Форма правления. Нетипичные формы правления.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики. Монархия может быть абсолютной или ограниченной (конституционной). Республика может быть президентской, смешанной, парламентской.
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением
┌─────────────────────────────────┐
│ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО │
│ ПРАВЛЕНИЯ │
└────────────────┬────────────────┘
│
┌───────────────────┴──────────────────┐
│ │
┌────────┴────────┐ ┌─────────┴────────┐
│ Монархии │ │ Республики │
└────────┬────────┘ └─────────┬────────┘
│ │
┌──────┴──────┐ ┌─────────────┼────────────┐
┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌─────┴─────┐
│абсолютная│ │ограниченная│ │президент- │ │смешанная│ │парламент- │
│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │
└──────────┘ │ ционная) │ └───────────┘ └─────────┘ └───────────┘
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Нетипичные (смешанные) формы правления.
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[10], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
Теократическая республика (исламская республика) – особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар – высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
–––Лекция Сорокиной–––
Форма правления - это один из элементов, характеризующих форму государства (форма правления, политический режим, форма гос устройства).
ФП характеризует порядок формирования высших гос органов, их функционирование и характер их взаимоотношений друг с другом.
По ФП государства делятся на:
· Президентские
· Парламентские: республики и монархии (если парламентская республика - это Италия, Германия, отчасти Финляндия; монархия - Англия, Испания, Голландия). Родина парламентаризма - Великобритания.
В российской юр литературе обычно говорят о монархиях и республиках, но современные монархии не играют какой-либо реальной политической роли.
В парламентских государствах партия, которая получила большинство мест в парламенте получает право формировать правительство. Если перевес является незначительным, то, как правило создается коалиционное правительство из нескольких партий (Германия). Председатель партии, которая победила на выборах автоматически становится премьер министром, главой правительства. После этого премьер министр приступает к процедуре формирования кандидатов на должность министров. Когда премьер составляет список кандидатов, то он представляет этот список на утверждение в парламент. Парламент либо принимает весь список, либо весь отклоняет. Точно так же происходит с прекращением должности министра (если один министр подает в отставку, то весь кабинет уходит в отставку список формируется заново). Эта ситуация называется солидарной ответственностью в правительстве.
Если премьер министр смещается с должности главы партии, то он автоматически уходит с должности премьера. Следовательно, только в парламентских государствах может существовать такое явление как правящая партия. Как правило, существует серьезная партийная дисциплина. В парламентских государствах отсутствует разделение власти, поскольку в правительство могут войти только депутаты парламента.
В парламентских республиках главой государства является президент (это скорее почетная, номинальная деятельность).
Президентские государства.
Президент избирается всеобщим тайным прямым голосованием (кандидата в президенты утверждает партия). После избрания президент приступает к формированию правительства. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства (должности премьера не существует).
Президент формирует правительство из членов своей партии, но члены правительства не являются депутатами. После того, как президент сформировал правительство, он выносит на утверждение в парламент ряд министров (оборона, цру и др.).
Выборы в парламент проходят независимо от президентских выборов, следовательно, парламентское большинство может принадлежать одной партии, а правительство может состоять из другой оппозиционной партии.
Правительство не несет ответственности перед парламентом поскольку оно ответственно перед президентом.
Смешанные государства характеризуются тем, что главой государства является президент, а главой правительства председатель правительства. Президент избирается прямым всеобщим тайным голосованием. Президент назначает на должность премьер-министра, которого утверждает парламент (по КРФ - одобряет). Правительство ответственно перед президентом и парламентом. Предложение по составу правительства делает премьер-министр, а утверждает (назначает) президент.
Вопрос 2 Понятие и виды форм (источников) права и их значение в различных правовых системах.
Источник права - это многогранное понятие и в литературе существует несколько способов понимания источник права:
1. Под источником права понимаются те силы, которые создают право: общество, государство. В этом смысле очень важен правотворческий процесс и структура правового акта, поскольку чтобы какое-либо правило стало нормой права необходима соответствующая процедура.
2. Под источником права понимаются какие-либо исторические правовые акты либо акты недавнего времени, правовые акты иностранных правовых систем, т.е. те правовые акты, которые легли в основу актуальных правовых актов (римское право, институт траста).
3. Под источником права следует понимать исторические традиции, культуру, ментальность, религию.
4. Под источником права также понимается и форма права – определенный способ внешнего выражения права.
В литературе поднимается вопрос о соотношении понятий форма права и источник права. Понятие источник права многогранно (см. выше), а форма права является источником потому что она содержит информацию о должном, дозволенном и запретном поведении. Кроме того, форма права указывает на характер нормы и её юр силу.
Виды:
1. Нормативный акт (см. выше вопрос 2 в билете 20) - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Является основным источником для романо-германского права.
2.Судебный прецедент - это решение суда, которое стало обязательным образцом для последующих решений нижестоящих судов по разрешению аналогичных ситуаций.
Судебный прецедент имеет двоякую природу:
1. Это решение суда, которое разрешает конкретную ситуацию и адресовано к конкретным лицам. Более того, решение суда, которое стало прецедентом, как правило, основывается на др. прецедентах и в этом смысле является правоприменительным актом.
2. С другой стороны, судебный прецедент создает норму права, которая обращена не к конкретному адресату и предназначена для разрешения неопределенного множества ситуаций.
Судебный прецедент при формулировании нормы права отличается от нормативного акта. В н/а содержится абстрактное описание ситуации. Суд. прецедент описывает конкретный пример и указывает, что по этому примеру необходимо поступать в дальнейшем. Суд. прецедент является главным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В литературе очень часто возникает вопрос: какой источник права дает большую свободу усмотрения судьям: н/а или судебный прецедент?
· С одной стороны, судебный прецедент может дать большую свободу, поскольку решение суда может основываться на нескольких судебных прецедентах (судья выбирает прецедент).
· Во-вторых, поскольку одинаковых ситуаций не бывает, то всегда судебный прецедент адаптируется к ситуации.
· С другой стороны, н/а также дает широкую свободу, поскольку судья вносит решение в соответствии со своими убеждениями и производит толкование норм. Более того, имеют место т.н. "резиновые нормы" (на усмотрение судьи). - по этому вопросу высказать свое мнение на экзамене.
В России активно обсуждается проблема существование судебного прецедента.
В России, действительно, судебная практика играет большую роль. Однако, судебная практика имеет свое собственное формальное выражение: это либо постановления пленумов, либо обзоры судебной практики, либо письма ВАС (в прошлом). Однако судебная практика всегда обобщает конкретные судебные решения и делает свои выводы. Но судебная практика не тождественна единичному решению суда. В российской правовой системе единичное судебное решение никогда не ложится в основу судебного решения.
Следовательно, судебный прецедент однозначно не является источником права в РФ.
3. Правовой обычай - это правило поведения, которое в результате многократного повторения вошло в привычку и признано государством. В этом случае речь идет о санкционировании государством устоявшегося правила поведения.
Правовой обычай как источник права существует в 2 видах:
1. С одной стороны, правовой обычай может являться самостоятельным источником права. Это значит, что суд при вынесении решения прямо ссылается на обычай. В этом случае необходимо доказать существование обычая и необходимо, чтобы обычай имел общепризнанную форму (например, существуют сборники обычаев - Германия; и в Германии правовой обычай доминирует над нормативным актом. Так же обычай используется в Англии).
2. С другой стороны, может составлять содержание иной правовой формы. Например, он может содержаться в статье н/а либо в судебном прецеденте. В этом случае решение суда основывается на н/а, содержанием которого является обычай, т.е. обычай теряет свою самостоятельность.
До революции в России обычай был главным источником частного права. Нормативных актов не существовало. Обычаи были записаны и классифицированы. После революции от обычаев отказались полностью и стали руководствоваться только н/а. МЧП основано на обычаях (например, правила ИНКОТЕРМС).
4. Правовая доктрина - это совокупность научных положений, которые стали содержанием правовых норм.
Правовая доктрина присутствует в праве в 3 видах:
1. Правовая доктрина мб самостоятельным правовым источником. В этом случае судебное решение может основываться прямо на доктрине. Правовая доктрина является самостоятельным источником в мусульманских странах, кроме того, применяется в Англии, США.
2. Правовая доктрина может являться содержанием иных правовых форм. Тогда суд ссылается на н/а, который содержит правовую доктрину.
3. Правовая доктрина может являться источником для судебного прецедента, н/а, для судебной практики. Например, не редко правовые доктрины давали информацию о том, как необходимо регулировать то или иное отношение (например, в 18 в. появилось учение о составе преступления и сейчас законодатель повсеместно воспринял структуру состава преступления; в 14 в. появилось учение о юр лице, и оно стало составной частью правовых систем).
Нормативный договор.
Нормативный договор имеет признаки индивидуально-правового акта, поскольку он заключается персонально обозначенными субъектами и предназначен для решения конкретной ситуации. Однако, нормативный договор, как правило, открыт и те лица, которые присоединяются к нему берут на себя права и обязанности, указанные в договоре. И, следовательно, он приобретает общеобязательное значение и становится нормой права. Дальше можно рассказать на примере международного договора.