётся федеральная полиция - ФБР - федеральное бюро расследований. Оно обязывалось разыскивать и задерживать лиц, нарушивших федеральные законы. ФБР подчинялась министру юстиции.
На протяжении почти всего XIX в. главным способом подбора и расстановки на должности государственной службы являлась система дележа политической добычи - должностей и соответственно окладов победившей партией. Эта система не согласовывалась с компетентным, рациональным управлением. К концу XIX в. стало расти недовольство широких кругов общества такой системой.
В 1883 г. принимается закон об усовершенствовании гражданской службы, известных как «закон Пэндлтона». Этим законом предусматривалось введение конкурсных экзаменов для проверки пригодности претендентов на государственную службу. Окончательному утверждению назначения или найма предшествовал испытательный срок. Увольнение чиновников по политическим мотивам запрещалось. Внедрение конкурсной системы на федеральном уровне растянулось вплоть до окончания второй мировой войны. Закон способствовал созданию аппарата квалифицированных, несменяемых чиновников.