Заседаний кабинета министров
В начале XVIII в. был образован новый государственный орган - Кабинет министров во главе с премьéр-министром, к которому переходит от короля исполнительная власть. Вместо созыва многочисленного Тайного совета из 30-40 членов короли со времён реставрации Стюартов стали проводить совещания по вопросам внутренней и внешней политики с несколькими наиболее доверенными членами этого совета. Этот малый совет, кабинет являлся послушным орудием короля. Король лично председательствовал в кабинете министров.
Король Георг I, правивший с 1714 г., немец по происхождению и образованию, не знал английского языка. Поэтому он перестал посещать эти совещания и передал руководство ими первому лорду казначейства - министру финансов, который фактически стал премьер-министром - первым министром. Тем самым сложился конституционный обычай - непосещение королем заседаний кабинета министров. Это обеспечило самостоятельность, независимость кабинета министров от короля. После каждого заседания премьер-министр писал королю доклад о том, что происходило на заседании. Возникший таким путём орган действовал от имени короля. Именем короля набирались армия и флот. Почти все значительные должности замещались именем короля. Его именем объявлялись войны, заключались все международные договоры. Именем короля творился суд, миловались преступники. Фактически именно Кабинет министров принимал важнейшие решения по руководству государством.
Образование партийно - однородного кабинета министров
Долгое время считалось непреложным, что члены кабинета, министры назначаются и смещаются по усмотрению короля. Вскоре обнаружилось, что если у правительства нет поддержки в парламенте, то ему не удается провести необходимый закон или утвердить бюджет. Если прочность кабинета министров обуславливалась согласием его с парламентом, то, следовательно, министров лучше всего набирать из той партии парламента, которая в данное время составляет в нём большинство. С переходом господства к другой партии избирается и соответствующий кабинет.
В 1716 г. был принят закон, увеличивающий срок полномочий палаты общин с трёх до семи лет, то есть избиратели каждые семь лет избирали новый состав палаты общин. Как и прежде английский парламент состоял из двух палат, в которых господствовала аристократия. Аристократия была представлена в парламенте в сущности два раза: в верхней палате, где сидели по наследству титулованные лица, старшие сыновья, и в нижней, где по выбору являлись младшие сыновья или зависимые от аристократии люди. Избирательным правом пользовались всего 5 % населения. Выборы являлись открытыми. Широко применялся подкуп. С начала XVIII в. избирательная борьба в Англии превращается в поединок двух фракций - тóри и вúгов одного и того же господствующего класса, землевладельческой аристократии. Однако английская аристократия не была замкнутым сословием. Её ряды пополнялись за счёт разбогатевших промышленников и торговцев.
Партии тори и вигов организационно не оформлялись. Они не собирались на съезды, не имели выборных руководящих органов. В стране существовали не члены партии, а только её сторонники. Партии не имели организаций на местах, в избирательных округах. Партии занимались только парламентской деятельностью.
Постепенно утвердился конституционный обычай - правительство - кабинет министров формируется партией, получившей наибольшее число мест на выборах в палату общин. Короли вынуждались составить кабинет из членов партии, располагавшей большинством в палате общин. С 1714 по 1783 г. виги беспрерывно стояли у власти. В конце XVIII в. у власти оказались тори. Кабинет стал составляться королём из господствующей в палате общин партии - тори или вигов. Кабинет состоял из лидеров правящей партии. Партия, составлявшая большинство в палате общин, становилась правительственной, правящей. Партия меньшинства стала оппозицией, которая надеялась взять вверх на следующих выборах в палату общин и сделаться тогда правящей правительственной партией.
Юридически ничто не связывает короля в выборе премьер-министра. Однако фактически он может призвать к власти только лидера партии парламентского большинства. Король назначает министров, но он назначает тех людей, которых ему указывает премьер-министр. При этом министры выбирались из членов парламента. Закон о должностях 1706 г. установил, что член нижней палаты общин, получив назначение на государственную должность, обязывался подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Министры обязывались быть или депутатами палаты общин или членами палаты лордов, чтобы не порвать живую связь законодательной и исполнительной власти.