В отсутствие договора управления ТСЖ не обладает правом на участие в гражданском обороте вообще

Понятийная сфера в области организации коммунального комплекса представлена в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”

В пп “в” п. 17 ст. 2 указанного закона установлено, что ТСЖ приобретателем товаров и услуг для предоставления приобретенных товаров и услуг коммунального комплекса лицам, пользующимся помещениями вданном доме

17) потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услугуказанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья,… которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме …..;

Можно согласиться с тем, что приведенная норма с позиций здравого смысла не совсем удачна, но “закон – есть закон”. Поэтому, пока закон не будет изменен, все обязаны им руководствоватться:

Итак, согласно пп.”а” п. 17 ст. 2 Федерального закона 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов …” ТСЖ должно предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам приобретенные для этого коммунальные ресурсы и услуги организаций коммунального комплекса. Если ТСЖ не приобретает товары и услуги коммунального комплекса, а получает их в качестве товарного кредита, то такое ТСЖ выпадает из сферы регулирования правоотношений, принятых для коммунального комплекса. И никак не вправе причислять себя к исполнителям коммунальных услуг

Эта позиция нашла отражение в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 7 марта 2007 г. (вопрос 26) и в письме Министерства регионального развития РФ от 3 мая 2007 г. № 8326-РМ/07 «О разъяснении правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в МКД.

Уставной капитал ТСЖ - согласно выписке из ЕГРЮЛ - равен нулю. C таким юридическим лицом никто вообще не будет заключать никаких договоров, кроме фиктивных. Никаких коммунальных ресурсов ТСЖ не приобретает и не намерено приобретать.

Если организация не приобретает коммунальных ресурсов для последующего представления коммунальных услуг потребителям, то она лишается права позиционировать себя в качестве управляющей организации. Такая организация выступает лишь в качестве посредника или банального агента по сбору средств (коллектор). За свою работу агент должен тоже плату получить от "принципала", но не от жителей. В статье 1005 ГК РФ на этот счет введена формула

«от имени и за счет принципала».

Выставляемые ТСЖ платежные документы не соответствуют требованиям названной нормы закона, они заведомо ничтожны, а потому не подлежат оплате, а в действиях ТСЖ по выставляению счетов с указанием ТСЖ в качестве получателя платы за коммунальные услуги – как нам представляется - содержатся признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ:

Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения ….(ч.1); то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере … (ч.2)

При изложенных обстоятельствах у ТСЖ не возникает права на участие в гражданском обороте вообще.

Посреднические организации по Федеральному закону 210-ФЗ не наделены правами требования оплаты коммунальных услуг. При таких условиях попытка завладения чужими средствами посредством ложного представления себя в качестве управляющей организации содержит состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. ст. 159, 160, 201 УК РФ.

3.8. В отсутствие договора у ТСЖ не возникает права на прием платежей “за услуги ЖКХ”

Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров, В свою очередь обязательства по оплате вытекают из договоров

В соответствии с п.11 ст.4 указанного Закона платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Деятельность юридического лица по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

Сверх того, в соответстсвии с Федеральным законом от 07.08.2001г ФЗ № 115-ФЗ. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 и от 27.01.2014 N 58 ТСЖ обязано встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в качестве организации, осуществляющей операции с наличными денежными средствами, полученными от населения в отсутствии права на этого юридического лица на участие в гражданском обороте вообще.

Отказ исполнить это требование закона подтверждает неправомерные цели деятельности ТСЖ, что создает препятствия для внесения платы в ТСЖ за что бы то ни было.

Заготовки возражений

4.1. На случай, если сотрудник госоргана в беседе или судья при подготовке процесса упомянет об обязанности платить со ссылкой на ст. 153 ЖК РФ

Коррупционно ориентированные государственные правоприменительные и правоохранительные органы часто используют «грязные технологии» для оправдания уголовно наказуемых деяний в сфере ЖКХ

с использованием ключевого выражения –ПРИВЕДЕННЫЕ ДОВОДЫ не ОСВОБОЖДАЮТ от ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТИТЬ» - к примеру

«Доводы ответчика о нарушении истцом требований закона о заключении договора управления, о несоответствии решения общего собрания требованиям законодательства, о несоответствии информации на сайте Стандарту раскрытия информации не освобождают его от обязанности, указанной в ч.1 ст. 153 ЖК РФ по полной и своевременной оплате за жилье и потребленные коммунальные ресурсы»

В опровержение такой позиции приведем следующие доводы:

Во-первых, применяется подмена предмета спора: «отметенные» доводы приводились не в обоснование «освобождения от обязанности», поэтому на них надлежит дать мотивированный ответ ВНЕ СВЯЗИ с «обязанностью, указанной в ст. 153 ЖК РФ. Все наши доводы требуют рассмотрения по существу в полном соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, закрепленной в Определении 42-О, согласно которой мотивировка судебных (и иных) решений должна осуществляться указанием на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, причем по каждому доводу.

Во-вторых, используется «грязный прием»: сначала противнику просто «приписывается» позиция, которая потом разоблачается. Но мы не ставили вопрос об освобождении от обязанности, возложенной законом. Это не наша позиция. Нам эта обязанность – не в тягость. Мало того, мы постоянно подтверждаем готовность исполнять все обязанности, возложенные законом.

В-третьих, наличие обязанности выдается за обязанность ее исполнения в особом порядке, тогда как по жилищному законодательству порядок исполнения обязанностей по оплате устанавливается на высшем государственном уровне. Установленный государством порядок предусматривает раскрытие информации о деятельности исполнителя услуг в соответствии со Стандартом раскрытия информации по Постановлению Правительства №732, ценообразование и приемку исполнения в соответствии со Стандартами управления по Постановлению Правительства №416, с соблюдением требований по заключению договора управления и соглашению по всем существенным вопросам оплаты исключительно в рамках договора управления в полном соответствии с требованиями Правил оказания коммунальных услуг по Постановлению Правительства №354 и Правил содержания и ремонта общего имущества по Постановлению Правительства №491. Поэтому несоблюдение хотя бы одного пункта упомянутых Правил и Стандартов означает нарушение порядка. Нарушитель не вправе рассчитывать на получение платы

В-четвертых, в ч.1 ст. 153 ЖК РФ говорится об обязанности оптлаты за жилое помещение. За жилое помещение плата внесена, причем давно. Эта норма не требует обязательной оптлаты за содержание общего имущества.

В-пятых, в этой норме не конкретизировано, кому платить за оказанные коммунальные услуги. По общему правилу – тому, кто их оказывает, но никак не посреднику. По специальному правилу – можно и посреднику, а также нескольким посредникам – но для этого надо порядок оплаты описать в договоре. Плательщик должен получить хоть какие-нибудь гарантии того, что его плата попадет тому, кто оказал услугу. Отказ заключить договор пресекает возможность оплаты коммунальных услуг.

4.2. На случай, если сотрудник госоргана в беседе или судья при подготовке процесса упомянет об обязанности платить со ссылкой на

КОНКЛЮДЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,

Наши рекомендации