Особенности цивилизационного подхода к типологии государств.
Цивилизационный подход.в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:
- доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;
- индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;
- постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.
Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:
- западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей, являются правовыми, социальными; политические режимы - демократические; экономика находится на передовых позициях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;
- восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы - авторитарные или тоталитарные; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;
- смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.
Одно из направлений цивилизационного подхода к вопросу о типах гос-ва принадлежит Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В мировой истории он выделял более 20 цивилизаций, не связанных м/д собой общими закономерностями развития. Эти признаки скорее относятся к типологии общества, а не гос-ва.
Ростоу выделял теорию «стадий экономического роста». Все общ-ва можно отнести к одной из стадий: - традиционное общество; - переходное; - общество, переживающее процесс сдвига; - созревающее общество; - общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
2. Правосознание: понятие, структура, виды. Факторы влияющие на формирование правосознания.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности.
Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное.
Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.
При этом оценивается не только право, законы, но и другие юридические феномены - законность, правопорядок, правотворчество, правосудие, акты правосудия, ход правовой реформы (если иметь в виду современную Россию), состояние преступности, деятельность правоохранительных органов и т.д., короче - все, что происходит в правовой сфере.
Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.
Структура. Правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.
Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («хорошее» или «плохое», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает» и т.д.). Но при этом нельзя говорить о приоритете правовой идеологии над правовой психологией. Скорее наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Виды правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.
Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.
Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).
Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.
По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное
Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.
Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.
Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.
Факторы, влияющие на формирование правосознания, можно разделить на две группы:
1. Внутренние - индивидуальные особенности личности.
Внутренние факторы условно можно разделить на две группы: 1) психофизиологические особенности человеческого организма, которые включают: ряд психических заболеваний, исключающих разумную деятельность; уровень развития умственных способностей, влияющий на качество правовых знаний и т.д., являются фундаментом правосознания и не за- висят от воли индивида; некоторые особенности характера - внушаемость, сила воли, темперамент и т.д., которые могут быть изменены человеком самостоятельно либо под влиянием внешних обстоятельств; 2) уровень профессионального образования (квалификации).
2. Внешние - заключаются в деятельности субъектов-творцов правосознания.
Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов, которые по своему статусу могут быть подразделены на: официальные и неофициальные.
К официальным субъектам относят:
1) органы власти и должностные лиц, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;
2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;
3) СМИ являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия.
К неофициальным источникам относят:
1) религию, а именно ее исповедание.
2) влияние ближайшего окружения и более широкого социального окружения - мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания.