Тема 5 «Политические партии»

Ст. 30 КРФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Требования, выдвигаемые к политическим партиям в РФ: 1. только общефедеральные (=> запрет региональных партий) – ст. 3, ч. 2 ФЗ «О политических партиях» № 95 от 2001 г.;

· Ст. 30, ч. 1 КРФ указывает - «свобода деятельности…гарантируется», а ЕСПЧ говорит о «свободе собраний». При этом из всех общественных объединений ограничение на масштаб объединения устанавливается только для политических партий. Ограничение установлено ФЗ, а значит, должны рассматривать ситуацию, опираясь на ст. 55, ч. 3 КРФ.

Потенциально подходящим основанием из ст. 55 является защита основ конституционного строя, т.к. ст. 3, ч. 2 КРФ говорит о том, что власть осуществляется народом (который не дифференцируется по регионам) в т. ч. и посредством выборов, на которых интересы народа представляют в основном политические партии. Следовательно, на выборах интересы народа должны представлять партии, которые действуют на территории проживания всего народа.

But: в РФ проходят также и региональные, и местные выборы, и здесь такой аргумент не срабатывает. Более того, региональные партии должны иметь право участвовать и в федеральных выборах, т.к. если мы создадим Партию СПб только из петербуржцев, и вся страна за неё проголосует, то можем сказать, что такая партия пользуется общенародной поддержкой, и народ также сможет осуществлять власть беспрепятственно, а законодатель не имеет права необоснованно ограничивать волеизъявление народа.

· Другим потенциальным основанием выступает безопасность государства.

> Так, КС РФ в своём Постановлении № 1-П от 2005 г. рассматривал дело «Балтийской республиканской партии», которая являлась партией региональной. КС заявил, что прямого указания в КРФ на такое ограничение нет, а значит, мы должны рассматривать вопрос с точки зрения ст. 55, ч. 3 КРФ. КС решил, что политические партии обеспечивают политическую стабильность, и запрет региональных партий может устанавливаться федеральным законодателем как дополнительное требование к общественно важному политическому институту. Следовательно, ограничение допустимо по основанию национальной безопасности, предусмотренном ст. 55 КРФ.В частности, региональная партия будет представлять частные интересы региона, что является первым шагом к сепаратизму, партия же должна интересы народа не дробить, а объединять под общим знаменателем.

But: эта угроза – гипотетическая, она не может являться основанием для ограничения конституционного права. Более того, такая региональная партия поможет продвигать региональные проекты на общегосударственном уровне (постройка мостов, дорог и т.д.), которые для общефедеральных партий не очень интересны, и таким образом добиваться реального улучшения жизни граждан на местах. Именно поэтому региональные партии и в ФРГ, и в США имеют право участвовать в выборах любого уровня. Аргумент КС, связанный с дроблением интересов, и вовсе абсурден, т.к. партии по определению нужны для выражения интересов лиц, ею представляемых, что предполагает дробление электората.

=> Ограничение не конституционно!

2. должны представлять интересы всего населения, а не отдельной группы электората (=> не может быть партии нотариусов или партии рабочих, но может быть партия рабочих и крестьян; невозможно создание религиозных и националистических партий) – ст. 9, ч.3 ФЗ «О политических партиях» № 95 от 2001 г.;

· КС РФ в Постановлении № 18-П от 2004 г. по делу «Православной партии России» заявил, что:

A. партия с таким названием существовать не может, т.к. название указывает на то, что такая партия представляет интересы только одной группы населения (православных), и продвигает определённую идеологию, которая станет государственной в случае прихода к власти данной партии, что противоречит ст. 13, ч. 2 КРФ (никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной), а также может противоречить ст. 13, ч. 5 КРФ (не может существовать идеологии, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя РФ);

But: а если партия по уставу и на деле не является дискриминационной – например, если она говорит, что будет продвигать православные ценности общего характера, однако туда может вступить лицо и другой религии, если оно солидарно с идеями (не противоречащими КРФ), выдвигаемыми данной партией? Т.е. если такое название носит исключительно декларативный, а не содержательный характер? В конце концов, есть выходной день (воскресение), связанный исторически с религиозными событиями, но который на самом деле давно уже утратил религиозную семантику; религиозные символы используются по многих произведениях искусства – например, в «Мастере и Маргарите», религиозный контекст есть и в категорическом императиве Канта.

B. партия должна отражать общие демократические ценности российского общества, т.к. у нас пока не сложилось устойчивых ценностей плюрализма и свободы мнений, а значит, создание таких партий может привести к расколу в обществе. В этом отличие российской ситуации от положения в европейских странах, где традиция взаимоуважения существует давно, и партии хотя и с религиозными названиями, но с реальными идеями, которые не посягают на конституционные принципы (ХДС в ФРГ) там существуют без особых проблем. В РФ же избиратели смотрят зачастую не на реальное содержание программы партии, а на её название, и такие «провокационные» названия могут помешать осуществлению активного избирательного права граждан.

But: в нашей реальности названия и ныне существующих партий вызывают серьёзные споры – ибо что значит «справедливая» или «единая» Россия? Под этим можно понимать всё что угодно.

Also: а что с КПРФ? Не разжигает ли она социальной розни, что даёт основание для её закрытия? Для идей социализма закон делает прямое исключение – так, ст. 9, ч. 2 ФЗ «О политических партиях» указывает на то, что положения о социальной справедливости не могут рассматриваться как разжигание социальной розни.

=> Последнее положение довольно интересно – очевидно, что законодатель сам не понимает, какой смысл вкладывать в понятия «социальная, национальная и прочая рознь».

=> Такое ограничение антиконституционно, т.к. угроза в данном случае гипотетическая.

3. не могут носить экстремистского характера – ст. 9, ч. 1 ФЗ «О политических партиях» № 95 от 2001 г.

But: разве националистические партии не являются экстремистскими? В большинстве случаев – да, однако если партия представляет интересы какого-либо этноса, то она экстремисткой не является, но её создание всё равно запрещено в силу прямого законодательного запрета.

Вывод: реальный смысл всех вышеперечисленных ограничений – уменьшить бюллетень на выборах. Законодатели опасаются небольшого процента в абсолютных значениях, поданных за победившего кандидата (предположим, 7-8 %), боятся фальсификаций, боятся примерного равенства нескольких партий в парламенте, что сильно затруднит принятие законов, боятся глупости народа, который, увидев всю сложность предстоящих выборов просто не пойдёт на них Последнее ограничение имеет некоторое основание – так, действительно, «выбор пугает», и слишком сильное дробление партий не есть очень хорошее дело с фактической стороны вопроса. Однако все устанавливаемые ограничения ведут к ограничению волеизъявления народа, что с правовой точки зрения не является допустимым. В конце концов, если следовать по такой логике ограничений до конца, можно установить такие высокие барьеры, что останется только одна партия. КС РФ в Постановлении № 1-П от 2005 г. по делу Балтийской республиканской партии сказал, что все такие ограничения в принципе допустимы, если после их реализации не остаётся только одна партия. Однако логика Конституционного суда порочна, ибо даже функционирование двух или трёх партий чрезвычайно сильно и необоснованно умаляет активные избирательные права граждан, особенно, предположим, если среди оставшихся партий есть один тяжеловес – новая модификация КПСС – и две его карманные партии.

При этом само регулирование создания и функционирования политических партий необходимо. При этом, правда, следует учитывать, что, во-первых, этот очень тонкий процесс является легко контролируемым, управляемым посредством ограничений, антиконституционность которых не очевидна, но может быть выявлена при детальном толковании, а, во-вторых, любая власть будет стремиться к тому, чтобы сделать этот процесс управляемым. С этой – общетелеологической- точки зрения недопустимы любые ограничения, которые позволяют в конечном итоге повлиять на результаты выборов, превратить их проведение в подконтрольный, управляемый процесс. О важности выборов свидетельствует в том числе и позиция КС и ЕСПЧ, которые полагают, что наилучшим образом о поддержке населения могут свидетельствовать результаты выборов. На основании последнего тезиса и должно выстраиваться регулирование политических партий.

Политическая партия – это корпоративное общественное объединение, согласно новой редакции ГК РФ (ст. 50, ч. 3, п. 2; 65.1; 123.6, ч. 1), в связи с чем является обязательным членство в партии. Членство в партии связано с несением определённых обязанностей – уплатой партийных взносов, а также следованием единой политической линии партии, связанностью партийной дисциплиной. Так, например, если партия официально говорит, что религия – это опиум для народа, то член этой партии не может прийти в храм, начать креститься и заявлять всем, что именно такое поведение его партия одобряет. Санкции довольно строгие, вплоть до исключения из партии. Такая обязанность ложится даже на депутатов ГД – если депутат начнёт совершать действия, противоречащие программным установкам партии, то он может быть из партии исключён и на основании этого лишён мандата.

Высшим органом партии является её съезд, на котором решаются самые главные вопросы – выдвижения кандидатов/составления избирательных списков и т.д. Избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, если выяснится, что его выдвинул не съезд партии, а какой-то иной орган (ст. 38, ч. 24, п. «б» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» № 67 от 2002 г.). Съезд формируется посредством выбора делегатов на съезд на конференциях региональных отделений партии.

Президиум партии – высший исполнительный орган партии, избирается съездом партии не реже одного раза в 5 лет. Его возглавляет председатель президиума партии.

У каждой партии есть устав и программа.

Устав – это учредительный документ, который определяет внутреннюю структуру партии, её название, права и обязанности членов и руководство.

Программа – идеологический документ, определяющий, какие цели являются для партии важными (определяет идеологическую платформу партии). Из всех юридических лиц существует только у политических партий. Играет огромную роль во время предвыборной гонки, т.к. именно на её основе выстраивается критика/защита всей партийной линии в целом.

· Партии старого типа (в РФ это КПРФ) имеют относительно стабильную программу, как аксиому своей деятельности, к которой предлагают присоединиться всем желающим. Партии нового типа, напротив, меняют программы очень часто – с тем, чтобы понравиться избирателю, взгляды которого со временем меняются, и получить как можно больше голосов поддержки.

Главное для партии – не продвижение собственных интересов (этим может заниматься и общественное движение, и общественное объединение), а участие в выборах.

Для участия в выборах самым важным условием является получение соответствующего финансирования. Дело не в том, чтобы платить населению, готовому участвовать в акциях поддержкиJ, а в том, чтобы печатать качественные листовки, плакаты; платить агитаторам и т.д. – а для всего того требуются значительные денежные вливания.

Источники финансирования партии: 1. членские взносы – ст. 29, ч.1, п. «а» ФЗ «О политических партиях» № 95 от 2001 г.;

· Данных средств всегда недостаточно. Это объясняется тем, что размер всех уплаченных членских взносов зависит от числа членов партии, а если мы установим слишком высокий членский взнос, то большинство членов из партии сразу же выйдет. Поэтому партии стараются устанавливать минимальные членские взносы, чтобы не воздвигать дополнительных барьеров для участия в партии. В итоге собранные доходы незначительны – так, если в партии 50 тыс. членов и мы устанавливаем ежегодный сбор в 1 тыс. руб., то обще годовая сумма составит всего 50 млн. рублей, что для партии – сумма незначительная. Следует учитывать, что в партии есть председатель, главы региональных отделений, которые работают в партии на профессиональной, постоянной основе, и получают за свою работу заработную плату - как правило, довольно значительную. Так что условных 50 млн. хватит только на з/п работникам партий.

2. пожертвования: а) от физических лиц;

б) от юридических лиц.

· Круг субъектов, которые могут вносить пожертвования, сильно ограничен. Так, согласно ст.30 ч. 3 ФЗ «О политических партиях» не могут вносить пожертвования государственные учреждения, органы государственной власти, анонимные жертвователи, иностранные компании, международные организации, несовершеннолетние, воинские части, благотворительные и религиозные организации, компании с иностранным участием (>30 %) и проч. Размер годовых пожертвований от физического лица составляет 4430 руб. (ст.30, ч. 2 ФЗ «О политических партиях»). Ранее порог устанавливался в 1 МРОТ, но впоследствии указали конкретную цифру. С тех пор МРОТ поднялся, а размер пожертвования остался на прежнем уровне.

BUT: политическая партия и её региональные объединения считаются разными жертвователями, которым один субъект может направлять разные пожертвования. Общая сумма выплат от одного физического лица всем региональным отделениям партии и ей самой не может превышать 4 млн. 330 тыс. руб. (ст. 30, ч. 8 ФЗ «О политических партиях»).

Размер общегодовых пожертвований от одного юридического лица не может превышать 43 млн. 300 тыс. руб. Общая же сумма пожертвований, которую партия может собрать за год, равна 4 млрд. 330 млн. руб. Установленные ограничения также не позволяют собрать партии необходимые денежные средства, особенно с учётом того, что партия должна участвовать на выборах различных уровней; в других государствах этот порог значительно выше.

3. государственное финансирование;

· Это специфический источник финансирования партий, который встречается только в РФ. В ФРГ, правда, также существует финансовая поддержка партий со стороны бюджета, но у них размер переданных денежных средств, которые перечисляются партиям после выборов, строго соответствует размеру произведённых партией расходов во время предвыборной гонки. При этом в ФРГ данная мера устанавливается для того, чтобы поддержать малые партии, у которых может не хватать финансирования. Теперь в РФ деньги также перечисляются партиям после выборов, но в основе финансирования лежит совершенно другой принцип – несмотря на то, что декларативно получаемые партией средства (ст. 33, ч. 1 ФЗ «О политических партиях») должны компенсировать затраты на проведение выборов, получаемые партиями суммы значительно выше. Так, за каждый голос на выборах в ГД, партия получает 110 руб.; на выборах Президента – 20 руб. (ст. 33, ч. 6 ФЗ «О политических партиях»), т.е. очевидно, что участвовать в парламентских выборах намного выгоднее. Для получения бюджетного финансирования, установлено, правда, незначительное ограничение – необходимо получить не менее 3% от поданных голосов на данных выборах (ст. 33, ч. 5 ФЗ «О политических партиях»). В результате участвовать в избирательном процессе чрезвычайно выгодно, и все партии в РФ именно поэтому стремятся выставить своего кандидата, даже если они и не имеют шансов победить. Так, например, если партия на парламентских выборах получила 20 млн. голосов, то она вправе рассчитывать на перечисление ей 220 млн. руб. При этом на получение данной суммы она вправе рассчитывать ежегодно вплоть до следующих выборов, и всё это уходит в заработок партии. При этом за президентские выборы предусмотрена единовременная выплата.

BUT: данный механизм обладает существенными изъянами. Во-первых, такое финансирование влияет на независимость партий, заставляя их сосредоточить всё своё внимание и ресурсы на участии в выборах, причём в первую очередь федеральных. Во-вторых, такое финансирование не получают маленькие партии, которым больше всего нужна государственная поддержка, что нарушает принцип равенства. В-третьих, это вообще ставит политические партии в зависимость от государственной власти, что недопустимо. В-четвёртых, сам механизм направлен не на компенсацию затрат партии (в реальности), а на прямое их финансирование из государственного бюджета.

ð Это антиконституционно.

Партия обязана участвовать в каких-либо выборах, в противном случае она будет ликвидирована.

Избирательные комиссии.

Это совокупность специфических органов, которые – наряду, например, с ЦБ РФ, - являются не органами государственной власти, а государственными органами власти (или просто - государственные органы). Несмотря на то, что различие на первый взгляд не значительно, на деле оно огромно – государственные органы власти не входят ни в одну ветвь власти и являются независимыми.

Тема 5 «Политические партии» - student2.ru Классификация избирательных комиссий: I. по территориальному охвату:

1. ЦИК;

2. региональные; являются постоянно действующими.

3. местные/муниципальные.

II. Специфические избирательные комиссии:

Тема 5 «Политические партии» - student2.ru > ЦИК (является входит одновременно и в первую, и во вторую классификацию); участвует, пусть и косвенно, в выборах всех уровней. создаются специально для организации

1. окружные (создаются для выборов по мажоритарным округам); определённых

2. территориальные; выборов.

3. участковые.

Главная цель избирательных комиссий – являться независимыми (ст.20, ч.12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» № 67 от 2002 г.), т.к. очевидно, что, если поручить проведение выборов органу государственной власти, но он будет априори заинтересован в определённом результате голосования.

Главная задача избирательных комиссий –обеспечить качественное проведение выборов. Именно избирательные комиссии готовят списки избирателей, печатают бюллетени и т.д.

Главный принцип организации избирательных комиссий - иерархичность. В силу этого нижестоящая избирательная комиссия зависит от вышестоящей, и вышестоящая комиссия всегда может отменить решения нижестоящей комиссии (ст. 20, ч. 10, 11 ФЗ «Об основных избирательных гарантиях избирательных прав…»).

Именно избирательные комиссии подводят результаты выборов, составляют передают в вышестоящую комиссию протокол об итогах голосования и т.д.

ЦИК, как самая крупная и важная избирательная комиссия, обладает специфическими полномочиями. В частности, она может расформировывать нижестоящие комиссии своим мотивированным решением при наличии соответствующего заявления (ст. 21, ч. 9, п. «к» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»), она же участвует в формировании состава нижестоящих комиссий (ст. 23, ч. 5, ст. 22, ч. 7 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»), принимает НПА, связанные с проведением выборов (ст. 21, ч. 9, п. «и», ч. 13, 14 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»). ЦИК формируется особым образом – из 15 её членов 5 назначается Президентом, 5 – ГД и 5 – СФ на срок 5 лет, причём члены ЦИК являются несменяемыми (ст. 21, ч. 3, 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»).

Иные комиссии формируются иным образом. Не более половины их членов могут назначаться органами государственной власти (ст. 22, ч.5), все остальные назначаются в соответствии с предложениями политических партий (ст. 22, ч.4), причём данное требование распространяется на членов с решающим голосом. В отношении членов, назначаемых политическими партиями, используется принцип равенства – все партии выдвигают одинаковое число членов комиссии с решающим голосом. Это делается для того, чтобы обеспечить прозрачность работы комиссий. При этом любая партия также может назначить ещё одного члена избирательной комиссии с совещательным голосом (ст. 29, ч. 1, п. «и», ч. 20).

Член избирательной комиссии с решающим голосом – это член комиссии, который имеет право участвовать в голосованиях комиссии по принятию решений комиссии.

Член избирательной комиссии с совещательным голосом – это член комиссии, который не имеет права участвовать в голосованиях комиссии по принятию соответствующих решений, но который имеет право знакомиться со всеми материалами о деятельности комиссии и обладает всеми остальными правами члена комиссии.

У каждой комиссии есть свой аппарат государственных служащих, которые являются обычными федеральными/муниципальными служащими (ст. 28, ч. 18).

Важно обеспечить гласность работы избирательной комиссии. Но если обеспечить чрезмерную гласность, то будет огромное давление на членов избирательной комиссии с целью принятия соответствующих решений. Поэтому каждая комиссия балансирует между полной открытостью и закрытостью (которая означает бесконтрольность), что позволяет обеспечить объективное проведение и установление результатов выборов.

Тема 6 «Выборы»

Аа

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Аа

А

А

А

А

А

А

А

Наши рекомендации