Понятие и классификация парламентов в зарубежных странах.
Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Кроме этого парламент обладает и значительными иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и многое другое.
В основу классификации современных парламентов могут быть положены следующие существенные признаки:структура парламента и объем компетенции.
1. Классификация парламентов по структуре.
Традиционной системой построения парламентов был бикамерализм (двухпалатность).
По мнению многих ученых, в том числе проф. Я.М. Бельсона, вторая или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания нижней палаты, которая представлялась более демократической («фильтр»).
Вторая палата, по мнению современных ученых, необходима как интегральная часть парламента.
Особенно важна роль верхней палаты в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. В то же время среди молодых освободившихся государств были федерации (Камерун, Пакистан) с однопалатными парламентами.
Любопытным исключением из традиционных одно- или двухпалатных систем являлся трехпалатный «парламент», введенный в ЮАР в соответствии с Конституцией 1984 г.
2. Классификация парламентов по объему компетенции.
Компетенция определяет правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, взаимоотношение с другими высшими органами государственной власти.
По тому как конституции определяют компетенцию парламентов, эти учреждения можно подразделить на три группы:
1) парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы их полномочий, так
как в противном случае суды отменят принятые им нормативные акты. Наиболее типичным примером подобного рода является Конгресс США. Так, разд. 8 ст. 1 Конституции США содержит перечень из 18 пунктов, уполномочивающих Конгресс на совершение определенных действий. Разд. 9 ст. 1 дает перечень того, чего Конгресс не может делать - это дополнительное ограничение. Так Конституцией
США определена четкая сфера деятельности Конгресса.
2) Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу.
3) Парламенты с относительно определенной компетенцией. Здесь наблюдается подвижность границ, в пределах которых компетентны парламенты, например, Индийский парламент. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий.
45. Законодательная и учредительная компетенция парламента.
Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения.
Полномочия парламентов можно разделить на:
– законодательные;
– представительные;
– организационно-контрольные;
– учредительные.
Их содержание, объем и особенно соотношение между собой неодинаковы в зарубежных государствах:
– главная задача парламента – это принятие законов (они принимаются по особой процедуре). Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции, поправки к ним, органические законы;
– парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Он делает это самостоятельно или утверждает, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента (Государственный Совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей);
– парламент образует весь состав правительства, путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства; парламент избирает президента; парламент или одна из его палат является составной частью коллегии, избирающей президента;
– парламент формирует конституционный суд, верховный суд, назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц;
– парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию;
– парламент решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны;
– парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями; решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц, выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц;
– парламент наделен правом объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса);
– парламент вправе устанавливать материальные обременения государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония);
– парламент вправе решать вопросы государственной казны;
– парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Контроль парламента может иметь политический (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий) характер. Формы контроля: вопросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам: правительству, министрам, генеральному прокурору и др. на пленарном заседании парламента (палаты); дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства; вопрос о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству; доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат; парламентские слушания; парламентские расследования и другие.
Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция (в США президент назначает министров, членов Верховного суда с согласия Сената; в Бразилии высшие судьи, Генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются Президентом с согласия нижней палаты).
46. Контрольная, судебная, бюджетно-финансовая компетенция парламентом.
Финансовые полномочия
Полномочия парламентов давать согласие на установление налогов и других источников государственных доходов и определять ассигнования на государственные нужды являлись самой древней парламентской привилегией.
Что касается бюджета, то первоначально значение его заключалось лишь в установлении общих сумм расходов. Затем парламенты получили право контроля за их использованием. В более позднее время парламенты уже стали обладать правом определять в бюджете, как должны расходоваться выделяемые средства, запрещать перераспределение средств из одной статьи в другую. В некоторых странах в бюджет стали включаться и источники финансирования расходной части. Бюджет представляет по существу развернутый план деятельности правительства на соответствующий финансовый год. Отчет об исполнении бюджета позволяет контролировать выполнение этого плана.
В ограничении финансовых прав парламентов заинтересован банковский и промышленный капитал, который использует государственную казну как дополнительный источник обогащения, получая выгодные государственные заказы, субсидии, кредиты, финансовые гарантии и др.
Однако степень полноты использования парламентами своих финансовых прав часто зависит от расстановки в них политических сил. Там, где правительство не опирается на поддержку парламентского большинства, депутаты, как правило, подвергают проекты бюджетов серьезному обсуждению, вносят в них многочисленные поправки, более полно используют контрольные полномочия парламентов. Но при всех обстоятельствах приоритетом в этих вопросах обладает правительство, так как оно, подготавливая проект бюджета, опирается на квалифицированный административный аппарат, который владеет необходимой информацией, чего не имеют депутаты.
Следует в то же время отметить, что часть финансовых прав парламентов стран, входящих в Европейский Союз, перешла к его органам. Это касается, например, установления таможенных пошлин и некоторых других сборов.
Судебные функции
Полномочиями судебных органов парламенты обычно не наделяются. Исключение составляет Палата лордов британского Парламента, которая в первой инстанции (в составе судебных лордов) рассматривает дела о преступлениях, совершенных пэрами, и может выступать в качестве апелляционной инстанции.
В большинстве же государств парламенты наделены правом привлекать президентов, членов правительства, а иногда и других высших должностных лиц государства к судебной ответственности за совершенные ими преступления. Такая процедура получила наименование "импичмента".
Процедура импичмента в разных странах различна. В одной группе стран возбуждение дела осуществляется нижней палатой, а для его рассмотрения верхняя палата преобразуется в судебную коллегию (США, Великобритания, Бразилия). В США вынесенный Сенатом приговор может заключаться только в отстранении от должности. В ряде других стран решение о возбуждении преследования принимается либо парламентом в целом (Франция, Италия, Польша, Япония), либо только нижней палатой (Испания), либо любой из палат (ФРГ, Индия). Рассмотрение дела осуществляется специальным судом (Франция, Япония, Норвегия, Дания, Греция), конституционным судом (ФРГ, Италия), высшим судебным органом государства (Испания, Швеция) либо специальным трибуналом, созданным из депутатов парламента (Венгрия).
В странах с парламентарной формой правления возможность применения импичмента имела значение в период, когда правительство не несло политической ответственности перед парламентом. С введением такой ответственности импичмент практически не применяется. В президентских же республиках он может использоваться как весьма эффективное средство, что видно на примере США.
Парламентский контроль
Конституционная практика знает следующие формы контроляпарламента за деятельностью исполнительной власти: обсуждение основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентские запросы, контрольная деятельность постоянных комиссий и специальных расследовательских комиссий, а также других специальных органов парламента и особых должностных лиц, назначаемых парламентом или его палатами, выражение недоверия правительству или отдельным министрам.
Как правило, после созыва нового состава парламента или открытия очередной сессии по правительственному заявлению (посланию главы государства) на пленарном заседании парламента развертывается широкая дискуссия,в ходе которой депутаты дают оценкувсей правительственной политикеили отдельным ее аспектам. Однако большая или меньшая степень воздействия на правительство выступлений депутатов зависит от того, пользуется ли оно поддержкой парламентского большинства или нет.
Особой разновидностью контроля считается институт депутатского запроса,который адресуется правительству в целом или отдельным министрам. Порядок внесения запросов и их рассмотрения установлен в регламентах парламентов. Они имеют две формы: устный или письменный вопроси интерпелляция.Действенной формой является интерпелляция, хотя в некоторых странах она и не применяется (Франция, Великобритания).
Как правило, интерпелляции используются в нижней палате, поскольку их обсуждение может привести к выражению недоверия правительству.
В ряде стран контроль за деятельностью правительства и его администрации осуществляют постоянные парламентские комиссии.Особенно эффективна в этом отношении деятельность финансовых комиссий. Контрольными правами наделены, например, постоянные комитеты Сената США, шведского Риксдага, комиссия Бундестага по вопросам обороны, комиссии по иностранным делам некоторых парламентов. Но парламенты большинства стран могут создавать и специальные расследовательские комиссии(комитеты).Чаще всего такие комитеты создаются в странах, где не предусмотрена политическая ответственность правительства перед парламентом. Они имеют право запрашивать информацию и документы не только от государственных органов, но и от общественных организаций. Их деятельность широко освещается в печати.
Для осуществления своих контрольных полномочий парламенты могут создавать особые органы и назначать специальных должностных лиц: ревизоров, контролеров, омбудсманов, уполномоченных и др. Так, в целях проведения финансового контроля и контроля за управлением государственным имуществом в Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии созданы Счетные (контрольные) палаты.Те же функции возложены в ряде стран на парламентских ревизоров. Они регулярно докладывают парламентам о результатах своих проверок.