Правовая основа - ФКЗ «О Референдуме РФ» от 28.06.2004 (в ред. От 06.04.2015).

Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.(ст.1)

Цель- принятие гос. решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда др. формы прямой демократии желаемого результата не дают.

Виды:

1)по юрид. силе: а) консультативный (позволяет выявить волю народа или населения определенной территории по тому или иному вопросу, которая затем находит отражение в акте (решении) гос. органа или органа местного самоуправления); б) императивный (обязательный);

2)по территории действия: а) общенациональный (представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам гос. значения); б) региональный (голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам гос. значения, референдум, проводимый на территории субъекта РФ); в) местный- голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. референдум, проводимый на территории муниципального образования.

3)по степени необходимости:а)обязательные; б)факультативные(по усмотрению орг вл или населения)

Правовое регулирование:

1)ограничен круг вопросов, выносимых на референдум(ст6 ФКЗ) (запрещается выносить: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Гос. Думы; принятие и изменение ФЗ о фед. бюджете; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан, изменение фед налогов и сборов);

2)запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения;

3)инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн. граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 50 тыс. из них;

4)с инициативой может выступить К. Собрание по поводу принятия новой КРФ (ст. 135);

5)решение, принятое на референдуме, обретает юр силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица.

17. Принцип разделения властей в Российской Федерации.

Идея разделения властей(РВ) связано Дж. Локком и Ш. Монтескье, которые сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

Конституция РФ 1993г. фиксирует данный принцип как одну из основ К строя. В ст. 10 говорится, что гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Важной особенностью является то, что Президент не входит ни в одну из 3 ветвей. Он глава гос-ва и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти.

Разделение властей - принцип конст. строя, согласно которому гос. власть осуществляется представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами, независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих друг друга.

Содержание принципа:

1)законы должны обладать высшей юрид. силой и приниматься только законод. (представительным) органом;

2)исполн. власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе гос-ва и лишь в некотором отношении парламенту;

3)между законод. и исполн. органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

4)судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

5)ни одна из 3 ветвей не должна вмешиваться в прерогативы др. власти, а тем более сливаться с др. властью;

6)споры о компетенции должны решаться только К путем и через правовую процедуру, т.е. К Судом;

7)К система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

18. Конституционно-правовые основы гражданского общества в Российской Федерации.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в сов-ти их взаимных прав и обязанностей.

Гражданское общество –общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между его членами независимо от гос-ва, но взаимодействующее с ним. Важнейшими эл-ми гр общества являются нации, классы, политические партии, движения, профсоюзы, трудовые коллективы, общ организации и объединения, союзы, негос СМИ, религиозные орг-ии, семья, личность.

Принципы формирования гражданского общества:

· Верховенство основного закона.

· Реальность прав и свобод граждан, причем предполагается, что они неотчуждаемы.

· Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством.

· Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

· Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов.

Наши рекомендации