Семейное право и семейное законодательство
Общие положения. Действующие семейно-правовые нормы рассредоточены среди множества нормативных правовых актов различной юридической силы. В соответствии с подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. В связи с тем что Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации семейное законодательство, необходимо определить содержание данного понятия и его соотношение с семейным правом.
Семейное законодательство, как и семейное право, образует определенную систему. Однако данные системы как в целом, так и по своей структуре не являются равными друг другу. Если семейное право состоит из семейно-правовых норм и их более крупных объединений - субинститутов и институтов, то семейное законодательство исходя из п. 2 ст. 3 СК состоит из принимаемых органами законодательной власти нормативных правовых актов - законов, содержащих семейно-правовые нормы. Минимальной единицей системы права является правовая норма, а минимальной единицей системы семейного законодательства является нормативный правовой акт - закон.
Как для советского, так и для современного российского гражданского законодательства законы, состоящие исключительно из гражданско-правовых норм и тем более из норм лишь одной подотрасли гражданского права, представляют большую редкость. Как показывает отечественная законодательная практика, большинство законов, принимаемых в данной сфере, в том числе в сфере семейного права, содержат определенное количество норм административного права. Из этого следует, что законодательные акты, образующие семейное законодательство, могут содержать (и содержат) нормы, не являющиеся семейно-правовыми. В то же время нормы семейного права могут содержаться в нормативных актах, не относящихся к семейному законодательству, т.е. не являющихся в строгом смысле семейными законодательными актами.
Таким образом, в результате буквального толкования положений подп. "к" п. 1 ст. 72 и п. 2 ст. 76 Конституции РФ следует вывод о том, что субъекты Федерации вправе принимать соответствующие федеральному законодательству законы, состоящие преимущественно из норм семейного права, и в то же время они не вправе включать соответствующие федеральному законодательству семейно-правовые нормы в нормативные акты, в которых превалируют нормы иных отраслей права. Судя по всему, разработчики Конституции РФ не сильно задумывались над соотношением понятий "семейное право" и "семейное законодательство", поскольку едва ли именно таким изощренным образом они намеревались распределить полномочия по нормотворчеству в сфере семейных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами*(211). Не вызывает сомнений, что предмет ведения по смыслу ст. 71 и 72 Конституции РФ в силу своей важности должен быть достаточно определенным. Свойством определенности он может обладать лишь в том случае, если будет опираться на объективные критерии. В данном случае в качестве таковых могут выступать либо вид общественных отношений, регулируемых нормами права, либо отраслевая принадлежность норм права, регулирующих те или иные отношения, но никак не отраслевое законодательство, которое, несмотря на отраслевой характер, может содержать нормы различных отраслей права. Правильность данного вывода подтверждается тем, что в иных подпунктах п. 1 ст. 72 Конституции РФ предмет совместного ведения составляют определенные виды общественных отношений, которые подлежат правовому регулированию.
Таким образом, действительный смысл подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, на наш взгляд, заключается в том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится правовое регулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений между членами семьи и приравненными к ним лицами, т.е. семейное право. Это означает, что субъекты Федерации вправе принимать нормативные акты, преимущественно состоящие из норм семейного права, равно как они вправе принимать нормативные акты, в которых удельный вес семейно-правовых норм будет незначительным. Важно лишь, чтобы нормы семейного права, включенные в законы и подзаконные нормативные акты субъекта РФ, не противоречили федеральным законам, как того требует п. 5 ст. 76 Конституции РФ.
Учитывая изложенное, семейное законодательство можно определить как совокупность федеральных и принятых в соответствии с ними региональных законов, в которых содержатся преимущественно нормы семейного права. Из данного определения следует, что семейное законодательство не покрывает собой все семейное право. За пределами семейного законодательства находятся такие источники семейного права, как подзаконные нормативные акты
Российской Федерации и субъектов Федерации, независимо от удельного веса содержащихся в них семейно-правовых норм, а также федеральные законы и законы субъектов Федерации, в которых нормы семейного права не являются доминирующими.
Источники семейного права. Исходя из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 6 СК наивысшей юридической силой на территории России обладают нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах, в которых участвует Российская Федерация. На сегодняшний день непосредственно действующими и имеющими приоритет на территории России являются семейно-правовые нормы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в силу на территории РФ 1 сентября 1998 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (вступил в силу на территории СССР 23 марта 1976 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу на территории СССР 3 января 1976 г.), в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу на территории СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. (вступила в силу на территории Российской Федерации 11 августа 1998 г.). В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет семейно-правовой принцип свободного и добровольного вступления в брак, а также предусматривает право ребенка на имя (ст. 23, 24 Пакта). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также закрепляет принцип свободного и добровольного вступления в брак (ст. 10 Пакта). В Конвенции о правах ребенка содержится целый ряд семейно-правовых норм, закрепляющих юридическое понятие ребенка, субъективные права ребенка, в том числе право на имя, право знать своих родителей, право на регулярное общение с родителями при раздельном проживании, право свободно выражать свое мнение, право на образование, право на занятие искусством.
Основной закон Российской Федерации - Конституция РФ содержит три семейно-правовые нормы. В п. 1 ст. 38 Конституции РФ содержится общая норма, устанавливающая, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии с п. 2 ст. 38 Конституции родители вправе и обязаны заботиться о детях и воспитывать их. Согласно п. 3 ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Наибольшее количество норм семейного права содержится в Семейном кодексе РФ, принятом 8 декабря 1995 г. и вступившем в силу с 1 марта 1996 г. Данный нормативный акт устанавливает правила осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок заключения и прекращения брака, основания и последствия признания брака недействительным, имущественные и личные неимущественные права супругов, их ответственность по обязательствам, правила установления происхождения детей, имущественные и личные неимущественные права родителей и детей, положения об алиментных обязательствах, об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейно-правовые нормы, регулирующие имущественно-стоимостные отношения между супругами, содержатся также в ст. 256 ГК. Так, в данной статье закреплено общее правило о возникновении общей совместной собственности супругов в отношении имущества, приобретаемого ими в период брака, а также определен круг имущества, в отношении которого по общему правилу устанавливается режим индивидуальной собственности супругов.
Следующим источником семейного права является Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния" (с послед. изм. и доп.)*(212), который, среди прочего, содержит нормы семейного права, регулирующие отношения между лицами, вступающими в брак, а также отношения между супругами при расторжении брака, отношения по установлению происхождения ребенка.
Поскольку семейное право является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, определенное место в системе источников семейного права занимают законы субъектов Федерации, принимаемые в развитие федерального законодательства. Так, на основании ч. 2 п. 2 ст. 13 СК многими субъектами Федерации были приняты законы, устанавливающие порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет. Например, Закон Московской области от 29 мая 1996 г. "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" (с послед. изм. и доп.)*(213), Закон Тюменской области от 10 января 2000 г. "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"*(214), Закон Орловской области от 21 апреля 1997 г. "О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"*(215) допускают при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одному из намеревающихся вступить в брак лиц) заключение брака лицом, достигшим 14-летнего возраста. Аналогичные законы приняты в Белгородской области, Вологодской области, Владимирской области, Тверской области, Мурманской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Калужской области, Нижегородской области, Тамбовской области, Челябинской области, в Чувашской Республике, Кабардино-Балкарской республике, Республике Адыгея, в Ханты-Мансийском автономном округе.
Среди подзаконных актов, действующих в области семейного права, следует выделить постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"*(216), которое устанавливает основания и порядок передачи ребенка в приемную семью, права и обязанности родителей по отношению к приемным детям, права приемных детей. Данным постановлением также утверждена примерная форма договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Завершая краткий обзор источников семейного права, необходимо отметить, что в юридической практике важную роль играют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие обязательное для рассматривающих семейные споры судов общей юрисдикции толкование норм семейного права. Так, после принятия и введения в действие Семейного кодекса в целях правильного применения правовых норм, в нем содержащихся, Пленумом Верховного Суда РФ были приняты постановление "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" от 25 октября 1996 г. N 9*(217), постановление "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" от 27 мая 1998 г. N 10*(218), постановление "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" от 5 ноября 1998 г. N 15*(219), постановление "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" от 20 апреля 2006 г. N 8*(220).