Тема 3 «Что-то про исполнительную власть и устройство власти в целом»
в основе теории разделения властей - поиск стимулов, закрепление таких правовых норм, которые способствовали бы стабильности в управлении государством
Исполнительная власть
Всегда в любом государсве является наиболее могущественной, пускай даже формально все конституции отдают первенство законодат власти. Сила исп власть в том, что она обладает и управляет ресурсами государства – распоряжается бюджетом, гос собственностью и т.д. Кроме того именно она в принимает и исполняет огромное количество гос решений
поэтому исполнительные органы всегда самые многочисленные.
В нашей стране главенствующий орган исп власти – коллегиальное правительство, состоящее из председателя, зампредседателя и федеральных министров. Фед министры (с портфелем) в свою очередь возглавляют министерства (фед органы исп власти), осуществляющие гос политику в различных сферах. Фед министры без портфеля совмещают должность министра с членством в правительстве, не возглавляя при это м никакого органа власти (обычно они курируют один большой проект типа олимпиады)
Правительство – верхушка большой системы. Федеральным министерствам подчиняются большинство федеральных агентств и служб(подведомственные),однако главы этих служб и агенств не входят в правительство
министерства созданы для нормативного регулирования тех отношений, которые этому министерству подведомственны.
Министр может влиять на деятельность агентств и служб (может отменят решения, указывать на те решения, которые нужно принимать, воздействие на кадровый состав).
Выстраивается иерартия. Федслужба должна осуществлять контроль надзор (выдавать лицензии, следить за выполнением). Федагентство – помогать федеральной власти и гражданам.
Часть федеральных служб, министерств подчиняются непосредственно Президенту (МВД,ФСБ и т.д.). Все остальные министры подчиняются Правительству, которое может издавать акты, которым министры должны подчиняться. В основе системы исполнительной власти лежит система иерархии.
!!! Правительство – коллегиальный орган (не единоначальный). Это полная ерунда :D
Коллегиальный орган – означает, что решения принимается посредством голосования всех членов Правительства. Правительство принимает решение не так. Голосование может быть проведено, но смысла оно не имеет. Никто не пойдет против воли Председателя Правительства. В действительности Правительство основано на идее единоначалия, во главе стоит один человек и он принимает решения.
Законодательная власть.
Обычно охватывается понятием Парламентаризм – значимая идея для всех конституционных стран. В понятие парламентаризм вкладывается:
1) Парламент – всегда законодательный орган. В системе властей одна ветвь власти занимается тем, что устанавливает общепринятые нормы поведения с самой большой юридической силой. Законы по сравнению с другими НПА имеют приоритет.
2) Парламент всегда должен носить представительный характер. Ст.94 КРФ. Федсобр – представительный и законодательный орган РФ. В Парламент должны входить лица, которые представляют интересы населения, поэтому избраны они должны быть населением и тем самым представлять их интерес. Ст.3 КРФ – Население осуществляет свою власть через своих представителей (подразумеваются именно члены Парламента). Идея представительства только в одном – члены парламента должны избираться, а не назначаться . Но надо понимать, что из этого не вытекает, что депутаты являются представителями населения, это традиция, благое пожелание, что избранные депутаты будут избирать не только своих избирателей, но и всю страну. Никаких юридических средств из представительства не вытекает. Депутаты должны избираться, это будет связь Парламента с населением.
Парламент у нас в РФ двухпалатный (двухэтажный – каждую следующую палату парламента избирают нижестоящие, верхняя палата формируется нижней палатой; бикамеральный – функции законодательного органа разделены между палатами). Может быть и однопалатный Парламент.
Двутпалатный парламент не всегда должен быть представительным в отношении обеих палат. Избираться должна та палата, которая имеет решающее значение при принятии законов. Идея: в нашей стране – все законы могут исходить из Государственной Думы, Совет Федерации в полной мере не является представительной частью Парламента, представительная власть – именно Гос Дума. Нижняя Палата политически ангажирована, от них исходят всякие дикие идеи и предложения; верхняя палата Парламента призвана уравновесить, утихомирить пыл нижней палаты.
Как распределены полномочия? Нижняя палата должна принимать законопроекты, а верхняя палата должна иметь полномочия, которые позволяют остудить пыл нижней палаты. Наша конституция распределяет полномочия – ст. 102 КРФ, полномочия можно сгруппировать на 2 группы:
➢ Полномочия, касающиеся вопросов федеративного устройства
➢ Связаны с принятием решений, которые не могут носить политический характер (Н., назначение судей).
+ст.103 – полномочия ГД, в большинстве своем имеют политический характер.
Любой парламент обладает 3 функциями:
❖ Законодательный процесс
❖ Контрольные функции
❖ Распоряжение бюджетом
Парламент не приспособлен к принятию законов о федеральном бюджет. Очень сложно принять, нужно рассчитать все расходы и доходы на год. Основная инициатива принадлежит исполнительной власти, т.к. там понимают всю ситуацию, именно там находятся специалисты. Но ГД не должна вносить бесконечные поправки в законопроект, подготовленный правительством (ч.3 ст.104).
!!!законодательный орган власти – это коллегиальный орган, т.е., решения принимаются голосованием. Форма работы парламента – заседания, но парламент работает и в комитетах, где делается основная работа. На комитетах лежит осознанная деятельность по законопроектам. Парламент обычно с доверием относятся к заключениям комитетов. Парламент может заседать в комиссиях, созданных для решения определенных вопросов.
Законодательный процесс. Имеет огромное практическое значение. – это порядок действий участвующих в процессе лиц с момента внесения законопроекта и до его опубликования и вступления в силу. Нарушение процесса может привести к признанию закона не соответствующим конституции по прядку его принятия.
Стадии:
1) Законодательная инициатива. Наделение каких-то лиц правом внести в гд законопроект. Круг лиц чрезвычайно ограничен. Иначе работа была бы парализована. Какие это лица? Статья 104 КРФ, ч.1. Законопроект вносится в ГД. Он поступает председателю ГД, он отправляет его в комитет. Более подробно порядок установлен в регламенте соответствующей палаты, но они не являются законами. В регламенте гд сказано, что законопроект поступает председателю и тот отдает его в профильный комитет.
2) Принятие законопроекта. Проводится 3 чтения. Если он сразу отклонен – то к нему возврата нет, он юридически погибает. В исключительных случаях ГД может предложить депутатам принять закон сразу в 3 чтениях, все за, никто не предлагает никаких поправок – законопроект принят в первом чтении. Если все 3 чтения и голосование – законопроект является одобренным. Далее законопроект идет в профильный комитет – составление 3 таблиц:
✓ -поправки, рекомендованные к принятию
✓ -поправки, не рекомендованные к принятию
✓ -не вынесено решения в отношении поправок
Поправки должны обсуждаться в ГД. От комитета многое зависит. Куда комитет засунет те или иные поправки, то и будет обсуждать ГД во 2 чтении. *Бочонок с салом* – чтобы законопроект прошел, необходимо засунуть кусок сала (тип консолидация). После принятия поправок во 2 чтении законопроект переходит в 3 чтение, где выносится решение по существу. В 3 чтении по общему правилу поправки НЕ ВНОСЯТСЯ. Но у нас бывает так, что и в 3 чтении бывают поправки, а что это означает? Это означает, что обсуждаться такие поправки не будут. Слово «принимается» в 105 статье означает, что законопроект может быть рассмотрен в совфеде. Законопроект всегда рассматривает совфед.
3) Рассмотрение законопроекта в совфеде. В течение 5 дней принятые гд федеральные законы передаются на рассмотрение совфеда. Необходимо учитывать ст.106 – случаи, когда совфед обязан рассмотреть принятые гд федеральные законы по вопросам:
• Федерального бюджета
• Федеральных налогов и сборов
• Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии
• Ратификации и денонсации международных договоров РФ
• Статуса и защиты гос границы РФ
• Войны и мира
После чего принятый ФЗ в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
4) Рассмотрение законопроекта Президентом. Может принять, а может отклонить принятый закон. Вето закона мб преодолено совместно ГД и СФ квалифицированным большинством. Это в случае, когда по мнению Президента Законопроект противоречит конституции.
Второй момент – отклонение ФЗ в связи с нарушением процедуры принятия закона. Это не вето и его нельзя преодолеть 2\3.
Ильин: можно сначала отклонить ФЗ в связи с нарушением процедуры, а потом ещё и наложить вето. Торпедирование Президентом тех или иных ФЗ – не такая уж и большая цена. (за решение КС РФ 12.04.1995 Г №2-П)
[1] Выяснение дискриминационного основания зачастую не связано с собственно с правом.
[2] Время никогда не носит дискриминирующее основание.