Какое положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида?
Шейх Мухаммад Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, в одной из проповедей, которую он произнес после завершения намаза 'ид, который совпал с джум'а, говорил: «Поистине, в этот день объединились два 'ида, и мы хотим донести до наших братьев из числа мусульман этой страны то, что утверждено учеными, праведными предшественниками из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними относительно положения двух молитв - 'ид и джум'а. Разошлись ученые по фикъху относительно вопроса, когда объединяются в один день 'ид и джум'а, заменяет ли молитва'ид - молитву джум'а?!
Сказали некоторые ученые, что праздничная молитва ('ид) заменяет пятничную молитву (джум'а) и нет на мусульманах в этот день (обязательных) намазов вплоть до намаза 'асра. И это мазхаб 'Умара, 'Усмана, 'Али, Ибн 'Умара, Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра, и неизвестно, что кто-нибудь из сподвижников им противоречил (да будет доволен ими всеми Аллах). Поэтому это - мазхаб сподвижников, и это мнение 'Ата, Са'ида, аш-Ша'би, ан-Наха'и, ал-Ауза'и и многих ученых-фукъаха. А доводом их является хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллах (ﷺ), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а», - после чего совершил он джум'а (ﷺ). Пророк (ﷺ) позволил тем, кто присутствовал на молитве 'ид не совершать намаз джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджах и он является достоверным.
Другие же ученые сказали, что это дозволенность только для тех мусульман, которые живут за пределами города и которые приезжают в город для совершения 'ид и джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, а также мнение аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муатта», что 'Усман (да будет доволен им Аллах) делая проповедь в день 'ид и джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, - а это расстояние в четыре мили, или, как говорят также, что это расстояние в три мили. И это ограничение является минимальным, а максимальным является восемь миль. Так вот (он сказал): —Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, ждать джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».
Имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединятся 'ид и джум'а, то для мусульманина, достигшего совершеннолетия следует совершить обе молитвы, ибо ид – это сунна, а джумъа – это фард, и не замещает одно другое. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И (такой шариатский контекст) уже подтвердился, и хвала Аллаху, Господу миров!
В мазхабе Имама Ахмадаобязанность совершения молитвы джум'а спадает с того, кто совершил молитву 'ид, за исключением имама. Ибн Къудама сказал: «Если 'ид совпадет с днем джум'а, то с того, кто совершал намаз 'ид спадает (обязательность) присутствия на джум'а, за исключением имама, ибо с него не спадает джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершения пятничной молитвы вместе с ним».
Также говорят, что существуют два мнения относительно обязательности пятничной молитвы для имама. Однако правильным из этих мнений является то, что джум'а спадает с того, кто совершал намаз 'ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали предшественники (саляфы). И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это - дозволенность (рухса) для всех: как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов Посланника (ﷺ) «а мы совершим джум'а», то здесь имеется в виду, что он (ﷺ) сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то, что это дозволенность (рухса) касается только его и тех, кто совершал вместе с ним джум'а. Ибн Зубейр оставил совершение молитвы джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом Ибн 'Аббасу, он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Абу Дауд передал со своей цепочкой передачи от 'Ата ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами молитву 'ид Ибн Зубейр в день джум'а в начале дня, затем мы отправились к месту совершения джум'а, но Ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр поодиночке - так как молитва джум'а будет правильной, только при наличии джама'та. В то время Ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и он является достоверным.
Поэтому на том, кто хочет взять эту дозволенность (рухса) и ограничиться только намазом 'ид, нет ничего предосудительного. А кто желает совершить джум'а, то в Посланнике Аллаха (ﷺ) будет для него пример, в его (ﷺ) словах: «..... а мы совершим джум'а».
Также передали Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хузейма от Илийаса ибн Абу Ромлята Шамий, который рассказывал: "Присутствовал я при Му'ауийе ибн Абу Суфйане, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с Пророком (ﷺ), когда объединились два 'ида в один день?» На что он ответил: «Да». После чего он спросил: «И как он поступил?». Он сказал: «Совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит»". Хадис достоверный.
А также передал Абу Дауд от 'Ата, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время Ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершив два раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'аср». Хадис является достоверным.
Передал Абу Дауд и Ибн Маджах от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) который рассказывал, что Посланник Аллах (ﷺ), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а».
Мазхаб сподвижников, как вы видите, в том, что обязанность совершения джум'а отпадает, и его совершение становится (действием) по желанию, как сказал Пророк (ﷺ): «... поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». И мы, ин ша Аллах, совершим сегодня джум'а. И отсюда не понимается, что сподвижники оставили Пророка (ﷺ) совершавшим пятничную молитву одним, наоборот, они совершили джум'а вместе с ним (ﷺ). Однако, мы упоминаем об этом для того, чтобы (люди) знали положение этого вопроса, потому что это - религия Аллаха, Господа миров». Конец слов шейха.
Шейху аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, был задан вопрос: «Если пятничный намаз (джум'а) пришелся на праздничный день ('ид), снимается ли со всех обязанность его совершения? То есть дозволенно ли мусульманину не совершать молитву джум'а?».
Шейх ответил: «Да».
Спрашивающий: «И не совершают никаких молитв вместо нее, то есть зухр, например?»
Шейх: «Нет, не совершают, кроме имама, поистине, ему необходимо совершить джум'а, а что касается тех, которые совершили намаз 'ид, то это уже на их выбор. Тот, кто хочет оставить намаз, оставляет, а тот, кто хочет совершить его, совершает».
Спрашивающий: «А лежит ли на человеке обязанность совершения зухра, если он не совершил джум'а?»
Шейх: «Нет, так как если отпала (обязанность совершения молитвы) джум'а, то следовательно и отпадает (обязанность совершения молитвы) зухр».
Спрашивающий: «ДжазакумуЛлаху хайран».
Шейх: «Уа ийак». (См «Силсилятуль-Худа уан-Нур» кассета: 29, от минуты: 00:45:13).
Зейд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк (ﷺ) совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит» (Абу Дауд 1070. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахихе сунан Абу Дауд»).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал: «Некоторые ученые приводят в качестве довода этот хадис на то, что молитва зухр отпадает, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит». То есть тот, кто не желает его совершать, пусть не совершает. Однако пришли хадисы, которые указывают на то, что обязанность совершения намаза зухр не отпадет. Это потому, что время намаза зухр является обаятельным временем, и его заменяет пятничный намаз в случае, когда собираются (люди) для него. Если обязанность совершения намаза джум’а снимается с человека, то, что в таком случае является обязательным для него? Намаз зухр, как (например) больному, если с него снимается обязанность совершения пятничного намаза по уважительной причине, то для него является обязательным совершить намаз зухр и он не оставляет его. И это мнение является серединным мнением между этими тремя мнениями:
Первое мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения намаза джум’а не снимается, и для того, кто совершил намаз ‘Ид является обязательным совершить также и намаз джум’а. И они посчитали этот хадис слабым и сказали: «Поистине, основа – сохранность обязанности. И намаз джум’а остается на том, на чем был, и по причине совершения намаза ‘Ид намаз джум’а не снимается, поскольку намаз джум’а не совершается в то время, в котором совершается намаз ‘Ид». И на этом мнении основываются те, кто считает, что время намаза джум’а не наступает, кроме как после того, когда солнце пройдет свою верхнюю точку небосклона (зенит), как это считает большиство ученых.
Второе мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения молитвы джум'а и зухр снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид, поступая таким образом согласно явному смыслу хадиса (т. е. хадиса Зейда ибн Аркъама) и тому, что было передано от 'АбдулЛаха ибн Зубейра (да будет доволен ими обоими Аллах) который совершил намаз 'Ид, и не совершал после этого намаз вплоть до намаза 'аср.
Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а является обязательным, однако обязанность его совершения снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он должен совершить намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные причины для оставления намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)» (См.: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх "Булугъ уль-марам"» 2\ 193).
Использованная литература
1. «Иктида ас-сырат аль-Мустаким» шейхуль-Ислама Ибн Таймии.
2. «Фатауа ‘Уламаиль-Балядиль-Харам»
3. «Фатауа аль-Марьатиль-Муслима».
4. «Фатауа уа танбихат уа насаих» шейха Ибн База.
5. «Шарх Булугъ аль-Марам» шейха Ибн ‘Усаймина.
6. «Шарх Булугъ аль-Марам» шейха Бассама.
7. «Шарх Мумтиъ» шейха Ибн ‘Усаймина.
8. «Сыфату ас-Саляh» шейха Ибн ‘Усаймина.
9. «Шарх Арба’ин ан-Науауи» шейха Ибн ‘Усаймина.
10. «Мусъталяхуль-Хадиси уа ‘Улумихи» шейха Хафиза Ахмад ал-Хаками.
11. «Мухаззаб зад аль-Ма’ад» имам Ибн Кайима.
12. «Уарасатуль-анбийа шарх хадис Аби ад-Дарда»имамаИбн Раджаба.
13 «аль-Мулаххас аль-фикъхийа» шейха Салиха аль-Фаузана.
14. «Фадлюль-‘Ильм» шейха Мухаммада Са’да Расляна.
[1] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение состоит в том, что откладывание возмещения до наступления следующего рамадана не обязывает принести искупительное действие, так как на это нет довода, который указывал бы на это» (См.: «Маджмуъ Фатауа уа Расаил» 19\394).
[2] Прим. переводчика:Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Саъ Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).
[3] Прим. переводчика: Свят Аллах, в этом заключается для разумных людей назидание, ибо мы не задержимся в этом мире надолго, тем более не останемся здесь навечно. Смерть является неизбежным концом каждого из нас, которая может явиться к нам в любой момент. Всемогущий, Великий Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть…» (аль-Анбия, 35).
Всевышний Господь также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни были, даже если вы будете в возведенных башнях» (ан-Ниса, 78).
Всевышний Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам»(аль-‘Анкабут, 57).
Но, к огромному сожалению, среди мусульман есть те, кто задерживается с повиновением Аллаху, оправдываясь различными оправданиями, что нет у них времени, или еще они молоды и наступит время для повиновения Аллаху, когда мы состаримся, или прочие из порочных оправданий, которые заставляют их забыть о том, что они, быть может, не достигнут этих лет. Ибо смерть не различает между стариком и юнцом, знатным вельможей и простолюдином, сильным и слабым, светлым и темным, имущим и неимущим, благовидным и невзрачным! Смерть, которая не задерживается и не приходит раньше предопределенного Всевышним срока, однако повинуется своему Господу, в Руках Которого вся Власть! Всевышний Аллах сказал: «Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали это(то непременно поспешили бы к вере и повиновению!)» (сура «Нух», 4-аят).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, ближняя жизнь заканчивается, а Последняя жизнь приближается, и у каждой из них есть свои сыны. Будьте же сынами Последней жизни и не становитесь сынами жизни ближней, потому что сегодня есть деяния, но нет воздаяния, а завтра будет воздаяние, но не будет деяний» (См.: Ибн Раджаб «Джами аль-Улюм ва-ль-Хикам» стр.420. Хадис № 40).
Свят Аллах, великие слова, которые заставляют задуматься, кроме тех, чьи сердца ожесточились по причине грехов, что даже сердца их не чувствуют страха при упоминании Аллаха и о Судном Дне!
[4] Прим. переводчика:Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: "Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста" (аль-Анъам,152).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, быть может, из этого аята и другого вывел, что нам было запрещено отдавать имущество детям, дабы они распоряжались им по своему усмотрению. Поскольку сирота не имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом до достижения совершеннолетия, так как он может привести его в негодность, тем самым навредит себе. А нам было запрещено излишествовать в распоряжении имущества сверх своей нужды, ибо Аллах не любит расточительных людей. Всевышний Аллах говорит: "Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует" (аль-Араф,31 ).
Также Всевышний Аллах сказал: "Не расточай чрезмерно. Воистину, расточители – братья дьяволов"(аль-Исра, 26-27).
Свят Аллах, расточители, которые излишествуют в распоряжении своего имущества, являются братьями дьяволов, потому что дьяволы призывают людей к самым порочным качествам. (См.: "Тафсир Са'ди").
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, в толковании слов «расточители» сказал: «Это те, которые тратят без права» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад», 445).
Всевышний Аллах сказал: «Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: «(То есть)что бы вы ни израсходовали без расточительства и скупости» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад», 443).
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами и не доволен тремя: Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не приобщаете Ему ничего в сотоварищи; когда все вы держитесь за вервь Аллаха; и когда вы искренне относитесь к тому, которого Аллах поставил управлять вашими делами (т.е. правителю-мусульманину). А не любит Он пустословие, множество вопросов и бесполезную трату имущества» (аль-Бухари «Адабуль-Муфрад», 442).
Поэтому и было приказано опекунам сирот распоряжаться их имуществом самым лучшим образом и что эти ограничения сохраняют силу до тех пор, пока сирота не достигнет совершеннолетия.
Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: "Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе"(ан-Ниса, 5).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята, писал: "Под неразумными людьми здесь подразумеваются люди, которые не способны правильно распоряжаться имуществом. Это могут быть люди, лишенные здравого рассудка, такие как безумцы и слабоумные. Это также могут быть люди, не способные принимать разумные решения по причине своего несовершеннолетия. Аллах запретил опекунам отдавать имущество таким людям, поскольку они могут неправильно распорядиться им и погубить его.
Аллах одаряет Своих рабов богатством для того, чтобы они использовали его на благо своей религии и для своего мирского благополучия. Неразумные люди не способны позаботиться о своем имуществе и сохранить его, и поэтому Аллах приказал опекунам не отдавать им их имущество, а обеспечивать их пропитанием, приобретать для них одежду и расходовать его на них по мере необходимости для удовлетворения их религиозных и мирских потребностей. Наряду с этим Аллах приказал опекунам говорить таким людям добрые слова, и если они потребуют отдать им их имущество, то опекуны должны обещать им вручить его им, как только они достигнут совершеннолетия или при других обстоятельствах, и утешить их добрыми словами.
Аллах назвал имущество неразумных подопечных имуществом опекунов, потому что они обязаны распоряжаться их имуществом и заботиться о нем так, как заботятся о своем собственном имуществе, не подвергая его опасностям.
Из этого аята следует, что если безумцы, малолетние дети или неразумные люди обладают имуществом, то опекуны должны расходовать его на их содержание, поскольку Аллах повелел кормить и одевать их из этого имущества. Из него также следует, что если опекун утверждает, что он израсходовал часть имущества своего подопечного на его содержание или одежду, то его словам необходимо верить, потому что Аллах назначил опекунов доверенными распорядителями имуществом подопечных, и слова тех, кому было оказано доверие, должны быть приняты" (См.: "Тафсир Са'ди").
[5] Прим. переводчика:Т.е. шейх хочет заострить наше внимание на том, что в каждой местности различается наступление рассвета и ночи, которая наступает с закатом солнца, так как Аллах повелел есть и пить до наступления рассвета. И это не означает, что если в какой-нибудь стране наступил рассвет, то значит, все мусульмане во всем мире должны прекратить есть и пить. Нет, ибо во всем мире наступление рассвета различается.
[6] Прим. переводчика: Это по мнению шейха Ибн Усаймина, так как в этом вопросе есть разногласие среди ученых.
[7] Прим. переводчика:Однако те, которых принудили к нарушению поста, или которые по забывчивости или незнанию выпили или поели во время поста, не должны ничего возмещать, однако обязаны довести свой пост до конца!
[8] Прим. переводчика:Вероятно, шейх имеет в виду воздержаться от всего, что делает пост недействительным в виде приема пищи, жидкости и совокупления, до ночи, которая наступает с закатом солнца.
[9] Прим. переводчика: Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Саъ Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).
[10] Прим. переводчика:Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Перо поднято от троих: от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум» (имам Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402).
«Перо поднято от троих...» т.е. ангел, записывающий плохие дела, не записывает их этим категориям людей.
[11] Прим. переводчика: Это было передано имамом аль-Байхакъи в «аль-Кубра» 4\216 с достоверной цепочкой передачи от Яхйа ибн аль-Джазар, который передал со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах).
[12] Прим. переводчика: Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Фатима бинт Абу Хубейш пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «О Посланник Аллаха, течение крови продолжается у меня (истихада), от которого я не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет, поскольку это уже венозная кровь (т.е кровь, которая истекает по причине лопания вены в нижней части матки), а не менструация. Прекращай совершать намаз с наступлением твоего обычного периода месячных, а когда этот период закончится, то смой кровь», в другой версии было сказано: «соверши полное омовение (от месячных, смывая следы крови), а затем начинай совершать намаз» (аль-Бухари 228 и Муслим 333).
В версии аль-Бухари также говорится: «…и совершай малое омовение для каждого намаза».
[13] Прим. переводчика: ‘Идда – установленный срок, по окончанию которого разведенные женщины имеют право выходить замуж за другого. Женщин, у которых регулярно приходят менструации (хайда), установленный для развода срок равен трем менструациям, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций»(аль-Бакъара, 228).
Если у женщины прекратились месячные, то установленный для развода срок равен трем месяцам. Прекратиться менструальные кровотечения могут из-за пожилого возраста женщины или по иной причине.
Установленный срок для девушек, недостигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца, о чем сказал Всевышний: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талакъ,4).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют права выходить замуж после рождения новорожденного. Как сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени»(ат-Талакъ,4).
[14] Прим. переводчика: Динар – золотая монета весом 4,25 грамма. (См «Шарх Булугуль-Маром» Шейх Бассам).
[15] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение состоит в том, что откладывание возмещения до наступления следующего рамадана не обязывает принести искупительное действие, так как на это нет довода, который указывал бы на это» (См.: «Маджмуъ Фатауа уа Расаил» 19\394).
[16] Прим. переводчика: ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) запретил нам совершать добровольные намазы и хоронить покойников в течение трех периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; во время заката солнца, пока оно не сядет» (Муслим).
[17] Прим. переводчика: Один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони.
[18] Прим. переводчика: То есть, Пророк (ﷺ) сказал это в то время, когда некий человек, будучи в пути, соблюдал пост, несмотря на то, что ему было тяжело держать его. Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис является одним из доводов тех ученых, которые считают, что в пути лучше не держать пост… Однако мы говорим, что Посланник (ﷺ) сказал это «Пост не является из благочестия во время сафара» - относительно этого конкретного положения, а эта тяжесть, которая довела этого человека до того положения, что его начали покрывать от солнца и что люди столпились около него так, будто он находится в состоянии предсмертного заболевания» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\73).
[19] Прим. переводчика: кур’ ал-гъамим – это название долины, которая находится на расстоянии 64 км от высокочтимой Мекки. (См.: Шейх Бассам ибн АбдуЛлах Бассам «Шарх Булугуль-Марам» 2\223).
[20] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) считал, что аль-и’тикаф не узаконен, кроме как в последние десять дней месяца Рамадана. (См.: «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауи» стр.206).
[21] Прим. переводчика: Фард кифая – коллективная обязанность, при исполнении которой частью мусульман той или иной определенной местности эта обязаность спадает от других мусульман. Но если все мусульмане этой местности оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на всех них.
Высший Совет ученых Саудовской Аравии сказали: «Молитвы двух праздников: Разговения и Жертвоприношения, являются коллективной обязанностью (фард кифая). Некоторые ученые сказали, что они являются индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), как пятничный намаз. Поэтому не следует верующему оставлять их. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 8\284).
[22] Прим. переводчика: Фард ‘айн – индивидуальная для каждого мусульманина обязанность, за несовершение которой он впадет в грех.
[23] Прим. переводчика: Высший Совет ученых Саудовской Аравии на вопрос «Является ли молитва ‘ид обязательной для женщины? Если является обязательной, то совершает ли она его дома или же в месте для совершения намаза ‘ид?» ответил: «(Праздничная молитва) не является обязательной для женщины, но является сунной в отношении ее. Она совершает намаз ‘ид в месте для совершения этой молитвы вместе со всеми мусульманами, поскольку Пророк (ﷺ) повелевал им это. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 8\284).
[24] Прим. переводчика: Махрамы – это те, с которыми мужчине (и женщине) навсегда запрещено вступать брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.