Судебная власть: понятие, особенности, структура.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти: 1) судебная власть – составная часть системы разделения властей; 2) основы организации судебной системы; 3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции; 4) основы правового статуса судей. Характерными чертами судебной власти являются: 1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом); 2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти. Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве: 1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны; 2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения; 3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля; 4) политико-репрессивную функцию; 5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере. В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться. Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие. Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.). Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах: 1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону); 2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом); 3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу); 4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц); 5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

44.Основные модели и виды судебного конституционного контроля.Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Существует две модели конституционного контроля: американская и европейская. По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия). По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля. Основные виды конституционного контроля:1) по времени осуществления:а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);б) последующий (проводится в отношении действующих актов); 2) по месту осуществления:а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); б) внешний (проводит другой орган); 3) по правовым последствиям:а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия); 4) по обязательности проведения:а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы); 5) по форме:а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом); 6) по объему:а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения); 7) по содержанию:а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа); б) материальный (с точки зрения содержания акта); 8) с точки зрения придания акту обратной силы:а) имеющий обратную силу; б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее. Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы: 1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды); 2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

45.Порядок формирования и компетенция органов судебного конституционного контроля.Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существует две разновидности судебного конституционного контроля: 1) конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции - «американская» (англосаксонская модель) (США, Аргентина, Дания, Норвегия, Австралия, Япония). 2) конституционный контроль, осуществляемый специализированными конституционными судами - «европейская» модель. Особенность первой разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность oбъeктoв кoнтpoля пpoвepяют cуды oбщeй юpиcдикции пpи paccмoтpeнии кoнкpeтныx дeл в cooтвeтcтвии c oбычнoй пpoцeдypoй (дeцeнтpaлизoвaнный кoнтpoль) либo вepxoвныe (выcшиe) cyды или иx cпeциaльныe пaлaты по ocoбoй пpoцeдype. В CШA, Apгeнтинe любoй cyд oбщeй юpиcдикции мoжeт пpизнaть зaкoн нeкoнcтитyциoнным. Ecли дeлo дoxoдит дo Bepxoвнoгo Cyдa и oн тaкжe пpизнaeт зaкoн нe cooтвeтcтвyющим Koнcтитyции, тo этo peшeниe Bepxoвнoro Cyдa cтaнoвитcя yжe oбязaтeльным для вcex cyдoв. В Aвcтpaлии, нa Maльтe кoнcтитyциoннocть зaкoнa впpaвe пpoвepять тoлькo Bepxoвный Cyд пocлe тoгo, кaк дeлo пocтyпит к нeмy, бyдyчи paccмoтpeнo нижecтoящими cyдaми, кoтopыe пpoвepять зaкoны нa иx cooтвeтcтвиe кoнcтитyции нe мoгyт. Для ocyщecтвлeния кoнcтитyциoннoгo кoнтpoля в вepxoвныx cyдax pядa гocyдapcтв coздaютcя cпeциaльныe кoнcтитyциoнныe кoллerии, пaлaты (кoнcтитyциoннaя пaлaтa Bepxoвнoгo Cyдa пpaвocyдия, кoнcтитyциoннaя кoллeгия Haциoнaльнoгo Cyдa и дp.). Ocoбeннocть втopoй paзнoвиднocти cyдeбнoгo кoнcтитyциoннoгo кoнтpoля зaключaeтcя в тoм, чтo кoнcтитyциoннocть oбъeктoв кoнтpoля пpoвepяют cпeциaльныe кoнcтитyциoнныe cyды (цeнтpaлизoвaнный кoнтpoль). Oни oблaдaют cпeциaльнoй кoнcтитyциoннoй юpиcдикциeй, ocyщecтвляeмoй пocpeдcтвoм caмocтoятeльнoгo cyдoпpoизвoдcтвa — кoнcтитyциoннoгo cyдoпpoизвoдcтвa. Cyдeбнaя кoнcтитyциoннaя юpиcдикция и cooтвeтcтвyющee кoнcтитyциoннoe cyдoпpoизвoдcтвo cocтaвляют кoнcтитyциoннyю юcтицию, тo ecть кoнcтитyциoннoe пpaвocyдиe (Германия, Италия, Франция). Пpизнaниe opгaнaми кoнcтитyциoннoгo пpaвocyдия, нaпpимep, зaкoнa нeкoнcтитyциoнным oзнaчaeт пpeкpaщeниe дeйcтвия этoro зaкoнa, т. e., по cyщecтвy, eгo oтмeнy. Дoпoлнитeльнoгo peшeния пapлaмeнтa по вoпpocy дeйcтвия нeкoнcтитyциoннoгo зaкoнa нe тpeбyeтcя. B coвpeмeнныx ycлoвияx кoмпeтeнция кoнcтитyциoнныx cyдoв в paзличныx rocyдapcтвax paзнooбpaзнa и индивидyaльнa. Основные вопросы компетенции (юрисдикции) конституционных судов: Пpoвepкa кoнcтитyциoннocти зaкoнoв и дpyгиx нopмaтивных пpaвoвыx aктoв. Пpoвepкa кoнcтитyциoннocти мeждyнapoдныx дoгoвopoв. Paзpeшeниe cпopoв o кoмпeтeнции. Зaщитa пpaв и cвoбoд чeлoвeкa и гpaждaнинa. Toлкoвaниe кoнcтитyции и т.д.

46.Органы, содействующие судебной власти.1. Прокуратура. Это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, часто также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы. Этим объясняется то, что в состав конституционных институтов прокуратура обычно не входит: в конституциях демократических стран редко можно встретить упоминание о ней. Ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством. Исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно выделить четыре группы стран: страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции; страны, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах; страны, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту; страны, где прокуратура вообще отсутствует. 2. Адвокатура. Это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляет собой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичными полномочиями. Конституции крайне редко упоминают об адвокатуре. 3. Прочие вспомогательные органы и учреждения. Они также крайне редко находят свое регулирование в конституциях, однако примеры такого регулирования все же имеются. Так, Конституция Румынии предусматривает судебную полицию, Конституция Словении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом, Конституция Болгарии устанавливает, что следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам.

47.Органы государственной власти субъектов федерации.Субъекты федерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти и управления. Система органов власти и управления субъектов федерации регулируется либо союзными конституциями (Индия, кроме некоторых штатов), либо чаще конституциями этих государственных образований (США, Мексика, Аргентина, ФРГ, Швейцария). Форма правления субъектов федерации, как правило, идентична той, что существует в центре. Например, если США являются президентской республикой, то и штаты, составляющие федерацию, также организованы по модели президентской республики. Другой пример - ФРГ, которая является парламентарной республикой. Соответственно, государственная власть в ее землях организована по тому же принципу. Однако из этого правила есть исключения. Так, в федеративных государствах - монархиях (Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеют республиканскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являются монархиями, организация центральной власти имеет республиканские признаки (ОАЭ). Все государственные образования (штаты, провинции, земли, кантоны), являющиеся членами союза, как правило, имеют собственные выборные законодательные органы. Эти законодательные органы могут быть как однопалатными, так и двухпалатными. Обычно однопалатные законодательные органы и нижняя палата двухпалатного парламента избираются тем же способом, что и федеральный парламент. Но в некоторых федерациях (США, ФРГ) государственные образования - члены федерации сами устанавливают нормы местного избирательного права. Компетенция, внутренняя организация и процедура деятельности парламентов субъектов федерации в целом аналогична той, что имеет место в федеральных представительных органах. У местных законодательных органов обычно есть собственные наименования, (в США и в Индии - легислатуры, в ФРГ и Австрии – ландтаги и и т. п.). Органы управления субъектов федерации образуются в соответствии с теми правилами, которые присущи президентским и парламентарным формам правления. В президентских республиках (США, Мексике, Аргентине и др.) исполнительный орган формируется внепарламентским путем и не несет ответственности перед представительным органом субъекта федерации за свою деятельность. В федерациях с парламентарной формой правления (Канада, ФРГ, Австрия, Индия) исполнительный орган земли, провинции, штата формируется парламентским путем и несет перед законодательным органом ответственность за свою деятельность. Субъекты некоторых таких федераций имеют высшее должностное лицо, выполняющее функции главы этого государственного образования (губернатор - в Индии и Австралии, лейтенант-губернатор в провинциях Канады). Там же, где такое должностное лицо не предусмотрено местными конституциями, его функции возложены на главу правительства субъекта федерации (например, на премьер-министра в землях ФРГ).

48.Местное управление и местное самоуправление: понятия и основные системы.Местное, или муниципальное, самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной АТЕ данной страны. Принципы местного самоуправления: 1) участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне; 2) органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т. д.). Территория государства (в федерациях – территория субъектов федерации) делится на АТЕ (такого деления нет в Бахрейне, Мальте и др.). Бывает двухзвенное деление: области (губернии, округа, провинции) – общины (муниципии, коммуны); трехзвенное: области – районы – общины; четырехзвенное: регионы – области – районы – общины. Системы осуществления публичной власти на местах: 1) англосаксонская система – для решения местных вопросов в АТЕ (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии и др.) жителями избирается совет (правление), обычно на 2–4 года. Он состоит из 3–7 членов, в крупнейших городах – из 35–50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц – шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной АТЕ в суде (он избирается только в крупных единицах), казначея и др.; 2) романо-германская (континентальная) система – присуща Франции, Италии, Польше. Строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов; 3) иберийская система – существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, в самой Испании ее нет. Население АТЕ (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. Он обладает правом контроля за деятельностью совета, т. е. сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью; 4) система советов в странах тоталитарного социализма. Совет считается органом государственной власти и избирает другой государственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государственного управления в данной АТЕ. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т. д.).

49.Порядок формирования органов местного управления и самоуправления.Органы местного самоуправления включают: 1)выборные муниципальные советы или комиссии и образуемые ими исполнительные органы. Кандидаты в муниципальные органы выдвигаются чаще всего путем подачи петиции с подписями установленного законом числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом избирательных прав. Кандидаты могут баллотироваться по партийным спискам или выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным, так и по многомандатным округам. Для определения результатов голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные системы. На выборах в муниципальные органы запрещено введение императивного мандата. Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами. Муниципальные советы избираются на различные сроки. Численный состав органов местного самоуправления различен. В муниципальные советы столиц государств, как правило, избирается более 100 советников. Срок полномочий депутатского корпуса органов местного самоуправления различен. Законодательством ряда стран предусмотрены особые требования к лицам, намеревающимся занять должности в органах местного самоуправления: годность к военной службе, обязательное проживание или место работы в пределах территории органа МСУ, уплата местных налогов и т. д. По структуре органы МСУ, как правило, однопалатные. Двухпалатное построение редко (муниципальный совет Нью-Йорка). Компетенция органов местного самоуправления (фактически они обладают полномочиями решать только местные дела): 1) руководство и развитие коммунального хозяйства, охрана окружающей среды, планирование размещения и строительства населенных пунктов, общий надзор за градостроительством, развитие системы местного транспорта и установление порядка регулирования его движения, местное дорожное строительство, канализация, водо– и газоснабжение, энергообеспечение, очистка улиц, борьба с загрязнением водоемов и т. д.; 2) в социальной сфере – меры по оказанию социальной помощи малоимущим за счет муниципальных доходов. Они включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек, больниц, родильных домов и т. д.; ) управляют муниципальной собственностью; 4) осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства (осуществляют выдачу разрешений на право открытия магазинов, предприятий и т. д.)+бюджет+налоги.

50.Компетенция органов местного управления и самоуправления.Компетенция органов местного самоуправления (фактически они обладают полномочиями решать только местные дела): 1) руководство и развитие коммунального хозяйства, охрана окружающей среды, планирование размещения и строительства населенных пунктов, общий надзор за градостроительством, развитие системы местного транспорта и установление порядка регулирования его движения, местное дорожное строительство, канализация, водо– и газоснабжение, энергообеспечение, очистка улиц, борьба с загрязнением водоемов и т. д.; 2) в социальной сфере – меры по оказанию социальной помощи малоимущим за счет муниципальных доходов. Они включают в себя строительство и содержание домов для престарелых, ночлежек, больниц, родильных домов и т. д.; 3) управляют муниципальной собственностью; 4) осуществляют деятельность в сфере местного хозяйства (осуществляют выдачу разрешений на право открытия магазинов, предприятий и т. д.); 5) в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан включают в себя установление правил поведения в общественных местах, выдачу разрешений или наложение запрета на проведение митингов и т. д.; 6) в бюджетно-финансовой сфере (имеют право в рамках экономической политики государства на собственные достаточные ресурсы); 7) имеют право устанавливать свои собственные налоги на недвижимость, доходы с капитала, строительство, рекламную деятельность, на владельцев собак и т. д.

51.Формы контроля центральных государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления. Административный контроль (административная опека)- в конституционном праве ряда зарубежных государств одна из форм контроля центрального правительства за деятельностью органов местного .самоуправления. Осуществляется назначаемым правительством лицом (префектом, губернатором и т.д.). Осуществляющему А.о. лицу принадлежит право аннулировать незаконные акты местного самоуправления, налагать запрет на какие-либо действия его органов либо давать им обязательные предписания. Финансовый контроль: дотации и займы.Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны. Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций. Судебный контроль за соответствием решений муниципальных властей актам центральных органов. Акты муниципальных органов могут быть оспорены в судебном порядке: как государственными органами, так и частными лицами. Судебные санкции против муниципалитетов состоят в отмене их решений, признании их ничтожными и других мерах принудительного характера. Судебные прецеденты – источник муниципального права в США, Англии, Канаде

52.Конституция США: общая характеристика, порядок принятия поправок.КСША была принята 17 сентября 1787 г. Филадельфийским Конвентом и после ратификации ее 9 штатами вступила в силу. Изменение КСША осуществляется путем принятия поправок, которые не включаются в основной текст, а следуют за ним, что сохраняет и первоначальный текст. Характерные черты: 1) это акт, несущий отпечаток эпохи раннего конституционализма как по выраженным в нем идеям, так и по стилистике; 2) недостающие «фрагменты» конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией, создаваемой Конгрессом, Президентом и Верховным судом; 3) большая часть норм о правах и свободах граждан сосредоточена не в основном тексте, а в поправках к Конституции. Первым 10 из них придается особое значение, поэтому они в научной литературе называются Биллем о правах. Конституция США 1787 г. состоит из Преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок. В преамбуле (не имеющей такого заголовка) говорится о том, что конституцию принимает народ, и перечислены цели, к достижению которых стремились при ее принятии: 1) образование более совершенного союза; 2) утверждение правосудия; 3) обеспечение внутреннего спокойствия; 4) организация совместной обороны; 5) содействие общему благосостоянию; 6) обеспечение себе и потомству благ и свободы. Статьи К. в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей». Статья I содержит положения о Конгрессе, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др. Статья II посвящена в основном исполнительной власти. Статья III содержит положения о судебной власти. Статья IV направлена на признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов. Статья V регулирует вопросы изменения К.. Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др. Статья VII определяет порядок ратификации данной К. и сообщает о принятии ее Конвентом. По порядку изменения КСША относится к особо жестким.

Наши рекомендации