Какой размер следует выплатить для закята аль-Фитр в месяц рамадан?
Был спрошен шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, о размере закята аль-Фитр, на он что ответил следующим образом: «Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са’ из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочего из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-фитр является обязательным для мужчины и женщины, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (ﷺ) (аль-Бухари, 1503).
Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг» (См.: «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276).
Какие имеются положения ‘Ида и сунны в нем?
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Всевышний Аллах установил касательно (данного) праздника различные положения, и среди них следующие:
Первое: Желательность произнесения такбира в ночь, предшествующую ‘Иду, после захода солнца последнего дня рамадана длится это время до выхода имама на праздничную молитву. Виды такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Или же можно произнести трижды: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Все это является дозволенным.
Мужчинам следует повышать свои голоса этим поминанием на рынках, мечетях и в домах. А что касается женщин, то они не повышают свои голоса, произнося эти поминания.
Второе: Перед выходом на праздничную молитву поесть немного нечетного количества фиников, поскольку Пророк (ﷺ) «в День Разговения не отправлялся на праздничную молитву, не поев нечетное количество фиников» (аль-Бухари 953). Следует ограничиваться нечетным количеством (фиников), поскольку так поступал Пророк (ﷺ).
Третье: Надеть лучшую из своих одежд. Это касается мужчин, а что касается женщин, то они не надевают красивые одежды перед выходом к месту совершения праздничной молитвы, исходя из слов Пророка (ﷺ): «…и они (женщины) пусть выходят в тафиляте» (Ахмад 2\145 Абу Дауд 565 и др.), то есть, выходят в обычной одежде, которая не является нарядной. Женщине запрещено выходить (на люди) нарядившись и надушившись благовониями.
Четвертое: Некоторые ученые считают желательным человеку совершить полное омовение для праздничного намаза, поскольку подобное передается от некоторых предшественников. И полное омовение для ‘ида (праздника) является желательным подобно тому, как это узаконено для пятничной молитвы, так как и на ней собираются люди. Если человек совершит полное омовение (для праздничного намаза), то это будет прекрасно.
Пятое: Ученые единогласны в узаконенности праздничного намаза. Некоторые (из них) сказали, что праздничный намаз является сунной, другие же посчитали, что он является фардом кифая[21]. Еще одна группа ученых сказала, что праздничный намаз является фард ‘айн[22], и тот, кто оставит его, совершит грех. В качестве довода они приводят то, что Пророк (ﷺ) повелевал выходить на праздничную молитву всем, даже сидящим за занавесками (девушкам на выдание) и молодым девушкам. Женщины, которые не в состоянии месячных, выходят из своих домов и присутствуют на месте, отведенном для празничной молитвы (салятуль-‘ид) (учавствуя в ней). Кроме тех женщин, у которых начались месячные. Они должны стоять (чуть) в стороне от места молитвы, поскольку женщине, которая в состоянии месячных, не дозволено находиться в мечети. Дозволено ей проходить через мечеть, но не дозволено находиться в ней.
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что праздничный намаз является индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), и что для каждого мужчины[23] является обязательным совершать праздничную молитву, за исключением того, у кого имеются уважительные причины для ее несовершения. Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Если человек упустил праздничную молитву (по какой-либо причине), то от него не требуется ее восполнение, поскольку она подобна пятничной молитве. Ведь если человек упускает пятничный намаз, то он от него отпадает (обязанность его возмещения). Если это было бы время пятничного намаза, то мы ему непременно сказали бы, не совершай намаз зухр, но в связи с тем, что он упустил пятничную молитву (джум'а), то для него становится обязательным молитва зухр, поскольку это время зухра. А что касается молитвы ‘ид, то нет у него предписанного намаза, кроме праздничной молитвы, но ее упустили.
Некоторые ученые считали, что сунной является возместить пропущенную молитву ‘ид (праздничную молитву). Если ты прибыл на молитву ‘ид в то время, когда уже имам ведет проповедь (хутбу), то ты совершаешь намаз ‘ид таким образом, как совершил имам молитву ‘ид.
Имам в первом рак’ате читает суру «аль-А’ля» и на втором читает суру «аль-Гъашия» (Муслим, 1452). Или читает на первом рак’ате суру «Къаф» а на втором читает суру «аль-Къамар» (Муслим, 1477). Относительно этого пришли достоверные хадисы от Посланника Аллаха (ﷺ).
Шестое: Если ‘Ид попадет на пятницу, то совершают намаз ‘ид (праздничный намаз) и также совершают намаз джум’а (пятничный намаз), как указывает на это явный смысл хадиса от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привел имам Муслим в своем «Сахихе» (Муслим, 878). Однако, тому, кто совершил с имамом праздничный намаз, разрешается по его желанию совершить пятничный намаз, либо совершить намаз зухр.
Седьмое: Одним из положений праздничного намаза (солятуль ‘ид) является то, что если человек придет к месту совершения праздничной молитвы раньше имама, то, по мнению многих ученых, он садится, не совершая двух рак’атов намаза, поскольку «Пророк (ﷺ) совершал два рак’ата молитвы ‘ид и не совершал ни до, ни после этих двух рак’атов никаких молитв» (аль-Бухари 964 и Муслим 884).
Некоторые ученые придерживаются мнения, что если человек придет к месту совершения молитвы ‘ид, то не усаживается, пока не совершит двух рак’атов намаза, поскольку место, отведенное для совершения молитвы ‘ид (тоже) считается мечетью (масджидом), исходя из того, что было запрещено женщинам, которые находятся в состоянии месячных, пребывать в месте, отведенном для совершения молитвы ‘ид. И установление для него положения мечети, указывает на то, что оно является мечетью, в противном случае не было бы установлено для него (этого) положения. И на основании этого, оно входит под обобщенные слова Пророка (ﷺ): «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» (аль-Бухари 444, Муслим 714).
А что касается того, что Пророк (ﷺ) не совершал никаких намазов до молитвы ‘ид и после нее, то это потому, что Пророк (ﷺ) когда приходил, то сразу начинал с молитвы ‘ид.
Итак, было установлено для места совершения молитвы ‘ид два рак’ата приветствия мечети («тахийатуль-масджид»), как это было установлено во всех мечетях. Ибо если мы поймем из хадиса, что в месте для совершения молитвы ‘ид не совершается два рак’ата приветствия («тахийат»), то мы должны будем сказать, что нет также двух рак’атов приветствия («тахийат») в мечети для совершения пятничной молитвы (джум’а), поскольку, когда Посланник Аллаха (ﷺ) приходил в мечеть для пятничной молитвы (джум’а), то начинал произносить хутбу, потом совершал два рак’ата (фарда). После чего возвращался к себе домой и уже там совершал установленные сунны джум’а. И он не совершал никаких намазов до пятничной молитвы (джум’а) и после нее (в том месте, где совершается молитва джум’а).
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что в месте предназначенном для молитвы ‘ид совершается два рак’ата приветствия мечети («тахийатуль-масджид»), но, несмотря на это, некоторые из нас не должны порицать других относительно этого вопроса, поскольку он является спорным. Не следует порицать в спорных вопросах, кроме как если ясен каждый нюанс контекста. Поэтому мы не порицаем того, кто совершил два рак’ата, также как и того, кто сядет, не совершив два рак’ата.
Восьмое: Одним из положений, связанных с Днем ‘Ид аль-Фитр (Праздник Разговения) является обязательность выплаты закята аль-фитр. Пророк (ﷺ) «повелел выплачивать фитр перед выходом на праздничную молитву» (аль-Бухари, 1509 и Муслим, 986). И дозволено выплатить Фитр за день-два до праздничной молитвы, исходя из хадиса Ибн ‘Умара, который передал аль-Бухари о том, что люди «выплачивали Фитр за день-два до праздника разговения» (аль-Бухари, 1511).
Если закят аль-Фитр выплатили после праздничной молитвы, то он не засчитывается, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллаха), который сказал: «Кто выплатил закят аль-Фитр до молитвы, то он принимается, а кто выплатил его после молитвы, то это будет милостыней из милостынь (садака)» (Абу Дауд, 1609).
Запрещено человеку задерживать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание.
Девятое: Люди поздравляют друг друга. Однако (зачастую) при этом от многих людей происходят запретные вещи, когда, например, заходят мужчины по домам и пожимают руки непокрытым женщинам, которые находятся без своих махрамов[24]. Вот эти дурные поступки, часть которых поверх других.
Мы видим, как некоторые люди пугаются того, кто воздерживается от рукопожатия с той, которая не является ему махрамом. Именно подобные люди, а не тот человек, являются злотворящими (или несправедливыми). Именно от них исходит разрыв родственных уз, а не от него. Однако для него является обязательным разъяснить им это положение и направить их к надежным мусульманам из числа обладателей знания, дабы они могли спросить их об этом положении и убедиться в этом. Он должен объяснить им, чтобы они не гневались из-за того, что сами слепо следуют за обычаями своих отцов и дедов, поскольку подобные (обычаи) не могут сделать запретным дозволенное, а дозволенное запретным. Он должен объяснить им, что совершая подобное, они уподобляются тем, о чьих высказываниях передал Аллах в Коране: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя (о Мухаммад) в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»» (сура «аз-Зухруф», 23-аят).
Так же некоторые люди имеют обычай в день ‘ид отправляться на кладбища и поздравлять усопших, которые покоятся в могилах. Мертвые не нуждаются в поздравлениях, ибо они не постятся и не выстаивают молитвы.
Посещение кладбищ (в шариате) не связывают с днем ‘идом, или джум’а или каким-либо определенным днем. Было установлено, что Пророк (ﷺ) посещал кладбище ночью, как это было передано в хадисе ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), который был приведен в «Сахихе» имама Муслима (Муслим 974). Пророк (ﷺ) сказал: «Посещайте могилы, ибо они вам напомнят о Судном дне» (Муслим, 976 и ат-Тирмизи, 1054).
Но если кто-нибудь из тех, чьи сердца ожесточились, свяжет посещение могил (с каким-либо определенным днем), то этот поступок не будет далеким от правильности, так как Посланник (ﷺ) указал на причину посещения могил тем, что они напоминают о Судном дне. Чем больше мы забываем о Судном дне, тем часто мы отправляемся на кладбища. Однако, я не знаю, кто среди ученых говорил об этом, но если кто-нибудь из них и говорил об этом, то это имеет основательный довод.
Посещение могил является одним из видов поклонения, а поклонения не будут узаконены, пока они не будут соответствовать шариату в шести положениях, и одним из этих положений является время. И Пророк (ﷺ) не выделил день ‘ид для посещения могил, поэтому не следует выделять его (и нам).
Десятое: Одно из деяний, которое совершают в день ‘ид мужчины – это обнимание друг друга. В подобном поступке нет проблем. В целовании женщин из числа махрамов также нет проблем. Но ученые считают не желательным делать это, кроме как в отношении матери. Мужчина целует голову своей матери или ее лоб, также и свою дочку и других махрамов из числа женщин, и сторонится он целовать в щеки, ибо так надежнее.
Одиннадцатое: Узаконено тому, кто выходит на молитву ‘ид, отправляться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой, следуя примеру Посланника Аллаха (ﷺ) (аль-Бухари 986). И данная Сунна не относится к другим молитвам: ни к молитве джум’а, ни к другим, напротив, это касается только ‘ида.
Некоторые ученые считают, что это Сунна также была узаконена и в отношении молитвы джум’а. Однако, как гласит правило: «Любое дело, имевшее причину при жизни Пророка (ﷺ) и которое он при этом не совершал, нельзя брать как поклонение, поскольку это будет считаться нововведением из нововведений».
Если спросят: «В чем же заключается мудрость в смене дорог?»
Ответ на это заключается в следовании примеру Посланника Аллаха (ﷺ): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «аль-Ахзаб», 36-аят).
Когда было спрошено у ‘Айши (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывает месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы?», она ответила: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) нам во время месячных было велено восполнять пост, и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари 321 и Муслим 787).
Вот это и является мудростью.
Некоторые ученые объяснили это тем, что это (возвращение домой другой дорогой) делается для того, чтобы проявить этот религиозный обряд на рынках мусульман.
Другие указали на причину этого тем, что эти две (разные) дороги могут свидетельствовать за него в Судный день.
Третьи сказали, что это делалось для того, чтобы дать милостыню (садака) неимущим, возвращаясь по другой дороге.
А Аллаху об этом известно лучше!» (См.: «Маджмуъ фатауа уа расаиль» 16\216).
О запретности соблюдения поста в дни ‘Ида – ‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха
Пророк (ﷺ) запрещал соблюдать пост в дни ‘Ида – ‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха. (аль-Бухари 1889 и Муслим 1138).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые единогласны в том, что поститься в дни этих двух праздников запрещено. Поэтому недозволено человеку поститься в день ‘Ида».
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Даже если это будет обязательный пост, то запрещено поститься дни ‘Ида. Если же на человеке остался долг от рамадана и он говорит, что хочет начать возмещение с первого дня месяца шаууаля (то есть, это день ‘Идуль-Фитр), то мы ему говорим, что это запрещено. Если он дал обет поститься в понедельник и он совпал на день ‘ид, то пост держать в этот день ему запрещено» (См.: «Шарх Мумтиъ» 3\97).
Что такое дни ат-Ташрикъа?
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Дни ат-Ташрикъа – это три дня, следующие за днем ‘Идуль-адха, а это: 11,12 и 13 дни. Эти дни называют: днями ат-Ташрикъа, поскольку люди в эти дни сушат мясо, то есть, разрезают его и оставляют под солнце для того, чтобы оно стало сухим, дабы оно не испортилось».
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «В эти дни запрещено поститься, поскольку Пророк (ﷺ) сказал: «Это дни еды, питья и поминания Аллаха» (1141). Это указывает на то, что не будет правильным, чтобы эти дни были воздержанием (от еды и питья), поскольку это дни еды, питья и поминания Аллаха» (См.: «Шарх Мумтиъ» 3\98).