Пользы сухура, приема пищи перед рассветом с намерением соблюсти пост

Шейх Мухаммад ибн Хади аль-Мадхали, да хранит его Аллах, сказал: «В совершении сухура следующие пользы:

В нем есть благодать (аль-барака), так как в хадисе было утверждено, что Аллах хвалит делающих сухур, а Его ангелы делают за них ду’а,

- сухур укрепляет постящегося,

- вызывает желание поклоняться,

- в нем проявляется противоречие иудеям и христианам, так как Пророк ﷺ сообщил о том, что они не совершают сухур, сказав: «Разницей между нашим постом и постом людей Писания является совершение сухура»(Муслим 1096),

- а также делающий сухур не проспит утренний намаз (солятуль-фаджр)» (см.: «Шарх ли китаб ас-сыям мин зад аль-ма’ад»).

Какое положение еды и питья, когда муаззин возвещает о наступлении рассвета, или после окончания азана человек продолжает совершать сухур, особенно когда он не знает точное время наступления утренней зари (фаджра)?

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Разделяющее ограничение, которое удерживает постящегося от еды и питья – наступление утренней зари, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях (совершая аль-и’тикаф в них). Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, – быть может, они устрашатся» (аль-Бакара,187).

Также и исходя из слов Пророка (ﷺ): «Ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум, ибо он не возвещает, пока не наступает утренняя заря» (аль-Бухари 1919 и Муслим 2588).

Поскольку принимается в расчет выход зари (или назидание в выходе утренней зари в вопросе прекращения сухура). Поэтому если муаззин надежный и говорит, что не провозглашает азан, пока не встает утренняя заря, то является обязательным для человека воздержаться (от еды и питья), когда услышит азан муаззина. А если муаззин провозглашает о наступлении рассвета приблизительно, то более правильным будет для человека воздержаться (от еды и питья), когда услышит азан муаззина. Однако если он будет находиться в открытом месте, где он видит выход утренней зари, то в таком случае не является обязательным для него воздержаться, даже если услышит азан, пока он не увидит, что утренняя заря встала, если не будет там препятствия видению ее. Ибо Всевышний Аллах связал постановление с различием белой нити рассвета от черной. А Пророк (ﷺ)в отношении азана Ибн Умму Мактума (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, он не возвещает азан, пока не наступает утренняя заря (аль-фаджр)».

Поистине, хотелось бы здесь заострить внимание на одном вопросе, которое совершают некоторые муаззины. А это то, что они провозглашают азан за пять или четыре минут до наступления утренней зари, утверждая, что это относится к разделу принятия меры предосторожности для поста. Мы считаем эту меру предосторожности излишеством, и не является это шариатским принятием меры предосторожности. Пророк (ﷺ) сказал: «Пропали излишествующие!» (Муслим, 6900). Такая мера предосторожности не является правильной, поскольку они этим самым злоупотребляют в отношении намаза. Поистине многие люди, когда слышат муаззина, встают и совершают намаз фаджр. Тогда тот, который поднялся при слышании азана муаззина, провозгласившего азан до намаза фаджр, совершил намаз до наступления времени его, а намаз до наступления времени фаждра является недействительным. Итак, в этом есть злоупотребление по отношению к молящимся, также и в этом содержится злоупотребление в отношении постящихся, ибо это удерживает тех, кто захотел соблюсти пост, от принятия пищи и питья, несмотря на то, что Аллах дозволил им это. Поэтому это будет считаться преступлением по отношению к постящимся, когда удерживают их от того, что Аллах дозволил им. И также по отношению к молящимся, когда они совершают намаз до установленного времени, и это делает недействительным их молитву.

Поэтому муаззины должны бояться Аллаха и соблюдать правильность, на которую указали Коран и Сунна.

А помощь только от Аллаха» (См.: «Маджмух Фатауа» 19\295).

Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Сунной является поспешность с разговением, когда закатывается солнце, и откладывание сухура до восхода утреней зари. И в таком случае не опираются на азан муаззина, кроме как если он провозглашает азан по правильному установленному времени для заката солнца и восхода утреней зари. В противном случае упор делают на закат солнца и восход зари, исходя из слов Пророка (ﷺ) «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому ешьте и пейте, пока азан не провозгласит Ибн Умм Мактум» (аль-Бухари 617 и Муслим 2588). Ибн Умму Мактум был слепым, и он не провозглашал азан, пока ему не скажут: «Ты застал рассвет» (См.: «аль-Мунтакъа» 5\112).



Наши рекомендации