Раздел I «Права человека» в самом широком смысле
Тема 1 «Классификация прав человека»
Классификация явления – разбивание явления на группы для того чтобы выявить их характерные черты. Критерий классификации имеет важное значение так как они помогают выявить нам важные черты прав человека.
Когда речь идет о конституционных правах, то классификация не применима, так как использование классификации бессмысленно. Так конституционные права делятся:
· Индивидуальные;
· Коллективные;
Подразумевается, что некоторые конституционные права можно использовать коллективно, например, право на забастовку, но это, как правило, не дает нам никакой пользы, потому что большинство прав носит индивидуальный характер, или разделяют конституционные права на:
· Абсолютные;
· Относительные.
Подразумевая, что относительные могут подлежать ограничению, как таковые, а абсолютные - не могут. Опять же это достаточно условный подход, потому что только достоинство личности не подлежит ограничению. Все другие права подлежать ограничению. Что касается ч3 ст25 – это вопрос условный вообще! Мы будем смотреть на классификацию человека с точки зрения поколений прав человека.
Исторический процесс появления конституционных прав – это поколение прав человека и закрепление их на уровне конституции. С этой точки зрения выделяют 4 поколения прав человека.
Первое поколение – личные политические права (затрагивают основу личности). Право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, собственности и т.д. Политические права – они характеризуют борьбу населения за возможности учувствовать в государственной жизни.Без политических прав невозможно участвовать в государственной жизни, невозможно никакое стабильное существование. Чем менее моложе права человека, тем менее разработанным оно является.Появились в 18 веке.
Второе поколение – социальные экономические и культурные права. Появились в 20 веке. Они обусловлены вкладом СССР в юридическую мысль. Сами экономические права подразумевают необходимость учета фактического неравенства личности. Кроме того, чтобы дать человеку личную свободу, надо дать ему средство пользоваться ему этой свободой, хотя бы минимально, вот идея социально-экономических прав. Они исключительно принадлежат каждому человеку. Это права на услуги государства. Эти права предоставляются гражданину.
Третье поколениеправ в нашей Конституции не закреплено. Но вытекают из международных актов. Появились во второй половине 20 века и касаются коллективных прав. Касаются прав не отдельного гражданина, а прав всей нации и соответственно человека как части нации. Идея появления этих прав во многом вызвана результатами второй мировой войны. Когда стало понятно, что как бы не обеспечивали права человека, если не будет создано юридического механизма борьбы с агрессивными государствами, обеспечить права будет невозможно. И вот так появляется, например, право на мир. Кроме того, борьба за независимость колониальных держав. Например, право нации на самоопределение, вплоть до отделения. Речь идет в частности о5 правах.
1) Право нации на самоопределение.
2) Право народов на развитие (чтобы дать возможность колониальных странам стать участником экономических отношений)
3) Право народов на мир. (Из которого следует запрет агрессивных войн.)
4) Право народов на общее наследие человечества.
5) Право на гражданское неповиновение (право на восстание).
Свойства этих пяти прав.
1) Они не могут принадлежать только одному лицу.
2) Они принадлежат именно нации, раз они принадлежат нации – это означает, что они могут осуществляться только прямым волеизъявлением и этот вопрос как раз-таки является наиболее определяющим. Орган государственной Власти должен доказать мировому суду что он осуществляет волю нации. Первое право нации на самоопределение вытекает из того, что наша Конституция никаким образом не разрешает право нации на самоопределение. Наша Конституция, я бы сказал, строго запрещает. Откуда это вытекает? Обратите внимание на часть 3 статьи 4. Изменение порядка власти приравнивается как покушение на основу конституционного строя и влечет Уголовную ответственность, как за тяжкое, так и за особое тяжкое преступление. На самом деле, наша Конституция признает право на самоопределение, так как оно закреплено в международных актах, признание международных договоров вытекает из части 4 статья 15. Устав организации ООН в статье 1 говорит: «Уважение принцип равноправие и самоопределение народов». Содержание этих принципов раскрывается в декларации о принципах международного права 1970 года. В этом документе существует раскрытие некоторых принципов, например, право нации на мир и т.д. – это касается международного права.
Право нации на самоопределение, согласно этому определению, осуществляется в 3-х формах:
1) Создание суверенного государства
2) Свободное присоединение к независимому государству
3) Установление любого другого политического статуса
Мы можем отделиться, мы можем присоединиться, и мы можем, не от соединяясь, требовать особого политического статуса или автономии. Несмотря на то, что в Конституции РФ сказано, что все субъекты РФ равноправны, этот принцип допускает право какой-либо нации предоставление особых прав. Почему добровольно? Потому что сам этот принцип самоопределения народов способен разрушить любые государства. Чтобы государства не разрушались, этот принцип говорит следующее:
Если государство не ведет дискриминационной политики и при этом все население страны представлено к органам государственной власти, не допускается никакой реализации на самоопределение без согласия центральной власти. В нашей стране это значит, что если выборы проходят на равной основе во всех субъектах РФ, то все на одинаковых принципах избирают Президента. Предоставляется автономия. Ни 1 субъект не вправе пользоваться своим правом на отделение в связи с тем, что он так хочет. Это коллективное право, значит, оно принадлежит какому-то народу. Если какая-либо область захочет отделиться, она не сможет, потому что она часть одного народа, тогда весь народ будет подвергаться дискриминации. Этот принципа работает в тех государствах, где проживают разные нации, если нация одна, то там даже нет возможности для применения этого принципа. Когда мы говорим о самоопределении очень важно, что Декларация запрещает всякую помощь отделяющимся иностранным государствам.
Все народы имеют право определять свой политический статус без какого-либо вмешательства – это принцип самоопределения.
Право на гражданское неповиновение носит сугубо конституционный характер. Это право на восстание. Наша Конституция прямо запрещает права на восстание, потому что в основе конституционного строя – захват власти запрещен. Право на восстание – захват власти. Почему нет права на восстание? Право на восстание – это способ воздействия на власть именно потому, что сама власть принадлежит народу. Сама наша Конституция говорит, что мы признаем эту власть, поэтому покушение народа на власть должно наказываться, но в большинстве случаев, сам этот процесс может не отражать волеизъявление самого народа. Ст. 3 КРФ. (непосредственное выражение власти – выборы) Если выборы состоялись – власть осуществилась. Неважно отображают ли эти выборы воли народа или не отображают, с точки зрения 3 статьи абсолютно не важно.
Эта фикция в силу 3 статьи которая признается истинной. Раз она признается истинной, значит, она не подвергается никакому опровержению. Это сделано для политической стабильности осуществления государственной власти, но это никакого отношения к народной власти не имеет. Право на международное восстание международным сообществом признается.