Свободное и добровольное волеизъявление
Свободное и добровольное, на самом деле, - два разных принципа. Они связаны, но отличны.
Свободные – означает возможность по своему усмотрению голосовать за того, за кого вы хотите, именно вы решаете.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Вот участию\неучастию – это уже принцип добровольного голосования.
Различают два случая:
· Когда нас вообще заставляют голосовать (кто не пойдет голосовать – не получит стипендии)
· Другое дело, когда говорят за кого голосовать (когда вам говорят, кто не проголосует за Иванова – не получит стипендию)
Отсюда следует, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал. Если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.
Российское законодательство в настоящее время не содержит такого основания признания выборов несостоявшимися, как неявка избирателей (пп. «а» п. 2 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав …», пп. 1 п. 4 ст. 76 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», п. 1 ч. 4 ст. 82 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Соответственно, можно полагать, что политические абсентеисты присоединяются к любому большинству тех, кто желает выбирать.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
Демократическое государство – это такое государство, в котором периодически проводятся выборы. Если выборы прошли 1 раз, и они прошли 80 лет назад – то это недемократично. Волеизъявление народа – только в момент выборов. Если выборы будут проводиться редко, то принцип народовластия подрывается, с юридической т.з. Выборы – единственный инструмент контроля за деятельностью власти. Чем чаще проводятся выборы – тем эффективнее контроль. Отсюда вопрос о сроках полномочий должностного лица. В США срок полномочий Президента – 4 года; у нас – 6 лет.
Сроки проведения выборов у нас в Конституции закреплены.
Надо установить гарантии: а кто назначает выборы? Хорошо, у нас в КРФ закреплено, каждые 6 лет Президент избирается на 6 лет. Вот срок 6 лет проходит, и никто выборы не назначает.
Все говорят: «а когда выборы?». А президент говорит: «вы узнаете попозже». Через 2 месяца «а когда выборы?», а президент говорит: « сейчас начинается зима, зимой выборы проводить - холодно и неудобно, давайте дождемся весны». Весной: «когда выборы?». Весной конечно половодье! Необходимо спасать страну! Потом лето – надо уходить в отпуск. И т.д.
А вы понимаете, что процедуру надо запустить!
Мы не можем выйти с вилами и сказать: «выборы не проводят, требуем выборы; мы будем проводить выборы!». А что нам на это скажут?: «вы кто такие, чтобы проводить выборы?».
Требуются правовые гарантии, поэтому КРФ говорит, в какие сроки должны быть назначены выборы; кто должен назначить выборы; что делать, если выборы не назначены.
Откроем ч.2 ст.92: 2. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Откроем в качестве примера ч. 2 ст. 109: 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.
Если эти сроки не соблюдаются, вместо Президента сроки проведения выборов назначаются Центральной Избирательной комиссией. Если мы видим, что выборы должны быть назначены, а Президент не назначает, то в таком случае ЦИК сама назначает выборы и начинает подготовку к их проведению.
Т.о. периодичность означает то, что у каждого должен быть максимальный срок полномочий и порядок назначения выборов!!! Нарушение этих условий влечет нарушение самих выборов, они признаются нелегитимными, отсюда признаются нелегитимными полномочия лица, которое захватывает власть, что статьей 3 Конституции запрещено.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.