Понятие и признаки конституционного государства
В странах Западной Европы с конца XVIII – XIX веках произошел переход от абсолютной монархии XVI-XVIII вв. к конституционному или правовому, буржуазному государству. Конституционное государство – это государство, в котором государственная власть юридически ограничена и подчинена высшему, основному закону - конституции, за личностью признаются неотъемлемые, ненарушимые и неприкосновенные права, признается равенство всех граждан перед законом, закрепляется принцип разделения властей, органом законодательства является народное представительство - парламент.
Конституционное государство называют также буржуазным. Это определение отмечает те социальные слои, которые имеют наибольшее влияние на деятельность конституционного государства в новое время. Наибольшее влияние здесь оказывают имущие и зажиточные классы - буржуазия, которые обладают для этого материальными средствами и досугом. Поэтому наиболее видное положение в конституционных государствах занимают представители крупного капитала, и тогда государственная политика в большинстве случаев бывает направлена в интересах этих слоев. В таких государствах значительная часть интеллигенции идет на службу к представителям капитала, оказывая ему поддержку своими знаниями и талантами. Буржуазия XIX в. успела чрезмерно захватить конституционное государство в свои руки и придать ему, хоть временно и с множеством исключений, классовой характер. Это было искажением природы государства, которое по своему смыслу и практике есть внеклассовое учреждение, организация общей власти над всеми классами, над всеми этносами. Государство должно стремиться стать выше классов, насколько это возможно. Термин «правовое» и «конституционное» государство служит для определения юридического характера данного государства. Термин «буржуазное» определяет социально – экономический характер данного типа государства.
Термин конституция употребляется в двух значениях - в широком смысле и узком смысле. Конституция в широком смысле есть основной закон, устанавливающий государственный строй и определяющий состав, организацию и деятельность высших органов государственной власти. Уже в древнем мире существовало представление, что не все законы имеют одинаковое значение, что среди множества законов, действующих в государстве, некоторые играют роль основных, с которыми все остальные должны быть согласованы. В этом смысле всякое государство имеет свою конституцию, свои основные законы. Основные законы имели и абсолютные монархии, которые представляли собой не столько законы, сколько правовые обычаи. Например, передача престола по наследству от отца к сыну, необходимость для монарха исповедовать религию большинства своих подданных и др. Основные государственные законы, закрепляющие неограниченную монархию, существовали и в России. Они были включены в Свод Законов Российской империи, изданный в 1832 г.
Конституция в узком смысле есть основной закон, устанавливающий конституционное Конституция есть основной закон, устанавливающий конституционное государство, определяющий состав, компетенцию и организацию высших органов государственной власти, учреждающий народное представительство, признающий права граждан в качестве правового предела для осуществления государственной власти. При абсолютной монархии королевская власть была юридические неограниченной и не признавала правовых пределов, вытекающих из неотъемлемых прав граждан. Она признавала только религиозные и моральные ограничения своей власти. В конституционном государстве признаются права граждан в качестве правового предела для проявлений государственной власти. Это ограничение государственной власти сопровождалось обычно формальным закреплением в особом основном, или конституционном законе, определяющем государственное устройство, или конституцию. Слово constitutio по латыни означает установление, учреждение, упорядочение. По этому формальному признаку принято называть новое государство конституционным.
Для конституционного государства характерно конституционное закрепление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти народно - представительного или законодательного органа - парламента.
Законодательная власть направлена на установление законов, правовых норм, регулирующих наиболее важные вопросы. При издании законов необходимо примирение различных интересов, всестороннее обсуждение. Поэтому законодательная власть принадлежит преимущественно народно - представительному органу, в котором должны быть представлены различные социальные и профессиональные группы, что достигается посредством выборов. В принятии законов должна участвовать и исполнительная власть, так как она лучше всех осведомлена о потребностях страны, имеет квалифицированных специалистов для разработки законопроектов, отвечает за последствия принятого ею к исполнению закона. Участие исполнительной власти в законодательстве проявляется в законодательной инициативе, в праве присутствовать при обсуждении законопроекта в парламенте, выступать при этом с необходимыми разъяснениями, в праве вето - абсолютном или относительном.