Усиление роли Кабинета министров в конце XIX - начале XX веков
Во второй половине XIX - начале XX веков происходило усиление роли Кабинета министров. Он стал преобладать над парламентом, из слуги парламента превратился в его хозяина. Это обуславливалось усложнением задач управления, увеличением функций государства. Во внутренней политике выявилась необходимость государственного вмешательства в экономику. Всё бóльшее значение приобретали вопросы внешней политики, требовавшие специальных знаний и навыков, быстроты решения, искусного лавирования, секретности. Усложнившиеся функции государственного управления медлительный парламент не мог оперативно решать.
Падение роли парламента и усиление влияния Кабинета министров выразилось в следующем:
1. Парламент обсуждал и принимал почти исключительно правительственные законопроекты.
С ростом усложнившихся функций государственного управления выросло значение правительственных законопроектов - биллей. Законопроект в палатах парламента проходил три чтения - голосования: внешняя дискуссия и утверждение законопроекта в первом чтении; затем второе чтение с поправками; и третье, окончательное чтение. Эта длительная процедура позволяла всесторонне обсудить законопроект и учесть интересы всех заинтересованных сторон. На долю биллей, вносимых рядовыми членами парламента, оставалось чрезвычайно мало времени. Парламент стал заниматься почти исключительно обсуждением правительственных законопроектов и действий. Кабинет министров теперь определял направление и содержание всей парламентской работы.
2. В палате общин стали применяться особые приёмы, предназначенные для ограничения прений при обсуждении отдельных законопроектов:
а) правило «гильотúна» - по предложению правительства на обсуждение законопроекта заранее отводилось определённое время, и если билль не был обсуждён полностью, необсужденные части ставились на голосование без прений, а дисциплинированное правительственное большинство палаты общин голосовало в поддержку правительственного законопроекта, и нежелательный для правительства вопрос не обсуждался, если поставить его на конец обсуждения;
б) прием «кенгуру» - председатель - спикер палаты общин, который являлся лидером парламентского правительственного большинства, получил право определять, какие поправки из числа предложенных к законопроекту поставить на обсуждение палаты, а какие - нет. Он останавливался на тех поправках, которые считал нужными, перескакивая через другие, отсюда и название приёма.
В результате этих изменений парламентская дискуссия сильно ограничивается. Отныне критика оппозиции в парламенте допускалась лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока это угодно правительству.
3. Получает распространение делегúрованное законодательство.
Даже соблюдая строжайшую экономию времени, парламенту едва хватало времени на то, чтобы решить текущие дела, обсудить и проголосовать бюджет и важнейшие законопроекты, внесённые правительством. Поэтому парламент делегировал, передавал правительству право издавать законы по вопросам ведения парламента на определённое время. Правительство тем самым в своих руках сосредоточило и законодательные функции.
4. Устанавливается строгая партийная дисциплина среди депутатов правительственного большинства. Это позволяло направлять голосование в нужное для правительства русло. За соблюдением дисциплины, за голосованием депутатов стали следить особые партийные организаторы с характерным названием «кнуты’» - загонщики. Рядовые депутаты правительственной фракции обязывались аккуратно приходить на голосования и неизменно голосовать за правительство, которое являлось руководящим штабом парламентского большинства. Правящая партия, получив доверие большинства избирателей, стремилась реализовать свои предвыборные обещания, достичь позитивного результата к следующим парламентским выборам. А этого невозможно было бы достичь без поддержки мероприятий правительства парламентским большинством.
Депутаты парламентского большинства понимали, что кабинет их партии может оставаться у власти лишь до тех пор, пока они будут оказывать ему дружную поддержку против сплочённых действий, нападений оппозиции. Если группа депутатов проявляла строптивость в голосовании, кабинет мог пригрозить досрочным роспуском парламента и выборами, которые сопряжены для упрямых депутатов с большими затратами денег, времени, с опасностью потерять свои депутатские полномочия. Новые выборы, по остроумной оценке видного английского конституционалиста XIX в. У. Бэджгóта, - «вещь очень дорогая, и, если они неудачны, вещь очень обидная. Вот в чём секрет, объединяющий партии».
5. Ответственность правительства перед парламентом снижается. Вотум недоверия правительству практически исчезает. Ведь парламентское большинство зависит от кабинета, в состав которого входят лидеры партии. Расхождений кабинета министров, то есть лидеров партии, с парламентским большинством, то есть партией, не имелось. В случае выражения вотума недоверия правительство может досрочно распустить палату общин и провести новые выборы, которые чреваты проигрышем выборов, потерей правительственной власти и переходом в оппозицию.
Кабинет министров осуществлял не только исполнительную власть - внешнее и внутреннее управление государством, но и законодательную власть в силу того, что законопроекты в парламент вносило, как правило, правительство, и парламент практиковал передачу правительству законодательных полномочий, на основании которых оно издавало законы, акты делегированного законодательства. Фактически именно Кабинет министров являлся верховной властью в государстве, которая обеспечивает согласованное функционирование всех властей, единство действий. Основная задача парламента - законодательство, представительство интересов населения, контроль за деятельностью исполнительной власти посредством запросов министрам правительства, особенно со стороны оппозиции.
В кабинете министров 1910 г. насчитывался двадцать один человек. Главной фигурой во власти являлся премьер-министр. Коллегия из 20 человек оказалась слишком велика для оперативного решения задач повседневного управления. Поэтому в кабинете выделяются наиболее близкие к премьеру люди три- четыре министра, подготавливающие заседания кабинета и ведущие за собой остальных членов кабинета.