Прием в гр-во в общем и упрощенном порядке.
В общем порядке - предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гр-ва при достижении ими 18-летнего возраста при условии: 1)проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гр-во в течении 5 лет непрерывно(искл:высокие достижения в науке, технике,культуре; предоставление политич убежища; признание беженцом, то до 1 года) 2)обязуются соблюдать КРФ и законодательство РФ; 3)имеют законный источник средств к существованию; 4) отказаться от имеющегося у них иного гр-ва;5)владеют русским языком.
Упрощенный -это льготный порядок приобретения российского гр-ва, исключающий требование о 5- летнем сроке проживания на территории РФ. Предоставляется ин. гражданам, лицам без гр-ва, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:
1)имеют хотя бы одного родителя, имеющего гр-во РФ и проживающий на территории РФ;
2)если имели гр-во СССР, проживали и проживают в гос-вах, входивших в СССР, но не получили гр-ва этих гос-в и остаются лицами без гр-ва;
3)если являются гражданами гос-в, входивших в состав СССР, получили среднее проф. или высшее образование в созданных в РФ организациях после 1 июля 2002 г.
А также:
1)родились на территории РСФСР и имели гр-во СССР;
2)состоят в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;
3)явл. нетрудоспособными и имеют дееспособного ребенка 18 лет, явл. гражданином РФ и др.
3)Восстановление в гр-ве РФ-это предусмотренный законом порядок приобретения гр-ва лицом, которое состояло в гр-ве данного гос-ва, но по каким-то причинам утратило его. 4)Выбор гр-ва при изменении границы РФ -при изменении гос. границы, лица, проживающие на территории, гос. принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гр-ва. Юрид. приобретение гр-ва путем оптации выражается выдачей паспорта гр-на РФ. Так же порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором РФ.
28. Прекращение гражданства Российской Федерации.
Основания прекращения- 1)вследствие выхода из гражданства;
2)по иным основаниям, предусмотренным Законом или международным договором РФ (отмена решения о приеме в гр-во, выбора гр-ва (оптация) при изменении гос. принадлежности территории РФ).
Выход из гр-ва РФ возможен на основании:
1) добровольного волеизъявления в общем порядке
2)выход из гр-ва РФ лица, проживающего на территории иностранного гос-ва, осуществляется в упрощенном порядке;
3)если у ребенка, намеревающегося выйти из гр-ва, один из родителей - гражданин РФ, а другой – ин. гражданин, то выход из гр-ва осуществляется в упрощенном порядке.
Выход из гр-ва РФ запрещен: а) если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное ФЗ (например, после получения лицом призывного возраста повестки о призыве на срочную военную службу до ее окончания);
б) в случае привлечения данного лица в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
в)не имеет иного гр-ва и гарантий его приобретения.
29. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.
Органы: 1)Президент Российской Федерации; 2) главное управление по вопросам миграции МВД России; 3)МИД России.
Полномочия Президента:
1)решает вопросы: приема в гр-во РФ; восстановления в гр-ве РФ; выхода из гр-ва РФ; отмены решений по вопросам гр-ва РФ;
2)утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гр-ва РФ;
3)обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гр-ве;
4)издает указы по вопросам гр-ва;
5)вправе рассмотреть вопрос о приеме в гр-во РФ или восстановлении в гр-ве РФ ин. граждан и лиц без гр-ва.
Полномочия Главного управления по вопросам миграции:
а) определяют наличие гр-ва РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гр-ва РФ;
в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гр-ва РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих гос. органах;
г) направляют Президенту заявления по вопросам гр-ва;
д) исполняют принятые Президентом решения по вопросам гр-ва
з) оформляют гр-во РФ;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гр-ва РФ.
Полномочия МИД:
а) определяют наличие гр-ва РФ у лиц, проживающих за пределами РФ;
г) направляют Президенту заявления по вопросам гр-ва РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
д) исполняют принятые Президентом решения по вопросам гр-ва РФ в отношении лиц, проживающих за пределами РФ;
е) рассматривают заявления по вопросам гр-ва РФ, поданные лицами, проживающими за пределами РФ, и принимают решения по вопросам гр-ва РФ в упрощенном порядке;
ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами РФ, приняты решения об изменении гр-ва;
з) оформляют гр-во РФ;
и) осуществляют отмену решений по вопросам гр-ва РФ.
30. Правовой режим иностранных граждан в Российской Федерации.
Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства.
Принципы и нормы, которым должно следовать государство закреплены в Декларации о правах человекав отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают.
Такие нормы закрепляют: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, исходя при этом из своих международных обязательств; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этого государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законнонаходящихся на территории данной страны.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также иными федеральными законами и международными договорами РФ.
Три основные категории иностранных граждан:
а) временно пребывающие на территории РФ(прибывших в РФ на основании визы. Для них не требуется получения вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы);
б) временно проживающие в РФ(получивших разрешение на временное проживание в РФ. Срок действия такого разрешения составляет 3 года);
в) постоянно проживающие в РФ(признаются иностранные граждане, получившие вид на жительство).
Особую категорию иностранных граждан образуют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также находящиеся под ограниченной юрисдикцией РФ.
Иностранные граждане, въехавшие в РФ, обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ. Законно находящиеся в РФ иностранные граждане имеют право свободного передвижения в РФ, за исключением посещения режимных территорий предприятий и (или) объектов и закрытых административно-территориальных образований, для въезда в которые в соответствии с законодательством РФ требуется разрешение.
Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. В то же время постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам избирательное законодательство предоставляет право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Иностранные граждане не имеют права: - поступать на государственную службу или находиться на государственной службе;
- быть членами экипажей военных кораблей РФ и других эксплуатируемых в некоммерческих целях судов, а также летательных аппаратов государственной и экспериментальной авиации;
- быть командирами воздушного судна гражданской авиации;
- быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Кроме того, указанные лица не несут военную службу и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
31. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством в Российской Федерации.
Федеральный закон №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
Иностранный гражданин -лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства.
Режимы:
1)режим национального пребывания - предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются граждане данного государства;
2)преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставляемый одним гос-ом другому без распространения на третьи страны;
3)режим наибольшего благоприятствования - предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства;
4)режим реторсий - ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые гос-ом в ответ на дискриминационные меры другого государства;
5)привилегированный режим - связан с режимом капитуляций, по которому восточноевропейские государства предоставляли гражданам некоторых европейских государств значительно большие права, чем своим собственным, наша страна такой ситуацией не воспользовалась.
3 категории ин. граждан:
1)временно пребывающие ин. граждане -иностранных граждан, прибывших в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы;
2)временно проживающие ин. граждане-лиц, получивших разрешение на временное проживание в РФ;
3)постоянно проживающие в РФ- иностранные граждане, получившие вид на жительство.
Лицо без гр-ва- это физ. лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гр-ва (подданства) иностр. гос-ва.
Лица с двойным гр-ом - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
32. Конституционно-правовой статус лиц, которым предоставлено убежище в Российской Федерации (беженцы; лица которым предоставлено временное убежище; лица которым предоставлено политическое убежище).
Беженцем является лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении его насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться такому насилию.
Правовой статус беженцев в РФ регулируется Законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах». При этом беженцем признается лицо на срок до 3 лет.
1)лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ;
2)на беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым для вынужденных переселенцев.
3)им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники при условии их согласия.
4)на беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Гарантии прав беженцев:
1)беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул;
2)решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.
Лицо утрачивает статусбеженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.
Политическое убежище в РФпредоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"
Предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.
Политическое убежище не может быть предоставлено лицу:
а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;
б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;
в) прибывшему из страны, где ему не грозило преследование;
г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;
е) представившему заведомо ложные сведения;
Лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ обратиться с ходатайством в территориальный орган ФМС по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.
Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям:
а) по соображениям государственной безопасности;
б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций;
в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Постановление Правительства РФ "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы территории Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
33. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем является гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или из-за политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В отличие от беженца вынужденный переселенец - это гражданин РФ, покинувший место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ, а равно вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ. Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ и покинувшее место постоянного жительства на территории РФ, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, при условии, что он получил статус беженца в РФ и утратил его в связи с приобретением гражданства РФ, но при этом обстоятельства препятствовали данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.
В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» лицо обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания. Решение – 3 дня. С момента регистрации данное лицо приобретает право: на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев; бесплатные медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и др. Территориальный орган миграционной службы обязан в течение 3 месяцев со дня регистрации ходатайства принять решение о признании лица вынужденным переселенцем. Такой статус предоставляется на 15 лет. Вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, может проживать у родственников с их согласия.
Правительством РФ создается фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ выделяются средства на реализацию федеральных и региональных миграционных программ. Обеспечение статуса вынужденного переселенца является обязанностью ФОИВ, ОИВ субъектов РФ и ОМС. Особая роль отводится ФМС.
34. Обращение граждан как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Граждане имеют право обращаться лично, коллективно или через представителей в гос.органы, ОМС и к ДЛ. Это определено ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006.
Выделяется 3 вида обращений:
· предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности гос.органов и ОМС, развитию ОО и т.д.
· заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении законов и иных НПА, недостатках работы гос.органов, ОМС и ДЛ
· жалоба- просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.
Обращения - письменные и устные. При рассмотрении гражданин имеет право: представлять доп. документы и материалы, знакомиться с документами и материалами, если не тайна; получать письменный ответ; обращаться с жалобой на принятое решение или на действие (бездействие); обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Закон предоставляет гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением: запрещается преследовать гражданина; при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений. Если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы могут быть взысканы с данного гражданина по суду.
Огромное количество обращений граждан адресовано Президенту РФ (т.к. гарант прав и свобод). Совещательным и консультативным органом является Комиссия по правам человека.
35. Конституционно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Предусмотренные Конституцией РФ механизмы (условия и средства), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и всестороннюю их охрану.
Обычно выделяется две группы гарантий:
общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; наличие (или отсутствие) сложных социальных конфликтов, духовно-культурная атмосфера и др., что в своей совокупности определяет условия реализации и гарантированности основных прав и свобод граждан.
специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод.
К числу закрепленных в Конституции средств относятся:
право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);
гарантированная Конституцией каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46);
предусмотренное Конституцией право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53);
положение Конституции о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54);
установленный в Конституции запрет, обращенный к законодателю, не издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55);
закрепленные в Конституции гарантии правосудия: презумпция невиновности (ст. 49), право каждого задержанного, заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката (ст. 48), запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50).
К гарантиям конституционных прав и свобод относится конституционный механизм самозащиты - конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Способы самозащиты определены в законодательстве: обращения граждан, обжалование действий должностных лиц, обращение в СМИ, использование правозащитных организаций и общественных объединений, обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд, использование международно-правовых средств защиты нарушенных прав, обращение к Уполномоченному по правам человека и др.
Судебная защита предусмотрена положениями Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
36. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина.
КС РФ согласно ФКЗ рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Жалобы – индивидуальные и коллективные. Особенность деятельности Конституционного Суда (как и любого судебного органа) заключается в том, что он призван решать исключительные вопросы права и ни при каких обстоятельствах не склоняться к политической целесообразности.
Компетенция (полномочия) Конституционного Суда - это совокупность закрепленных Конституцией и федеральным законом полномочий Конституционного Суда как федерального органа конституционного контроля Российской Федерации. Конституционный Суд обладает связанной компетенцией - правомочен осуществлять свои полномочия исключительно по запросам или жалобам лиц (органов), определенных в Конституции РФ: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ.
В компетенцию Конституционного Суда входит:
- разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ;
- разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
- проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; толкование Конституции РФ;
- дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- выступление с законодательной инициативой в вопросах своего ведения;
- осуществление иных полномочий, предоставляемых ему законом.
Обращение в Конституционный Суд. Представляет собой выраженный в форме запроса, ходатайства или жалобы повод обращения определенных законом органов и лиц в Конституционный Суд РФ.
Обращения - это своего рода судебный иск, с которым заявители обращаются в Конституционный Суд.
Обращение не является допустимым, если:
а) заявителем поставлен политический, а не правовой вопрос;
б) данный вопрос не конституционного уровня и не нашел разрешения в Конституции РФ;
в) оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина. Кроме того, не признаются допустимыми обращения, в которых речь идет о пробелах в Конституции, законе либо об их несовершенстве, и перед Конституционным Судом поставлена задача об усовершенствовании либо изменении данного закона.
37. Роль органов Прокуратуры Российской Федерации в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура представляет собой централизованную систему федеральных органов государства, призванных обеспечить единство (единообразное применение законодательства) законности на всей территории Российской Федерации. В главе 7 Конституции РФ содержится специальная статья, посвященная закреплению конституционно-правового статуса прокуратуры. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Нормативная база: Конституция РФ, Законом РФ «О прокуратуре РФ» (в редакции от 17 ноября 1995 г.). На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами. Деятельность прокуратуры базируется на таких принципах, как:
- единая централизованная система;
- независимость от органов государственной власти и других объединений и организаций;
- гласность деятельности;
- прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов;
- создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается;
- прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Прокуратура - орган, который наиболее оперативно разрешает основную массу обращений граждан по защите и восстановлению нарушенных прав.
Прокуратура следит, чтобы ОИВ, ОМС, органы контроля и их ДЛ точно соблюдали закон. Органы прокуратуры вправе внести протест на незаконные действия и правовые акты таких органов и ДЛ, привлечь виновных к административной или уголовной ответственности.
При обнаружении в действиях граждан признаков состава преступления прокуратура имеет право возбудить уголовное производство либо передать дело в любой орган.
В обязанности прокурора входит разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод. В Генеральной прокуратуре РФ создано управление по рассмотрению писем и приему граждан..
38. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Это Предусмотренное Конституцией РФ должностное лицо, уполномоченное осуществлять парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти, правительства и подчиненных ему органов в вопросах соблюдения прав человека. (ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).
В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, ОМС, ДЛ, государственных служащих при условии, что заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по жалобе. Жалобу надо подать в течение 1 года. О принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный должен уведомить в течение 10 дней.
При работе по жалобе Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все ОГВ, ОМС, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; воинские части; общественные объединения; запрашивать и получать от государственных и иных органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать объяснения должностных лиц (исключая судей) по жалобе; поручать компетентным органам проведение экспертных исследований по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки; знакомиться с уголовными, гражданскими и иными делами, решения по которым вступили в законную силу.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- во-первых, направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характер;
- во-вторых, обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении законодательства РФ либо о восполнении в нем пробелов.
39. Международная защита прав и свобод человека и гражданина как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
С 1 ноября 1998 г. в соответствии с Итоговой декларацией и планом действий, подписанными главами государств и правительств европейских государств в Страсбурге 11 октября 1997 г., вступил в силу Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека. На его основе постоянно начал действовать единый Европейский Суд по правам человека. С обращением в Суд вправе обратиться как государство, так и физическое лицо.
Предварительными условиями обращения (петиции) являются:
а) обращение в Европейскую комиссию по правам человека;
б) использование всех внутренних (внутригосударственных) средств решения спора.
Рассмотренное Комиссией обращение при отсутствии возражения Комитета министров передается в Суд. Состав Суда утверждается для каждого обращения отдельно. Решение Суда обязательно для государства. В Европейский Суд может быть подана жалоба исключительно на действия органов государственной власти от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что их интересы были ущемлены нарушением одного или нескольких прав, которые защищает Конвенция, т.е. если они являются жертвами нарушений государства, являющегося договаривающейся стороной. Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Европейский Суд по правам человека не является и ни при каких условиях не может выступать в качестве апелляционного суда, «суда четвертой инстанции». То есть он не может отменить или изменить решения национального суда. Государства - участники договора обязуются исполнять окончательное постановление Суда по делу, сторонами которого они являются. Окончательное постановление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46).
40. Федеративное устройство Российской Федерации и ее конституционно-правовое обеспечение.
Федеративное устройство России основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России, равноправие и самоопределение народов в РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов, равноправие субъектов РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Государственная целостность Российской Федерации означает, что Российская Федерация - неделимое государство.
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69). Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ. Данный принцип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.
Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их прав и обязанностей; возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ); самостоятельном определении системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции); равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).
41. Разграничение предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основополагающие требования, предъявляемые к основаниям и процедурам заключения договоров