Что лучше для больного и путника, поститься или разговляться?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Мы говорим, что лучше для него совершать то, что будет для него более легким. Если же в соблюдении поста будет вред ему, то в таком случае поститься ему запрещено, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 29). Поистине, этот аят указывает на то, что бы ни причиняло человеку вред, оно является для него запретным.
Если же кто-нибудь скажет: «Этот аят касается лишь убийства, а не касается любого вреда», то мы скажем: Да, подобное понимается из внешнего смысла аята. Однако ‘Амр ибн ‘Ас привел в качестве довода этот аят на само вред, после чего Пророк (ﷺ) подтвердил это. Однажды Пророк (ﷺ) отправил ‘Амр ибн ‘Аса с отрядом (для решения чего-то), потом тот осквернился в пути и совершил очищение песком (тайаммум), не совершив полного омовения. После возвращения с похода, Пророк (ﷺ) сказал ему: «Разве ты совершил намазы со своими спутниками, тогда как ты был в состоянии осквернения?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, я вспомнил аят: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» по причине чего я совершил тайаммум землей, так как ночь была холодной. После чего Пророк (ﷺ) улыбнулся, подтверждая тем самым его поступок».
И на основании этого, мы говорим: Если пост вредит больному, то пост в отношении его является запретным.
Если кто-нибудь спросит: «Как определяется вред? - то мы ответим: Поистине, вред может познаваться чувством или сообщением. Что касается чувства, то это когда больной ощущает, что пост ему навредит, вызовет боли, станет причиной промедления выздоровлений и прочее.
Что касается сообщения, то это когда сообщает ему знающий врач, который уверен в том, что пост ему навредит. Поэтому если ему сообщит какой-нибудь простолюдин, который не является врачом, то его мнение не принимается в расчет. Если же ему сообщит незнающий врач, который изучает медицину, то его мнение не принимается так же.
Обуславливается ли то, чтобы врач был мусульманином, дабы мы ему доверяли, так как не мусульманин не надежный?
Правильным является то, что не обуславливается. Поистине, если мы доверяем его мнению, то поступаем согласно его мнению, что пост снимается (от больного), поскольку это его ремесло. Быть может, неверующий заботится о своем ремесле и репутации, по причине чего говорит лишь правильное мнение, в котором он уверен. Пророк (ﷺ) доверял неверующему, находясь в опасном для себя положении. Когда Пророк (ﷺ) переселялся из Мекки в Медину, то нанял мужчину многобожника, чтобы он указывал ему дорогу. (аль-Бухари, 2144). Это положение было для него опасным, поскольку курайшиты разыскивали Посланника (ﷺ) и обещали сто верблюдов тому, кто укажет, где находится Пророк (ﷺ). Однако Посланник (ﷺ) доверился ему, что указывает на то, что если мы доверяем многобожнику-неверующему, то мы принимаем во внимание его мнение.
Вопрос: Что лучше для путника, поститься или же разговляться?
Ханбалиты считают лучшим не поститься, более того, они считают порицаемым поститься в пути.
Шафи’ты же говорят, что поститься лучше.
Правильное мнение заключается в подробном изложении. Если для путника поститься и разговляться легко, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше разговляться.
Довод на это служит следующий хадис: Пророк (ﷺ) когда был в пути, разговелся лишь тогда, когда ему сообщили, что людям тяжело поститься, и они ожидали действие Пророка (ﷺ). Во время похода для открытия Мекки, Пророк (ﷺ) постился, пока не дошел до места, которое называется «кур’ ал-гъамим[19], несмотря на то, что сподвижники знали, что постящийся имеет выбор между постом и разговением, однако они желали подражать Посланнику (ﷺ). После чего Посланник (ﷺ) после ‘асра (послеполуденного намаза) велел принести кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Сподвижники наблюдали за ним, чтобы подражать ему. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. Тогда он сказал: «Они неповинующиеся! Они неповинующиеся!» (Муслим 1114), поскольку они постились с тяжестью.
Поэтому мы говорим, что если тяжело поститься в пути, то лучше тогда не поститься. А если эта тяжесть невыносимая, то поститься в таком случае запрещено» (См.: «Шарх Мумтиъ» 3\20-22).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «И это мнение у меня является более правильным, что поститься в пути лучше. За исключением того человека, который ощущает тяжесть, даже если это небольшая трудность, в таком случае ему лучше не поститься в пути. Кто опасается за себя вреда или ощущает непереносимую тяжесть, то пост в отношении его является запретным, поскольку он отказывается от разговения, несмотря на то, что ощущает невыносимую тяжесть, что указывает на излишество в религии. Пророк (ﷺ) сказал: «Пропали излишествующие!»» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\72).
Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет и дозволено ли женщинам соблюдать аль-и‘тикаф в мечетях?
Шейха ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Что такое аль-и‘тикаф? Если человек захочет совершить аль-и’тикаф, то что ему следует совершать и отчего ему следует воздержаться? Дозволено ли женщине совершать аль-и‘тикаф взапретной мечети (в Мекке)?..».
Шейх ответил: «Аль-и‘тикаф– это поклонение, которое является сунной. Лучше его совершать в месяце рамадан в любой мечети, в которой совершают групповую молитву. О чем сказал Всевышний Аллах: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете аль-и‘тикаф в мечетях» (аль-Бакъара,187). Нет проблем, чтобы совершали аль-и’тикаф в запретной мечети (в Мекке) и пророческой как мужчины, так и женщины, если это не принесет вреда молящимся и никому не причинит страдания. Тому, кто совершает аль-и’тикаф, надлежит пребывать в мечети, быть занятым поминанием Аллаха и поклонением Ему, и не выходить из мечети, кроме как по нужде, например, для исправления малой и большой нужды и прочего. Или выходить из мечети, чтобы принести себе еду, если не получается, чтобы кто-либо доставил ему еду. Поэтому он может выходить из мечети по своей нужде, поскольку Пророк (ﷺ) выходил по нужде. И недозволенно женщине вступать с ее мужем в близость, тогда как она совершает аль-и’тикаф, так же, как и мужу недозволенно иметь близость со своей супругой в то время, когда он в состоянии аль-и’тикафа. Ибо Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете аль-и’тикаф в мечетях» (аль-Бакъара,187). Также будет лучше для него, чтобы он часто не беседовал с людьми, а был занятым поклонением Аллаху и подчинением Ему. Однако если мужчину проведают некоторые его братья, или навестят женщину некоторые ее махрамы или сестры по вере, и она будет с ними беседовать, то в этом нет проблем. Пророка (ﷺ) навещали его жены, когда он был в состоянии аль-и’тикафа и он беседовал с ними, затем они уходили. И это указывает на то, что в подобном деянии нет никаких проблем.
Аль-и’тикаф – это пребывание в мечети для повиновения Всевышнему Аллаху, независимо от того, будет этот срок маленьким или большим, поскольку, как мне известно, не пришло то, что указывает на ограничение, ни одним днем, ни двум и ни большим. Аль-и’тикаф – это узаконенное поклонение, кроме как если человек не дал обет (назр) Аллаху, что он совершит аль-и’тикаф, в этом случае совершение аль-и’тикафа для него является обязательным действием. Аль-и’тикаф может совершать женщина и мужчина, ибо они равны в этом обряде поклонения. И не обуславливается, чтобы они были постящимися по более правильному мнению. Если мужчина или женщина будут совершать аль- и’тикаф вне месяца рамадана, тогда как они не являются постящимся, то в этом нет проблем[20]» (См.: «Маджмуъ Фатауа»15\440).
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Желательно тому, кто хочет совершить аль-и’тикаф, войти в мечеть, предназначенную для совершения аль- и’тикафа, после утренней молитвы на двадцать первый день и выходить из нее, когда завершатся десять дней, чтобы последовать в этом Пророку (ﷺ). И нет проблем, если он прервет свой аль-и’тикаф, кроме как если этот аль-и’тикаф не будет в качестве выполнения обета, который был дан Аллаху. Лучше будет, если человек, совершающий аль-и’тикаф, предназначит определенное место в мечети, чтобы отдыхать там, если ему предоставляется такая возможность. Было узаконено совершающему аль-и’тикаф, чтобы он много поминал Аллаха, читал Коран, просил прощение у Аллаха, взывал к Нему и совершал добровольные молитвы в не запретное время.
И нет проблем, чтобы проведывали его некоторые друзья и беседовали с ним. Как навещали Пророка (ﷺ) его некоторые жены и они беседовали с ним. Один раз его навестила София (да будет доволен ею Аллах), тогда как Пророк (ﷺ) был в состоянии аль-и’тикаф в месяце рамадан, а когда она вставала, то он тоже вставал и провожал ее до двери мечети. (аль-Бухари,2934 и Муслим,2175). И это указывает на то, что в подобном действии нет никаких проблем. Его такое отношение указывает на его совершенную скромность и хорошее взаимоотношение с его женами. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!» (См.: «Маджмуъ Фатауа»15\442).
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросила некая женщина: «Я совершаю аль-и’тикафв запретной мечети (в Мекке). До этого я искала свою сестру, которую я люблю ради Аллаха и сильно хочу повидать ее уже на протяжении многих лет. И вот сегодня по предопределению Аллаха я встретилась с моими сестрами, которые хотят со мной отправиться домой к той сестре, чтобы повидать ее. Если я не увижу ее сегодня, то возможно я не смогу ее увидеть так легко впредь. Она не может прийти ко мне в мечеть по причине ее месячных (хайда). Будет ли считаться мой выход из аль-и’тикафа крайней необходимостью, чтобы повидать ее?».
Ответ: «Обязательно является знать, что аль-и’тикаф является сунной, то есть, если человек нарушит его без уважительных оправданий, то нет на нем греха. В данный момент совершение аль-и’тикафа в последние десять дней месяца рамадан является сунной, и нет в этом сомнения. Однако если человек выйдет из мечети и нарушит свой аль-и’тикаф, то нет на нем ничего, поскольку оно является сунной. Сунну же дозволено оставлять, даже без уважительных причин. Однако не следует оставлять сунну без уважительных оправданий. А той женщине, которая говорит, что она хочет встретиться со своей сестрой по вере, однако ей не удается этого сделать, кроме как если она не выйдет из аль-и’тикафа, мы скажем: Ей лучше остаться в своем аль-и’тикафе, а если она выйдет, то нет в этом проблем, однако (ее) аль-и’тикаф будет недействительным. Ибо выход из аль-и’тикафа без необходимости делает его недействительным» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 20\177).
Шейха Раби’а аль-Мадхали, да хранит его Аллах, спросили: «Дозволено ли женщине совершать аль-и’тикаф дома, или необходимо совершать его в мечети?».
Ответ: «Аль-и’тикаф не узаконен, кроме как в мечетях, в которых совершается пятничная молитва. Не будет правильным аль-и’тикаф вне мечети, поскольку этим и’тикафом отпадет молитва «аль-джума’» тогда как она является одной из самых обязательных обязательств. Поэтому ученые-фукъаха строго обусловили, чтобы аль-и’тикаф совершался в мечетях, в которых совершается пятничная молитва. Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) считал, что недозволенно совершать аль-и’тикаф, кроме как в трех мечетях и все (т е. в запретной мечети в Мекке, мечети Пророка (ﷺ) и мечети аль-Акъса – прим.пер). Да благословит вас Аллах, вы ныне расширяете этот вопрос, чтобы совершать аль-и’тикаф в домах. Нет. Если недозволенно совершать аль-и’тикаф в обычных мечетях, то как теперь может быть дозволенным совершение его в домах? Поэтому женщина должна совершать аль-и’тикаф в мечети, в которой совершается пятничная молитва, да благословит вас Аллах! Это постановление распространяется и на женщину и никто из ученых ислама не исключал из этого постановления женщин, насколько я знаю. Да благословит вас Аллах» (См.: «Изалятуль-ильбас ‘амма иштабаха фи азхани ан-нас»)