Понятие, принципы и формы применения права.
До 50-х гг. в отечественной науке применение права отождествляли с его реализацией, однако в ходе дискуссии 1954—1955 гг. было решено выделить применение права в особую форму его реализации. Применение осуществляется специально уполномоченными органами (прежде воете государственными, хотя в современных условиях возрастает роль муниципальных органов, «е входящих в систему органов государства). Правоприменение называют властным способом реализации права, так как оно связано с осуществлением соответствующими органами « должностными лицами своих властных полномочий. В связи с лажным значением правоприменительной деятельности государство уполномочивает на ее осуществление ограниченный круг субъектов. В ходе применения права издаются индивидуальные правовые акты (правоприменительные акты), которые влекут возникновение конкретных субъективных прав и юридических обязанностей у определенных субъектов либо применение к этим субъектам санкций правовых норм.
В механизме правового регулирования правоприменение продолжает то регулирование, которое было начато правотворчеством, определяет права и обязанности тех или иных субъектов в конкретной ситуации. В результате правоприменительной деятельности действие норм права уточняется, конкретизируется.
Применение права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии с определенными принципами, закрепленными в законодательстве. Эти принципы таковы.
1. Принцип законности. Он означает необходимость строгого и неуклонного следования правовым предписаниям в правоприменительной деятельности. Принцип законности многоаспектен, он включает и следование букве и духу законов, и действия правоприменительных органов строго в рамках своей компетенции, т соблюдение установленной процедуры, и издание актов точно установленной формы.
2. Принцип социальной справедливости означает, что правоприменительная деятельность должна осуществляться в интересах не отдельных лиц, а в интересах общества в целом.
3. Принцип целесообразности означает необходимость учета специфики конкретной ситуации при вынесении решения, выбор наиболее оптимального варианта решения.
4. Принцип обоснованности означает необходимость полного выявления и тщательного изучения всех относящихся к рассматриваемому делу материалов, принятие решения только на основе достоверно установленных фактов. Различают две основные формы применения права: оперативно-исполнительную (организационно-распорядительную) и правоохранительную.
Посредством оперативно-исполнительной формы государство осуществляет кадровую, хозяйственную политику. В литературе различается две разновидности организационно-распорядительного правоприменения.
1. Стандартное применение. Для него характерно принятие управленческого решения при наступлении стандартной ситуации, описанной в гипотезе и в соответствии со стандартным предписанием, установленным в диспозиции правовой нормы (назначение пенсии по возрасту). При стандартном правоприменении норма права не предоставляет большой свободы для усмотрения правоприменителя, во всех типичных ситуациях принимаются аналогичные решения.
2. Ситуационное применение права. Нормы, регламентирующие ситуационное правоприменение, обычно содержат слова: «вправе», «в случае необходимости», «в соответствии с обстоятельствами». Правоприменителю предоставляется большая свобода усмотрения и выбора варианта решения. Стандартное правоприменение обеспечивает единство правового регулирования, единство разрешения конкретных вопросов, ситуационное — позволяет обеспечить эффективное управление многообразной деятельностью с учетом специфики конкретных условий (Проблемы теории государства и права/Под ред. С.С.Алексеева. М., 1987. С. 362—363).
Примерами оперативно-исполнительной формы правоприменения являются издание приказа о приеме на работу, регистрация брака, выдача разрешения на строительство, премирование и т.д.
Под правоохранительной формой имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения, обеспечения исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем (Общая теория государства и права. Академический курс/Под ред. М.Н. Марченко. В 2тт. Т. 2.М., 1998. С. 316).