Конституционная парламентарная монархия
Дальнейшая эволюция парламента может привести к расширению его компетенции в сторону установления действенного влияния его на управление. Такое влияние достигается путем установления политической ответственности правительства перед парламентом. Дуалистическая монархия трансформируется в парламентарную (по нарицательному названию народного представительства, каким является слово «парламент»). Парламентарная монархия впервые сформировалась в Англии в конце XVIII – первой трети XIX в. и существовала также в Бельгии, Италии, Швеции, Норвегии, Голландии. Классическим образцом парламентарной монархии является Англия. При этом Англия сочетала развитой парламентаризм, местное самоуправление с наследственной палатой лордов и не имела всеобщего избирательного права.
Парламентарная монархия - это форма правления, в которой власть монарха ограничена не только в сфере законодательной и финансовой, но и в сфере исполнительной власти. Монарх не возглавляет управление, он «царствует, но не управляет». Король лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются, скрепляются подписью главы правительства или ответственного министра, без чего не имеют юридической силы. Тем самым они принимают на себя ответственность перед парламентом за данный акт монарха, исходя из принципа неответственности монарха, который не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия. Монарх скрепляет своей подписью законы, принимаемые парламентом, но правом вето не обладает, или это право вето не применяется на практике. Средства на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется «цивильным листом».
Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Монарх назначает министров из представителей политической партии, получившей наибольшее количество мест на выборах в нижнюю палату парламента. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. В случае коренного и систематического расхождения с парламентом уходит в отставку. В случае выражения недоверия правительство уходит в отставку или по предложению премьер-министра монарх досрочно распускает парламент, его нижнюю палату, передавая спор между законодательной и исполнительной властью на суд избирателей. Если они поддержат правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели не согласны с правительством, то большинство получит оппозиционные (антиправительственные) партии, а правительство уходит в отставку.
Президентская республика
По образцу конституционной дуалистической монархии в Англии в конце XVIII в. была создана президентская республика в США. США сочетали всеобщее избирательное право, федерализм и сильную исполнительную власть президента. Президент как глава государства и исполнительной власти соответствовал монарху, но его власть была производной от народа, срочной и ответственной. Президент избирался народом на определенный срок и был юридически ответственен, с соблюдением очень сложной процедуры, перед избираемым же народом парламентом. Президент избирается независимо от парламента, народом, в США коллегией выборщиков и поэтому он получает очень большую легитимность, пользуясь доверием большинства избирателей.
Президент соединяет функции главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает министров по собственному усмотрению вне состава парламентского большинства, либо назначает их при ограниченном участии парламента, в США при назначении министров необходимо согласие верхней палаты конгресса-сената. Министры несут политическую ответственность перед президентом и не ответственны перед парламентом, то есть президент по собственному усмотрению смещает министров. Парламент не может отправить министров в отставку, выразив недоверие их политике, но и президент не имеет права досрочно распустить парламент. Должность премьер-министра отсутствует, правительства как коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту и являются лишь советниками президента, призванными консультировать его, а все решения в сфере исполнительной власти принимаются президентом единолично.
Президентская республика обеспечивает стабильность исполнительной власти, но министры и президент недостаточно контролируются парламентом. Латиноамериканские страны заимствовали президентскую форму правления у США. Но в этих республиках президент, наделенный столь значительной властью и независимостью, опираясь на армию, становился диктатором. Здесь происходили постоянные перевороты и покушения на жизнь президентов.
Парламентарная республика
По образцу английской парламентарной монархии была создана парламентарная республика во Франции, так называемая третья республика по конституции 1875 г. Франция сочетала парламентаризм, всеобщее избирательное право с крайней централизацией, нестабильной исполнительной властью, огромной ролью бюрократии. Президент по своим функциям близок к конституционному монарху, но он избирается парламентом на определенный срок и ответственен перед ним. Президент избирается парламентом, а народ не участвует в его выборах. Все акты президента должны быть контрассигнованы, подписаны главой правительства или ответственным министром, без чего они не могут вступить в юридическую силу. Президент не наделен правом вето, или отлагательное вето им не применяется.
Президент назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте, в его нижней палате. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. При вынесении недоверия правительству парламентом, оно уходит в отставку или президент по предложению главы правительства досрочно распускает парламент, его нижнюю палату и проводятся досрочные парламентские выборы. Исполнительная власть принадлежит правительству, главной фигурой в государстве является глава правительства. Однопартийное правительство, пользующееся доверием большинства избирателей, обладающее большинством мест в парламенте становится ведущим органом власти. Но если правительство коалиционное, состоящее из представителей различных партий, то оно всегда непрочное. Множественность партий, отсутствие двухпартийной системы приводят в невозможности сформировать устойчивое однопартийное правительство, к частой смене правительств. Нестабильность исполнительной власти является отрицательной чертой парламентарной республики.
Французские конституции 1791 , 1793 и 1795 г. подчиняли исполнительную власть законодательной, а конституция 1799 г., напротив, закрепляла преобладание исполнительной власти над законодательной. История французского парламентаризма начиналась с конституционной хартии 1814 г., которая допускала, чтобы министры были членами палат парламента, и требовала, чтобы последние выслушивали их, когда они этого пожелают. В эпоху реставрации Бурбонов (1814-1830) король назначал правительства по собственному усмотрению, как с учетом, так и без учета партийного состава палаты. В эпоху июльской монархии (1830-1848) правительство не могло управлять вопреки мнению палаты депутатов, но еще не установилось формирование правительства с учетом состава палаты. Конституция 1848 г. не разрешила с достаточной ясностью вопрос о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. Конституция 1852 г. была с самого начала проникнута враждебностью к парламентаризму и не признавала ответственность министров перед парламентом.
В третьей республике политическая ответственность правительства перед палатой депутатов сложилась постепенно, только к 1879 г. Республиканские партии были раздроблены и не могли сформировать устойчивого однопартийного правительства. Правительства носили коалиционный характер, не отличались партийным единством и были недолговечны. С 1873 до 1896 г. сменилось 34 правительства. Французские министры могли быть членами как палаты депутатов, так и сената. Французское правительство несло политическую ответственность как перед нижней палатой депутатов, так и перед верхней палатой - сенатом. При этом палату депутатов мог досрочно распустить президент с согласия сената, а сенат был нераспускаем. Между тем право досрочного роспуска палаты есть противовес парламентской ответственности.