Политические партии в конституционных государствах
Необходимой принадлежностью конституционного государства являются политические партии. Политическая партияесть устойчивое общественное объединение, которое создано для завоевания и осуществления государственной власти, действует на постоянной основе и имеет политическую программу. Политической партии присущи следующие признаки:
1. Политическая партия - это общественное объединение, которое создается для завоевания и осуществления государственной власти или участия в осуществлении государственной власти. Этот признак отличает партию от других общественных объединений. Демократические партии стремятся к завоеванию государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства. В конституционном государстве единственным легальным путем завоевания государственной власти является участие в выборах, производимых на многопартийной основе. Антидемократические (революционные, тоталитарные) партии стремятся к завоеванию государственной власти антиконституционными, противозаконными и насильственными методами - вооруженное восстание, государственный переворот, террор. Антидемократические партии рвутся к власти «любыми средствами» и «как можно скорее» с тем, чтобы уничтожить другие партии и оставить власть за собой «навсегда». Все партии - и демократические и антидемократические более или менее практикуют полупозволенные средства захвата государственной власти, как-то: демагогические обещания, тайное финансирование партий, клевета против честных людей чужой партии при сокрытии и оправдании собственных безобразий и др.
2. Политическая партия – это организация, объединяющая людей на основе общности политических взглядов, что находит свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства. В основе партийной организации находится определенная политическая доктрина.
3. Политическая партия – это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее определенную организационную структуру, основанную на фиксированном членстве.
Предшественниками современных политических партий являлись английские тори и виги, которые сформировались в Англии во второй половине XVII в. В XVII-XVIII веках в Англии происходило формирование конституционной парламентарной монархии. В политической жизни страны (в выборах палаты общин, формировании правительства) принимала участие лишь аристократия. Партии тори и вигов представляли собой аристократические группировки членов парламента, объединявшиеся вокруг отдельных лидеров и боровшиеся за формирование правительства.
Борьба за конституционное государство привела к формированию политических клубов, которые отличались от политических группировок наличием политической доктрины и развитой организационной структуры, то есть они действовали вне парламента, имели отделения на местах. Среди них наибольшую известность получил якобинский клуб, возникший в ходе французской революции конца XVIII века. Введение всеобщего избирательного права, ознаменовавшее приобщение к политике широких слоев населения, положило начало формированию в середине XIX в. современных политических партий. Решающее воздействие на формирование партий оказала избирательная борьба.
Расширение числа избирателей потребовало от политических деятелей ведения агитации и пропаганды своих идей среди избирателей, что привело к созданию в избирательных округах постоянных комитетов политических партий, в которых работали постоянные, оплачиваемые из партийных средств штатные работники. Эти окружные комитеты осуществляли контроль за составлением списков избирателей в округе, ибо без внесения в список избирателей не было права голоса, вели агитацию и пропаганду за партийных кандидатов, распространяли партийную литературу, устраивали митинги. Разумеется, заниматься этой деятельностью без оплаты и отрыва от другой работы в течение длительного времени было невозможно. Поэтому в партиях и возникли постоянные оплачиваемые партийные работники.
Таким образом, в партии стали выделяться три элемента: 1) рядовые члены партии, которые должны были поддерживать в избирательной кампании кандидатов, указанных партией; 2) штатные служащие партийного аппарата для повседневной работы; 3) политические руководители партии, которые руководили парламентской фракцией партии и участвовали в правительстве. Партии имели собственные газеты, журналы, организации - женские, молодежные и др.
Политические партии в XIX в. представляли собой организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами. Политические партии не предусматривались конституциями, которые ничего не говорили о партиях. Конституционное право игнорировало существование и деятельность политических партий. Они рассматривались как всего лишь одна из общественных организаций.
Появление политических партий привело в изумление самих демократов. Что за причина, откуда появились? Появление партий в конституционном государстве было неизбежно по следующим причинам. Важнейшим конституционным принципом организации конституционного государства является принцип народного суверенитета. Принцип народного суверенитета означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Конституционное государство формально считается демократическим государством, в котором правит народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум и выборы), а также через органы государственной власти, которые он же избирает. Согласно демократической теории народовластие осуществляется через так называемых народных представителей, выражающих «общую волю» народа. Совокупность народных представителей-депутатов образует народное представительство или парламент. Народные представители избираются голосованием - всеобщим, прямым, равным и тайным, так называемая демократическая четыреххвостка. С формальной стороны народом правят якобы его представители, осуществляющие якобы его волю. За волю народа принимается решение большинства парламента.
При этом возникают вопросы: что такое народ? что такое народная воля? Под народом в конституционном праве обычно понимается население страны, а точнее избиратели. Тем самым игнорируется представление о народе как историческом целом, объединяющим длинный ряд последовательных поколений, сотни или тысячи лет живших общей жизнью. Власть народу непосредственно не принадлежит, так как непосредственное народовластие возможно только на небольшой территории и при немногочисленном населении. Поэтому возможно только представительное правление от имени народа и для народа.
В огромном большинстве дел и задач управления «народной воли» не существует. Очевидно, что невозможно требовать от народа выражения воли по множеству вопросов, в которых он ничего не понимает. Например, повышать пошлины или понижать? Какую политику проводить по отношению к тому или иному иностранному государству?… К тому же конституции, предусмотрев институт выборов, не определили способов их проведения. В результате организацией выборов, созданием «общей народной воли» занялись политические партии, объединяющие меньшинство граждан. Ведь народ хочет не власти, жажда ее свойственна лишь меньшинству - процентам двум, а устойчивого порядка, общенационального процветания. Народные массы в большинстве своем безразличны к политике и убеждены, что всякое правительство лучше анархии.
Так как народ не знает за кого голосовать на выборах, к нему «на помощь» приходят политические партии, предлагающие готовых кандидатов и программы. На выборах парламента избиратели выбирают между кандидатами и программами политических партий. Народ естественным образом организован в профессиональные объединения. К ним относятся профессиональные союзы наемных работников, организации предпринимателей, объединения лиц различных профессий, молодежные, ветеранские, женские организации и др. Выборы в парламент возможны от этих профессиональных объединений, либо от политических партий. Неорганизованная масса отдельных голосующих граждан голосует именно за представителей отдельных партий.
Организацией партий занимаются «профессиональные политики», для которых политика - ремесло и средство дохода. Профессиональные политики управляют от имени народа, захватывая все должности не только в центральных, но и местных органах власти. Главным мотивом деятельности профессиональных политиков становится добывание средств к существованию посредством занятия государственных должностей. Занимая значительные должности, они оказывают услуги богатым людям, их фирмам, а за эти услуги тайно получают денежное вознаграждение. Особенно откровенно продажность профессиональных политиканов - боссов проявлялась в США. Народ бессилен перед политиканами. Дело в том, что партии действуют организованно, соблюдают дисциплину, с огромными затратами денег на рекламу, газеты, подкуп избирателей и т. д. А граждане изолированы, неорганзованы и никому из них не хочется бросать свои дела, чтобы профессионально заниматься политикой с такой же энергией. В обычное время граждане считают, что им выгоднее терпеть плохой, дорогой и продажный управленческий аппарат, чем бросать свои дела.
Таким образом, и в конституционном государстве государственная власть оказывается в руках правящего меньшинства. Государством всегда управляет меньшинство, но в конституционном государстве это меньшинство не является замкнутым. Формально каждый может туда войти или думать, что может войти. Русский философ В. В. Розанов отмечал: «Демократия - это способ, с помощью которого организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством». Правящим слоем выступает промышленная и финансовая буржуазия, городская интеллигенция, особенно юристы, адвокаты. В парламентах представлены преимущественно имущие слои населения. При демократии деньги обеспечивают реальную власть, происходит концентрация власти у людей с большими деньгами.
Для того чтобы победить на выборах, партии нуждаются в деньгах. Так возникает зависимость партий от промышленно - финансовых групп, как отечественных, так и зарубежных. «Народные представители» оказываются в значительной мере представителями различных промышленно - финансовых групп, защищающих вовсе не интересы народа, а интересы тех промышленников и финансистов, что субсидируют данную партию. К тому же средства массовой информации, пресса, формирующие общественное мнение, также зависит от промышленно - финансовых групп. Поэтому конституционное государство XIX в. не без оснований назвали буржуазным государством, выражающим классовые интересы буржуазии в ущерб рабочим.