Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 1. Единые высшие органы гос. Власти. 2. Единая конституция и бюджетная политика. 3. части унитарного государства не имеют атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. 4. Унитарное государство, допускает национальную и законодательную автономию. 5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. 6. Унитарное государство имеет единые ВС, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Виды: 1) Централизованные - функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы 2) Децентрализованные - существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
19.Федеративное государство: понятие, признаки, виды.форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Основные признаки федеративного государства: 1)в федеративном государстве имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); 2)наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои НПА учредительного характера (конституции, уставы, основные законы); 3)они наделены правом принимать региональные законы; 4)у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 1)территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик; 2)верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.3)в большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц; 4)основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). Виды федераций: По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: 1)Симметричные 2)Асимметричные. По особенностям формирования федерации выделяют: 1)территориальные 2)национальные 3)смешанные. По способу образования федерации делятся на: 1)договорные 2)конституционные.
20.Автономия: понятие и виды.Автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям, всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым АТЕ (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Существует три характеристики автономии: 1.Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. 2.Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). 3.Территориальная автономия обычно бывает этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы этнотерриториальной автономии: 1)политическая автономия (имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом, например, в Ираке). Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. 2)Административная автономия (не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий).
21.Конфедерация и иные межгосударственные объединения.Конфедерация — одна из форм межгосударственного объединения, при котором государства — субъекты конфедерации, сохраняя свою независимость, суверенитет, образуют более или менее устойчивый, постоянный союз в целях координации и совместного осуществления своей деятельности в тех или иных сферах или вопросах (чаще всего военных, внешнеполитических, внешнеэкономических, таможенных и др.). В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение о согласовании и совместном осуществлении определенных ограниченных целей, функций и задач. В отличие от федераций, конфедерации, как правило, не имеют общего, единого гражданства, единой правовой и налоговой систем, хотя могут создавать собственный парламент и собственное правительство, иметь главу конфедерации. Но суверенными остаются субъекты конфедерации и их органы. Решения органов конфедерации получают силу на территории ее субъектов лишь после их ратификации соответствующими органами субъектов, которые к тому же обладают правом их нулификации, т.е. отклонения. Органы конфедерации часто состоят из представителей ее субъектов. Субъекты конфедерации обладают правом выхода из нее. Исторически конфедерации чаще всего предшествовали федерации и являлись переходной формой к ней от полной раздробленности. Иногда они оказывались результатом распада федерации или унитарного государства. Конфедерациями, например, были США до 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия до 1867 г. и ряд других стран. В современном мире конфедераций нет. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. Юридической науке известны и такие формы объединения государств, как: протектораты (представляет собой объединение государств на основе неравноправного международного договора), унии (единый монарх или договор), фузии (слияние государств), инкорпорации (присоединение к союзу), содружества (Содружество наций, СНГ), сообщества, союзы и т. д.
22.Понятие и основные принципы избирательного права. Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы. Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.). Принципы избирательного права:1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах; 2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы: а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права; б) вменяемости; в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории). Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы; 3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому: а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов; б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя; 4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР); 5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).
24.Мажоритарная избирательная система: понятие, разновидности, оценка.Название этой системы происходит от франц. «большинство». В ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат или несколько кандидатов, принадлежащих одному списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями. При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть иным. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей. При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех поданных голосов. Этот процент ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, а голоса тоже распределяются между разными кандидатами так, что нередко ни один из них не получает необходимых 50%. Поэтому при данной системе также бывает второй тур. При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат.
23.Избирательный процесс: понятие и стадии.Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки. Стадии: 1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования. 2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам. Число избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи). 3. Установление избирательных участков. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей ; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей. 4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). 5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. Существуют 2 системы: - постоянная - избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии - США); - периодическая - в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция и др.). 6. Выдвижение и регистрация кандидатов. Способы выдвижения кандидатов: - самовыдвижение; - партийное выдвижение - официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей; - выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина); - выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Великобритания, Нидерланды).
Эти способы во многих странах комбинируются. 7. Предвыборная агитация. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. 8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (ВБ, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных.
25.Пропорциональная избирательная система: понятие, разновидности, оценка.Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе – вычисление избирательной квоты. Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Чтобы распределить голоса, нужно сначала вычислить избирательную квоту. Избирательная квота м.б. вычислена по-разному. Самый простой способ вычисления квоты - определение естественной квоты. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. Точно также вычисляются квота и места по общегосударственному избирательному округу, только числа будут гораздо крупнее. При пропорциональной избирательной системе м.б. два тура. В этом случае ко второму туру допускается только партии, собравшие определенный процент голосов. Расчет избирательной квоты для второго тура производится уже исходя из числа оставшихся незамещенных мест. При пропорциональной системе избиратель , как предполагается, голосует не за отдельную личность лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии. Голосуя, он поддерживает политику той или иной партии . При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, не делая различий между кандидатами, в него включенными. В некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается предпочтительный вотум. Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Заградительный барьер, введен в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупных партийных фракций и, как следствие, для того чтобы, правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не на раздробленную совокупность партий. Заградительный пункт - установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Разновидностью пропорциональной системы является система единственного переходящего голоса. Избиратель имеет лишь один голос, но может его использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.
26.Смешанные избирательные системы: понятие, оценка.Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включён в партийные списки. Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемостью к конкретным условиям каждой страны. Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.
27.Референдум: понятие, виды, порядок и условия проведения.Референдум – способ принятия государственных решений или решений в сфере МСУ путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме. С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы: 1) вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум; 2) вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум: 1) налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы;2) амнистии и помилования; 3) ратификации международных договоров. Исходя из особенностей политической ситуации, исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Обычно право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления. Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп депутатов, региональных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д. Решение о назначении референдума принимает: 1) глава государства; 2) парламент. Виды референдума:1) общегосударственный и местный референдум; 2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей); 3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН); 4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента); 5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий; 6) решающий и консультативный. Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.). Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.
28.Место и роль главы государства в государственном механизме.В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в ВБ, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую - либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношении к другим институтам гос-ва, как президент Франции, единственным властителем. Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство, обладает правом увольнять министров и правит-во в отставку, назначать судей, заключать и ратифицировать международные соглашения, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства в системе органов гос. власти в стране. Как должностное лицо глава гос-ва обязано сохранять единство гос-ва. Как правило, он обладает правом законодательной инициативы, во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говориться о целях деят-ти гос-ных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве, о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам гос-ной жизни. Президент назначает многих высших, а иногда и не высших, должностных лиц, например судей. Президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Президент вправе объявить чрезвычайное, военное положение. По конституции президент является главнокомандующим ВС, со всеми вытекающими последствиями. Назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность гос-ва. Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает меры по охране гос-ва.