Применение физической силы или специальных средств немедленно прекращается по достижении законной цели или выяснении, что таким способом она достигаться не может.
Решение о применении сотрудником физической силы или специальных средств принимается им самостоятельно, применительно к конкретным событиям, а действующему в составе подразделения (группы) - руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).
Алгоритм действий
При невыполнении гражданами
законных требований сотрудников полиции
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О полиции" при выявлении административного правонарушения сотрудник обязан принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Данная обязанность указывает о необходимости принимать меры к возбуждению дела об административном правонарушении в случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Субъектом данного правонарушения является физическое лицо, достигшее на момент совершения правонарушения 16 лет.
Протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, в частности, территориальных органов МВД России на районном уровне:
1. Начальник управления (отдела), заместитель начальника управления (отдела) - начальник полиции, заместители начальника полиции, начальник, заместитель начальника, отдела (отделения) полиции, начальник пункта полиции, оперуполномоченный;
2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка;
3. Начальник подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; заместитель начальника подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; начальник отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; старший участковый уполномоченный полиции; участковый уполномоченный полиции;
4. Начальник отделения по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;
5. Должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы;
6. Должностные лица отделов (отделений) ГИБДД;
7. Должностные лица строевых подразделений ДПС ГИБДД;
8. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД;
9. Должностные лица строевых подразделений ППСП;
10. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
11. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства;
12. Должностные лица подразделений вневедомственной охраны;
13. Должностные лица подразделений дознания;
14. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник оперативного дежурного; дежурный;
15. Должностные лица подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;
16. Должностные лица отделений (групп) по осуществлению административного надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов.
В случае совершения административного правонарушения лицом, не достигшим 18 лет, дела по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в суде и исполнения принятого судом решения по делу об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление, административное задержание и т.д.
При доставлении гражданина в дежурную часть, необходимо предоставить дежурному по разбору с доставленными рапорта о выявленном административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, объяснения свидетелей, видеоматериалы, подтверждающие факт совершения противоправных действий.
На основании имеющейся информации, дежурный по разбору с доставленными составляет протокол об административном задержании, протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, приобщает к материалам дела заверенную копию должностного регламента, рапорта сотрудников, объяснения свидетелей, видеоматериалы, оформляет определение о передаче дела по подведомственности и сопроводительное письмо в суд (в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
После составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол с материалами дела направляется на рассмотрение судье немедленно после его составления.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, в суде является обязательным.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
В случае если направить дело об административном правонарушении и обеспечить рассмотрение дела в суде не представляется возможным ввиду ночного времени суток, праздничного, выходного дня, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ч. 3 ст. ст. 27.5 КоАП РФ), с помещением в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Ввиду того, что права и свободы гражданина признаются и гарантируются Конституцией РФ, возможность их ограничения должна быть соразмерна целям защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В отсутствие веских оснований для применения административного задержания на 48 часов, у лица истребуется письменное обязательство о явке в суд, которое приобщается к материалам дела об административном правонарушении. В первый рабочий день суда, материалы предоставляются в суд, обеспечивается явка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в суд.
Алгоритм действий