Внутренняя организация работы парламентов.

В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях (например, председатель парламента по конституции Белоруссии 1994 г.), другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (например, хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, Генеральный контролер в Колумбии, Комиссия гражданской, т.е. публичной, службы в Индии). Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией (например, центральные избирательные комиссии в ряде стран).

Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель(спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего — иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий (председатели палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум сессии Всекитайского собрания народных представителей). Председатель палаты может быть не избранным, а занять это место по должности (вице-президенты являются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха).

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции(парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий) или к нескольким, близким по своим программам. Реже фракции создаются из тактических целей. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (Испания). К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Ранее, в условиях многопартийности в некоторых социалистических странах, фракции создавались и другими партиями, кроме правящей (Болгария, ГДР, Польша и др.). В настоящее время среди стран тоталитарного социализма несколько партий существует только в Китае; фракций в парламенте они не создают, депутаты группируются по территориальному признаку (по провинциям).

Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (например, по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению), и неспециализированными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в Великобритании). В последнем случае председатель палаты решает, в какую из них следует направить законопроект для предварительного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов, в Польше — 1/3. Представитель комиссии выступаете содокладом при обсуждении проекта закона, иного решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта. Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Министры не несут ответственности перед постоянными комиссиями, последние не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению (например, в Словакии). Если такой обязанности не предусмотрено, министры в демократических странах не уклоняются от этого из этических соображений, опасаясь публичного осуждения в случае пренебрежительного отношения к парламенту (комиссиям).

51. Вспомогательные органы и аппарат парламента.

Родиной парламента считается Англия, где в XIII веке власть короля в соответствии с Великой хартией Вольностей (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Затем подобные представительные учреждения возникли во Франции, Польше, Испании и др. странах.

Современный парламент- это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию в конституциях, другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента. Также, парламент создает отдельные органы, кот. Занимаются определенной сферой деятельности. Обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним. Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются на определенный срок, что служит им определенной гарантией. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган(президиум сессии в китае). Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. Председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии. Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты или комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевые и, или специализированные( по иностр. Делам, по с\х, здравоохранению). Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Палаты в случае необходимости создают временные комиссии -следственные, ревизорные, редакционные и др. Также парламент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются внутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведомства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой деятельностью. Аппарат парламента включает в себя три вида органов и лиц 1)вспомогательные службы парламента. 2)консультанты парламента. 3)личные помощники парламентариев.

52. Понятие и структура исполнительной власти в зарубежных странах.

Правительство – возглавляет исполнительную деятельность в стране, осуществляющий руководство государственным управлением. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.В состав правительства входит возглавляющий правительство 1. премьер-министр (премьер, министр-председатель, государственный министр). 2. министры, государственные министры, государственные секретари, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами.В составе правительства создаются более узкие структуры:1. кабинет - заседает и правит страной, включающий около 20 министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою резиденцию на заседания обычно раз-два в неделю;2. Совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;3. Президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства;4.Межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Премьер-министр. От него зависит подбор кандидатур в состав правительства, остальных министров он назначает и смещает сам, принимает решения от имени правительства. Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, традициями страны:1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

53. Правительство в механизме исполнительной власти зарубежных стран.

Правительство – это центральный орган исполнительной власти. Официальное наименование Правительства самое разнообразное – Правительство Германии, Чехии, но также может именоваться Советом Министров Бельгии, Кабинет Министров Украины, Латвии. В Исландии и Японии центральное правительство именуется просто Кабинет. В КНР – Государственный Совет. В Новой Зеландии Правительство именуется исполнительным советом, в США –Администрация Президента.

Правительство призвано осуществлять общее управление государственными делами, и отвечает перед народом за свои действия. В рамках демократии оно призвано отражать интересы общества, осуществляет охрану государственного строя, обеспечение безопасности. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, обладает широкими полномочиями. В системе органов власти Правительство занимает обычно лидирующие позиции, то есть по объему полномочий и реальному престижу.

Большой круг полномочий заключается в том, что Правительство необходимо для налаживания тесных связей в экономической, политической, культурной деятельности. В руках исполнительной власти сосредоточена вся власть по осуществлению законов. Исполнительная власть включает в себя основную массу государственных служащих. Исполнительная власть обладает огромными финансовыми ресурсами и распоряжается государственным бюджетом. Только исполнительная власть может осуществлять государственное принуждение, то есть она распоряжается вооруженными силами, частью исполнительной власти является жандармерия, полиция.

Существуют различные названия главы Правительства в различных государствах: Китай – Премьер Государственного Совета; в президентских и полупрезидентских республиках главой является Президент или Вице-президент.

Правительство постоянно взаимодействует с различными органами. В той или иной мере парламент осуществляет контроль над деятельностью Правительства. Также важную роль при контроле над Правительством выполняет легальная оппозиция.

Выделяют однопартийные и коалиционные правительства. Коалиционное правительство является многопартийным правительством.

На протяжении двух столетий с 17 века считалось, что в привилегированном положении должна находиться парламентская власть. Однако потом стало видно, что в привилегированном положении находится исполнительная власть. Правительство формируется парламентом, главой государства. Правительство координирует и контролирует деятельность. Член правительства не могут совмещать свои должности с любой другой деятельностью, направленной на извлечение прибыли. По партийному составу правительства: однопартийные (Лейбористов 2007-2010 – Великобритания.) Сейчас в Великобритании коалиционное правительство. Коалиционное правительство создается с целью парламентского большинства. Правительство меньшинства – большая редкость. Правительство тут должно выполнять текущую работу и готовит выборы. Обычно оно работает 2-4 мес. Но были случай, когда работало и год. Затем проводятся парламентские выборы для видения обстановки политических сил. В условиях смены политического режима может быть создано временное правительство чаще всего с ограниченными полномочиями. Например, Россия 1917., Франция. 1958, когда к власти был призван Шарль Де Голь, было принято временное правительство.

Наши рекомендации