Нарушают ли пост свечи, которые вводят в анальный проход с лечебной целью?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет проблем постящемуся мусульманину использовать свечу, которую вводят в анальный проход, если он болеет, поскольку она не является едой и питем и не несет в себе значения еды и питья. Законодатель запретил нам принимать пищу и питье (в месяц рамадан), поэтому и тому, что заменяет место еды и питья, дают положение еды и питья. А то, что не является таковым, не входит в пищу и питье, как произношением, так и значением, поскольку постановление еды и питья неустановлено в отношении его. А Аллаху ведомо лучше!» (См.: «Мажмуъу Фатауа» 19\204).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «То, что вводят в анальный проход для того, чтобы узнать температуру больного и прочее, не нарушает пост.
Потом у нас есть важное правило для требующего знания, а это: если мы впали в сомнение относительно какой-либо вещи, нарушает ли она пост или нет, то основа, что она не нарушает. Ибо мы не осмеливаемся делать недействительным поклонение раба Аллаха, кроме как на основании ясного довода, который станет аргументом для нас перед Всемогущим и Великим Аллахом» (См.: «Шарх Мумтиъ» 3\46).
Нарушает ли пост использование сурьмы и закапывание глазных, ушных и носовых капель?
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «По наиболее правильному мнению ученых, по причине глазных и ушных капель постящийся мусульманин не нарушает пост. Поэтому если он ощутит вкус капель в своем горле, то в качестве принятия меры предосторожности лучше возместить этот день, но это не является обязательным действием, поскольку уши и глаза не являются отверстиями для прохода еды и питья. А что касается носовых капель, то не дозволено использовать их, поскольку нос является отверстием для прохода. Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься». Посему же кто использует их, то на нем возмещение исходя из этого хадиса…» (См «Маджуъ Фатауа» 15\260)
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет проблем использования сурьмы, будучи постящимся, так же, как и нет проблем в использовании глазных и ушных капель. Даже если он ощутит ее вкус в своем горле, она все равно не нарушает его пост, поскольку она не подобна еде и питью и не несет в себе смысл еды и питья. А довод этому является то, что когда Всевышний Аллах запретил принимать пищу и воду, после наступления рассвета, то Он не присоединил к ним то, что не содержит в себе смысл еды и питья. И это мнение, о котором мы упомянули, предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. И оно является правильным. А что касается использования носовых капель, если она проникнет в желудок (или живот), то она нарушает пост, если это совершили сознательно. Исходя из слов Пророка (ﷺ): «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься» (Абу Дауд, 142,Тирмизи, 788 и др.)» (См.: "Мажмуъу Фатауа уа Расаил" 19\205.).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, на том мнении, что сурьма не нарушает пост, даже если ее вкус дойдет до горла, поскольку она не именуется как еда и питье и не несет в себе значение еды и питья. И посредством ее не получают то, что обретают по причине еды и питья. И не пришло от Пророка (ﷺ) очевидного достоверного хадиса, который указывает на то, что сурьма нарушает пост. Поэтому основа – отсутствие нарушения поста и действительность поклонения, пока не будет нам доказано то, что она сделала недействительным поклонение. И это мнение его (Ибн Таймии) является верным, даже если человек ощутит вкус ее в своем горле» (См.: «Маджмуъ аль-Фатауа» 25\233-235. И «Шарх Мумтиъ» 3\46.).
Шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили относительно того, каково положение использования сурьмы и некоторых средств украшения для женщин в дневное время рамадана? Шейх ответил следующим образом: «Использование сурьмы не нарушает пост ни женщин, ни мужчин по наиболее правильному мнению среди двух мнений ученых. Однако лучше использовать ее ночью (после заката солнца). Точно также и то, посредством чего обретается красота лиц, как мыло, крем и прочее из того, что касается внешней стороны кожи, к этому относится и хна, грим (аль-макйиадж) и прочие, в использовании всего этого нет проблем постящемуся. Но вместе с этим не следует использовать грим, если он вредит лицу» (См.: «Маджмуъ Фатауа»15\259).
Нарушают ли пост уколы?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Уколы делятся на две части:
Первая часть: Это питательные уколы, посредством чего не нуждаются в еде и питье, поскольку они дают то, что дает еда и питье, то такие уколы нарушают пост!…
Вторая часть: Это не питательные уколы, посредством чего утоляется нужда в еде и питье, такие уколы не нарушают пост… поскольку это не является ни едой, ни питьем, так же, как и не несет в себе смысл еды и питья. Основа – действительность поста, пока не будет доказано то, что нарушает его согласно шари’атскому доводу» (См.: «Фатауа аль-Сыям» шейх Ибн ‘Усаймин, стр.58)
Нарушает ли пост использование пульверизаторов против астмы?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Постящемуся мусульманину дозволено использовать пульверизаторов против астмы. Независимо от того, постится ли он в месяц рамадан или в другие месяца. Это потому, что пульверизатор не доходит до желудка, а доходит до дыхательных путей, затем он раскрывает их по причине свойств, которые содержит в себе. И человек после этого дышит обычным дыханием. К тому же он не дает того, что дает еда и питье, которое доходит до желудка. И общеизвестно, что основа - действительность поста, пока не придет довод из Корана, или Сунны, или единогласного мнения ученых или правильной аналогии (кийаса), - довод, который будет указывать на недействительность поста» (См.: "Фадаил Рамадан" стр.1).