Соотношение гражданского общества и государства.
Понятие и признаки права.
Право — совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения. определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Нормативность. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными.
Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. (за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение)
Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.)
Юридические нормы отличаются формальной определенностью (правовые предписания по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники.)
Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.
Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.
Основные типы правопонимания.
В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:
Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, и считает, что свои права человек получает в силу закрепления этих прав в законе.
Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом подходе право рассматривается как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.
Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы
человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.
Понятие и виды источников права.
Источники права - формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой.
Правовой обычай — неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Юридический прецедент - решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона.
Договор нормативного содержания - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Стороны вступают в Д.н.с. добровольно и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания.
Юридическая наука – разъяснения юристов.
В российском государстве юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается.
Соотношение гражданского общества и государства.
Государство и гражданское общество – обе части реального общества – живут одной жизнью, дополняя друг друга: без государства нет гражданского общества, а есть дезорганизация, анархия; без развитого гражданского общества нет демократического государства, а есть тирания.
Но различаются линии взаимодействия гражданского общества и государства.
Первичная роль государства по отношению к гражданскому обществу. В этом случае государство «давлеет» над гражданским обществом. Происходит вмешательство государства
в экономическую, социальную и иные сферы жизнедеятельности гражданского общества, происходит «огосударствление» всех сторон общественной жизни. Признание за государством первичной роли делает почву для установления тоталитарного режима, что дает основание усомниться в существовании самого гражданского общества при таком варианте их взаимодействия.
Установление баланса между гражданским обществом и государством. Именно такой подход к рассматриваемой проблеме представляется наиболее рациональным. Гражданское общество и государство не противостоят друг другу, они непрерывно взаимодействуют дополняя и друг друга совершенствуя.
Непременным условием для становления развитого гражданского общества является наличие именно правового государства. Именно в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где все структуры государственной власти основывают свою деятельность и подчинены праву, правовому закону, возможно развитие и нормальное функционирование гражданского общества. В данном случае гражданскому обществу предоставлена возможность контролировать деятельность государственной власти через представительные органы.
В настоящей теме необходимо рассмотреть вопрос о соотношении государства и права. Здесь необходимо отметить три основных варианта их взаимодействия (причинно-следственный подход).
Теория первенства государства (этатисткая концепция). Право производно от государства, носит принудительный характер. Здесь норма права – это требование государства. Государство является непосредственным фактическим источником права и само не обусловлено правом.
Теория первенства права (либеральная концепция). Сама государственная власть носит правовой характер. В основе государственной власти лежит не фактическое принуждение, а право. Государство не может быть источником права, потому что само как бы вытекает из права. Методологическая основа такого представления о праве – теория естественного права, которому должно соответствовать позитивное, действующее право, установленное государством и структурами гражданского общества.
В реальной действительности взаимодействие государства и права более диалектично, т.е. нет абсолютного первенства государства над правом, ни права над государством. Государство и право отличаются относительной самостоятельностью, между ними может не быть жесткой линии разграничения.
Более продуктивный не причинно-следственный подход, а функциональный – что дает право государству и что дает государство праву, т. е. взаимное их влияние.
1. Воздействие государства на право.
Государство придает праву характер институционного образования (общеобязательная нормативность, всеобщность, формальная определенность).
Формирование права при участии государства (правотворческая деятельность, деятельность по санкционированию правовых норм, признание обязательности юридической регламентации фактически существующих отношений).
Реализация права, его обеспечение мерами государственного принуждения.
Направления, характеризующие организационную роль права в отношении государства.
Государство посредством права воздействует на личность, личность в свою очередь на государство воздействует посредством права.
Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность принудительных мер.
Посредством права определяются границы деятельности государства, пределы вмешательства в личную жизнь граждан.
Контроль за деятельностью государственного аппарата, устанавливает юридические гарантии ответственности государства перед обществом.
Право – средство осуществления функций государства.
Понятие и признаки права.
Право — совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения. определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Нормативность. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными.
Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. (за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение)
Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.)
Юридические нормы отличаются формальной определенностью (правовые предписания по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники.)
Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.
Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.